Прокуроров

ПРОКУРОРОВ

          Так в трудах и прошла зима. Весна, а за нею и лето добавили еще больше хлопот. На этот раз Карданова жена решила купить угля. С дровами много «возни», да и по деньгам практически то же самое получается. «Если мы собираемся топить углем следующей зимой, нам нужно переделать печку. Топка сильного жара не выдержит. Если она развалится, когда наступят сильные морозы, беды потом не оберешься. Я собираюсь поехать к сестре на две недели, а ты за это время переделаешь печку из огнеупорного кирпича и съездишь в районный центр купить угля», - она дала наставления мужу, вручив ему необходимую сумму денег.

Солнечный свет, пробиваясь сквозь оконные занавески, пробудил Кардана от сокровенного сна; в доме царила непривычная тишина. Никто не шевелил и не торопил, никто не заставлял и не понуждал – сам себе хозяин. «Нужно включить внутреннюю мотивацию. Крутиться нужно», - подумал Кардан. Он встал,

65

умылся, поделал необходимую по дому работу, перекусил и принялся разбирать печку. Приставив зубило к глиняным швам между кирпичами, и постукивая по нему молотком, он тщательно начал отделять их один от другого. В хозяйстве все пригодится. Зачем добро выбрасывать? Еще не было такого случая, чтобы у Кардана что-нибудь пропало. Он вынес кирпичи на улицу, определил для них место во дворе и аккуратно сложил. Сверху положил лист шифера, защитив их таким образом от губительного влияния дождя. Сдвиги были на лицо. Печка разобрана – полдела сделано.
 
          Подошло время обеда. Кардан поджарил себе холостяцкую яичницу с салом, отрезал кусок хлеба и уже принялся было за еду, но вовремя остановился. «Чего-то не хватает? - кружилось у него в голове. – Ну, конечно, как же возможно, одному оставшись дома без контроля жены, да не выпить? Другой, наверное, скучал бы и мучился в одиночестве? Но только не я. Я не из тех, кто под танки бросался». Взяв необходимую сумму денег, выделенных женой на уголь, он помчался в магазин, купил спиртное и прибежал домой. «Теперь чувствуется, что жизнь налаживается», - ожило у него все внутри. В желудке потеплело, а жареные яйца превратились в неземное лакомство. Жизнь действительно налаживалась, и уже одиночество не пугало, а, наоборот, превратилось в приятное времяпровождение. Походы в магазин приобрели регулярную частоту, а из закуски даже вареная картошка в мундирах стала чем-то небесным. Прошла неделя – половина денег потрачена. «Стоп! - остановил себя Кардан. – Нужно купить хоть половину угля».

Он приложил титанические усилия и вышел из алкогольного ступора. Дав себе дневную передышку,

66

он на следующий день подался в районный центр. Напротив вокзала красовался новенький бар под названием «777». Кардан прошел мимо магических цифр и мгновенным взором запечатлел их в своей памяти. Чем дальше он отходил от бара, тем частота их повторения в уме возрастала. «Семь, семь, семь. Семь, семь, семь», - барабанило в голове. Он остановился, как будто ударился о невидимую стену, сделал разворот на месте и посеменил быстрым шагом с короткими перебежками к сказочному месту. Внутри помещение было освещено тусклым романтическим светом; слух ласкала обворожительная музыка. «Выпью бокал пива и хватит – он утешил себя. - Всего нужно в жизни хоть раз попробовать, чтобы не было потом мучительно больно за бесцельно прожитые годы», - в его памяти выплыли из мрака лет знаменитые слова из произведения Островского «Как закалялась сталь». Кардан и сам не заметил, как с пива перешел на вино. Он знал, что градусы можно повышать, но не понижать, поэтому за вином последовал коньяк, а дальше – провал в памяти.

           Проснулся он на вокзале в холодном поту. «Деньги, где деньги? Неужели все прогулял?» Он кинулся по карманам; что-то есть. Дрожащие руки тщательно перебирали купюры, аккуратно складывая их в стопку. Он пересчитывал их снова и снова и не верил своим глазам. На уголь денег не хватит. Не только на половину, но даже на половину половины. Кардан знал из опыта – безвыходных ситуаций не бывает. Денег хватало, чтобы заплатить за доставку, а остальное – дело техники. «Когда Кардан крутится - машина едет. Крутиться надо!» - воодушевленные мысли зажгли в его душе искорку надежды. Он поднялся

67

 со стула, отряхнулся, выпрямился и зашагал на угольную базу «добывать уголь».
Если человек составляет план для наживы за чужой счет – он обманщик, а если обман происходит спонтанно, нечаянно, то это просто образ жизни. Кардан не обдумывал своих авантюр заранее, он не был злодеем, все в его жизни происходило автоматически, непреднамеренно, и его совесть была чиста от тягот греха.
«Где у вас начальство заседает?» - спросил он у стоящего у ворот охранника. Получив нужную информацию, Кардан ринулся прямиком к кабинету начальника. Секретарша объявила, что директор занят: у него посетитель, и нужно подождать пару минут в коридоре.

          Наконец кабинет освободился, и наш искатель приключений вошел к грозному управленцу. Он начал свой разговор прямо, без обиняков:
- Нужен уголь. Денег нет. Давайте пойдем на бартер. Я работаю в тракторной бригаде механиком; могу предложить любую деталь.

Кардан попал в точку. После развала Советского Союза техника не обновлялась, запчастей достать было невозможно, и на угольной базе так же, как и везде, были одни и те же проблемы – изношенный транспорт. Директор задумался. Не так просто сделать выбор, когда столько всего нужно. Для того, чтобы не прогадать, он назвал самую нужную, по его мнению, деталь:
- Топливный насос к «Беларусу».

Не успели последние слоги названия трактора покинуть рот говорящего директора, как Кардан включил свою привычную, проверенную на опыте, тактику:
- Сделаем. Все сделаем. Будет вам топливный насос.

68

–Он указал адрес, куда нужно будет приехать, и добавил, - спросите Прокуророва, меня там каждая «собака» знает.
- Тогда, значит, договорились? – директор протянул Кардану руку. – Иди ищи транспорт, а я через пару дней подъеду к вам по насос.
Кардана обратно понесло:
- Конечно, приезжайте. Сделаем. Все сделаем. Насос будет, - он уже закрывал за собой дверь, но не прекращал сыпать сладкие обещания, вскружившие голову удовлетворенному начальнику.

          Кардан подался в село искать водителя по прозвищу Собака, которого называли так, из-за его увлечения фантазированием и постоянным враньем. Говоря о нем, каждый заканчивал свой рассказ словами: «Врет, как собака!». В это время Собака возил еду на  поле работникам, занимающихся уборкой урожая. Пришло время обеда, и колхозники собрались в тени, возле леса, ожидая машину с едой.
 
         Утомленный прохладой и сыростью, на опушку леса выполз уж погреться на солнце. Он лежал спокойно на траве, наслаждаясь солнечными лучами, и не ведал, что место, которое он облюбовал, придется по вкусу также и колхозникам. Один из водителей, не подозревая, что эта территория уже была занята ползучим обитателем леса, чуть не наступил на него ногой. Он быстро в испуге отошел в сторону и рассказал своему коллеге о неприятной встрече. Как оказалось, его товарищ совсем не боялся рептилий. Он поймал ужа и намотал его на руку.
- Что ты делаешь? Ты что, не боишься? – задал беспокойный вопрос его коллега. – Зачем он тебе?
Выбрось его!

69

- Видишь, вон, Чика к нам идет. Сейчас мы его отучим «стрелять» сигареты. Давай закурим, чтобы нагнать ему охоту. И мы сделаем вот так…
Он снял пиджак, повесил его на сук дерева и осторожно положил ужа в карман.
- О, ребята, а закурить не найдется? – протараторил Чика выработанную годами и отточенную до автоматизма просьбу.
- Вон, возьми, в кармане пиджака, - затейник розыгрыша указал ему пальцем на зловещую наживку.
Чика как молния метнулся к указанному месту и быстро сунул руку в карман. В мгновение ока его как будто пронзило электрическим током, он отринул руку назад и задыхаясь от волнения выговорил:
- Там…
Юмористы заливались со смеху, а Чика стоял весь белый, с выпученными глазами и распростертыми руками. Он пытался еще что-то добавить, но только смог выговорить, всхлипывая от недостатка воздуха:
- Там…
Наконец смех товарищей «вернул его к жизни». Поняв, что это был розыгрыш, он махнул рукой и пренебрежительно воскликнул:
- Да ну вас, дураки!
Разгневанный на своих обидчиков он отошел в сторону, кипя от злости и негодования.
Из лесу вышло три охотника с ружьями и подошли к Чике.
- Вы собаки не видели? - обратились они к нему.
- Подождите здесь, сейчас будет везти обед, - ответил им Чика.
В этот момент подъехал Кардан на велосипеде.
- Ты Собаки не видел? – он задал Чике аналогичный вопрос.

70

- О, и ты его ищешь. Вот люди тоже его ждут. Подожди немного, сейчас обед будет везти.

Охотники в недоумении стояли, переглядываясь один на другого.
- Подождите ребята, - наконец выговорил один из охотников, - собака четвероногая, с хвостом и гавкает. Вы случайно ее не видели? Мы не далеко отсюда на болоте на диких уток охотимся и потеряли ее.
- О, так бы и сказали, - недовольным тоном проворчал Чика, - что четвероногая, с хвостом и гавкает; а то собакой мы называем нашего водителя, который нам обед возит. Откуда мне было знать какого «собаку» вы имели в виду?

          Охотники развернулись и ушли дальше искать своего четвероногого друга.
Наконец подъехал Собака на машине. В кузове грузовика стояло четыре резервуара. В одном из них был суп, во втором - картошка, в третьем - котлеты, а в четвертом - компот. Прибывшая с Собакой кухарка начала насыпать суп в тарелки, которые усталые и проголодавшиеся рабочие уносили в уже заранее выбранные тенистые и травянистые места для удобного принятия трапезы. Те, кто поел первое, стояли в очереди, с пустыми тарелками, за вторым. Кардан подошел к Собаке и договорился о доставке угля. «Только ты найди пленку, чтобы не замарать машину. Сам понимаешь – обеды вожу» - предупредил его водитель.

           Уголь доставили. Два дня было затишье. Директор угольной базы решал неотложные дела. На третий день он поехал к Прокуророву, чтобы забрать обещанный топливный насос. Он прибыл на тракторную

71

 бригаду и направился искать механика.
- Вы Прокуророва не видели?
- Нет, не видел, - ответил ему механизатор в недоумении. – А кто он такой?
- Ваш механик по ремонту.
- Нет у нас механика Прокуророва.
Директор угольной базы не верил своим ушам. Неужели его обманули? Он не мог так просто поверить первому рабочему: тот мог ошибиться. В отчаянии он начал бегать по территории тракторной бригады и задавать один и тот же вопрос: «Вы Прокуророва не видели?» Никто не имел ни малейшего понятия, кто такой Прокуроров. Он зашел в кабинет директора и получил такой же ответ, как и от механизаторов: «Нет у нас никакого Прокуророва, это вас, наверное, кто-то обманул».
 
          Начальник угольной базы не мог поверить в свою оплошность: «Не может быть, чтобы меня обманули». У него стучало в висках, в груди пекло; он кинулся искать Кардана по селу, останавливая всех встречных и задавая один и тот же вопрос:
- Вы Прокуророва не видели?
- Кто такой Прокуроров? Не видели, не знаем, - с недоумением отвечали они. А вы обратитесь к председателю сельсовета, он всех людей в селе знает.
Тонущий директор угольной базы схватился за соломинку и помчался в сельский совет.
- Вы не знаете кто такой Прокуроров? – спросил он у председателя и рассказал ему историю с бартером.
- Прокуроров, Прокуроров и что оно за Прокуроров, – твердил и твердил председатель. – Прокуроров, Прокуроров и что оно за Прокуроров?  Кардан или что? – наконец само собой вырвалось у него заключение.

72

–Если вы ему сами отгрузили уголь, то у вас не получится дать делу законный ход. Он же его не воровал? – объяснил председатель. – Езжайте к нему и договаривайтесь.

         Он рассказал ему, как найти дом Кардана и провел расстроенного директора к двери. «Ну и наивный же, а еще управляет угольной базой», - подумал председатель, провожая глазами уходящего простака.

          Кардана дома не оказалось; да и застать его в следующий и последующие разы не удалось. В конце концов начальник угольной базы смирился со своей потерей; поругал сам себя за свою доверчивость и процедил сквозь зубы: «Вот, гад!»
          Буря миновала, и Кардан вернулся домой. Жена должна приехать с минуты на минуту, нужно взяться за печку. Он замесил глиняный раствор и начал класть кирпич. Распахнулась дверь, и в дом вошла усталая от поездки супруга.
- Ну что, печку делаешь? – выдохнув, спросила она.
- Да, сдвиги есть, - оправдался покорный муж.
Жена посмотрела на только что начатую работу и испачканного в глину мужа и воскликнула:
- Вот, гад! Сейчас как сдвину, так и голова сдвинется! Чем занимался две недели?! Давай, быстро доделывай!
Кардан молча, осознавая свою вину, продолжил работу.
- Хорошо, что хоть угля купил, а то сейчас была бы развязка трагического сюжета, - пригрозила, немного успокоившаяся жена.

73


Рецензии
Дуракам и наглым часто везет...
а наивным, как сказали Вы живется легко???
По-моему мнению, нет!
Но всему бывает конец.
С улыбкой
*))

Валентина Егорова   28.03.2016 23:44     Заявить о нарушении
Хорошая жизнь у наглых часто прекращается, согласен.

Белоусов Андрей Викторович   29.03.2016 04:10   Заявить о нарушении