К вопросу о гражданской духовности

               


     *240 лет Московской медицинской академии. Материалы научно-методической конференции преподавателей академии «Современные проблемы образования в высшей медицинской школе». Москва. – 1998 г., с.65-66. МЗРФ, ММА им. И.М. Сеченова. Издательский Дом "Русский врач".


     В последнее пятилетие традиционный подход к медицинскому образованию заметно изменился. Высшая школа создает новые модели образования. Речь идет о подготовке медицинских специалистов нового качества. В чем же будет заключаться новизна – ответы неоднозначны.

     Вместе с тем, происходит активное преобразование системы оказания медицинской помощь в целом. Несомненный вклад вносит высшая медицинская школа и в первую очередь, ведущие медицинские вузы, одним из которых является Московская Медицинская академия им. И. М. Сеченова. Лучшие традиции отечественной медицины зарождались здесь, в первых клиниках городка на Девичьеьм поле.

     Обратившись к истории, нельзя не заметить, что именно здесь впервые заговорили о расширенной подготовке студентов по терапии, чтобы будущий врач мог достойно встретить суровую действительность, отличную от условий университетской клиники. На примере академии стала очевидной роль частной инициативы в создании и расширении клинической базы медицинского факультета (пожертвования В.А. Морозовой в виде денежных средств и С.В. Пасхаловой в виде участка земли). Сегодня традиции частной инициативы прививаются и в системе последипломной подготовки специалистов. В ряде медицинских вузов Москвы организуются частные школы по обучению новым методикам современного хирургического лечения заболеваний. Примером может служить учебно-научный медицинский центр профессора К.В. Лапкина (кафедра хирургии университета Дружбы народов ), который рассматривает 23 варианта проведения лапароскопических операций в городской больнице №64.

     Не менее важной задачей «императорский университет» считал «создание добродетельного человека», воспитание «культуры сердца», благонравия. Сегодня пытаются решать ее по-новому, в ситуации «идейного вакуума», в которой, по мнению О.И. Чеченкиной, «в студенческой среде все более усиливается установка на получение утилитарного образования, все слабее становится ориентация молодежи на личностное развитие». А так как академия всегда выпускала людей «всесторонне развитых, думающих, критически мыслящих», именно таких, которые «во многом способствовали не только развитию русской науки, но и русской культуры», то и сегодня медицинская общественность вправе ожидать от нее решительного шага, отвечающего все возрастающей роли истории отечественной медицины, особенно ее культурологического аспекта. Не философия, не биоэтика, не культурология, и даже не история Отечества, а история отечественной медицины должна стать важной частью медицинского образования современного специалиста. Именно исторический подход способен привести к личностной переоценке определившихся черт новой системы высшего медицинского образования.

     Чрезмерная предметная дифференцировка медицинских знаний, в последнее время осуществляемая в ряде российских медицинских вузов и на медицинских факультетах, искусственно изменяет образно-клиническое мышление врача, без которого невозможно врачевание. Она также способствует вытеснению гражданской духовности из системы медицинского образования, место которой с необычайной быстротой заполняет духовность религиозная, чуждая главной личностной потребности – потребности в поисковой активности.
 
     Самое главное, что может сегодня дать высшее образование – это духовность в лучших гражданских традициях. Согласно русской медицинской традиции, которая сохраняется в истории отечественной медицины, деятельность врача всегда была делом служения, а не делом дохода. Это отличало отечественную медицинскую школу от всех других школ.

     Мировоззренческая позиция врача должна быть пронизана духом истины. Не той, которую слепо принимают на веру, без проверки и рассуждений, а той, которая познается через многолетний, неустанный труд, воплощенный в конкретный положительный результат деятельности.


Рецензии
"Рука бойцов колоть устала..." М.Ю. Лермонтов. "Бородино". Вакцинация.

Лариса Студеникина   11.10.2021 18:27     Заявить о нарушении