Воскресший Рим

Жизнь каждого судьбе своей подвласна,
Никто не может избежать ошибок...
Цюй Юань


ВОСКРЕСШИЙ РИМ

Если человек достиг способности решать сложные логические задачи, создал технологии, посягнув на обуздание законов  природы, создается впечатление о том, что существует еще более совершенный ум, который смог создать самого человека. А, может, все обстоит гораздо проще? Может, ответ на этот вопрос скрыт не в высокой, а низменной природе человека, руководимого инстинктами в начале своего пути.? В любом случае, как утверждал К. Ясперс, становление человека есть глубочайшая тайна, до сих пор совершенно нам недоступная и непонятная. (Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М., 1991, с. 76).

Давайте попробуем заглянуть в далекое  прошлое, когда человек спустился с дерева из-за недостатка пищи в поисках новых мест для своего пропитания. Прямую осанку человека можно объяснить тем, что ему пришлось выпрямляться во весь рост, дотягиваясь до плодов верхними конечностями, или сбивать их палкой. В таких условиях он провел достаточно много времени, что и сделало его прямо ходящим.
 
 Как известно, первобытные люди жили группами, в каждой из которых доминировал лидер (самец). Достаточно понаблюдать за природой, и мы увидим

111

подобную ситуацию у других животных. Место лидера стремились занять все самцы группы для удовлетворения сексуального инстинкта. Со временем условия обитания ухудшились, и человеку пришлось искать другие места обитания. В виду того, что средств для пропитания не доставало, а живой организм не может не удовлетворять свои инстинкты, иначе он погибнет, группы людей столкнулись с себе подобными, и началась борьба за выживание. Столкновения между семействами приводили к быстрой смене лидера, и часто уже не самый сильный и опытный занимал место вожака, а один из таких же братьев, как и остальные. Как раз смещение (убийство) брата братом и всколыхнуло внутренний мир убийцы, заставило его задуматься о нехватке близкого помощника. Он переживает, убит горем, сокрушен в отчаянии, ведь это он лишил брата жизни, он виновен, он совершил ужасный поступок! Память о близком человеке не покидает его, убийца пытается вернуть своего товарища: сооружает алтарь, поклоняется неведомым силам. Нет, он не мог покинуть его навсегда, это невозможно, ведь только вчера они сражались вместе, делили добычу, радовались победам; он думает, что погибший товарищ где-то теперь в ином месте, может быть, среди звезд? Если кто-то из вас хоть раз в жизни убивал животное, хотя бы случайно, он поймет, о каких переживаниях  идет речь.
 
Человек - единственный в природе, кто убивает себе подобных с низменной целью, иногда даже ради удовольствия, до мелочей продумывая свои злодеяния. Людьми руководит борьба за выживание и

112

стремление к превосходству над себе подобными. Выражение «в природе выживает сильнейший» больше всего применимо к homo sapiens. Человек начинает изобретать все новое и новое оружие для уничтожения своих собратьев. Даже в наше время первоначальное применение новейших технологий было направлено против человека – для изготовления оружия. Когда технологии устаревают, только тогда они становятся достоянием широкого общества, переходя в мирное применение.
 
         Культурное развитие Греции античного периода является беспрецедентным. Оно сформировано с позиции эстетически-философского восприятия красоты, которое в настоящее время переживает некое смещение на позиции «жесткой эстетики», обусловленной изменением нормативного нравственно-эстетического климата современности. Такое, возможно,  неожиданное   изменение эстетических акцентов отражает иногда только личностную спонтанную оценку и не поясняет понятие красоты в универсальном ее значении. Значит ли это, что изменилась сама формула эстетического восприятия? И былые эстетические каноны больше не действуют. Популярная культура настолько овладела современным миром, что те, кто не знаком с античностью вообще, не представляет себе существования иного взгляда на жизнь. К сожалению, это естественный процесс, остановить который невозможно из-за практически полной  коммерциализации современной культуры.

Конечно же мы наблюдаем весьма существенное
различие между «бытовым» понятием красоты и

113

эстетически-философским. Ныне существует такая мощная палитра эстетических норм, суждений, взглядов, такое поистине неограниченное пространство для эстетического креативного воплощения. И здесь важно правильно сориентироваться, чтобы не сорваться в крайнюю плоть креативности, как раз в ту «жесткую эстетику» хамского, низменного, кричащего, безвкусного. Потому как норма несколько нарушена. Предпочтение отдано на откуп безобразного, дурновкусия.
 
        Когда вы созерцаете какой-нибудь предмет, вы можете сказать: «Он мне нравится». Другой человек, посмотрев на него, воскликнет: «Да он же безобразен». «Дело вкуса», - скажете вы. А если нет вкуса?! А если он другой? Есть ли некая формула правильного эстетического восприятия? Вкус нужно формировать, последовательно, терпеливо, возделывая целый культурный эстетический опыт. Возьмем тот же предмет, о котором вы высказали различные мнения. Мы видим, что в нем нет ничего лишнего, ничего недостающего, мы ощущаем его гармонию, полноту, ничего не диссонирует, следовательно, он эстетически красив. В примере с человеком мы возьмем средние пропорции тела и лица и увидим в нем идеал. Эстетически-философское восприятие красоты нужно развивать, оно связано с логическим вычислением мозга и присуще отнюдь не всем. Почему именно грекам удалось создать, как нам кажется,  целостный эстетический пласт культуры, сформировать некие каноны  красоты, которых мы придерживаемся до сих пор, называя их высокими и неподражаемыми. А, может не все так однозначно?

114

Великий  исследователь античности А.Ф. Лосев пишет «...когда мы видим, что Платон гонит в шею всех художников и поэтов из своего идеального государства вместе с проститутками, актерами, модистками, цирюльниками, поварами, торговцами лакомствами и пр., всю эту, как он выражался, «массу ненужных людей». Где же тут искусство, красота, любовь, творчество?» Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии» - М., 1993, с.775.

Может быть сейчас у нас есть такой шанс - создать определенное поле новой эстетосферы, привнести нечто новое, которое бы определило новые каноны прекрасного, придало новое содержание и смыслы  на последующие века.

Бессмертные произведения греческих трагиков, таких как Эврипид, Софокл и Эсхил, также влияли на древнего грека. Посредством  сильного переживания о трагической  судьбе героя у зрителя вырабатывается иммунитет к трагедиям в личной жизни. За что ему оставалось переживать, ведь в его жизни было уже столько трагедий, пережитых в театре? Беспомощность человека перед неумолимым роком, невозможность что-то изменить в своей жизни, полная зависимость перед волей богов не оставляли ничего иного, как смириться перед жестокой реальностью. Действие трагедии сопровождалось музыкой и хором. Сначала был только один актер, жалкий и бессильный перед «диктатом» природы, жестокими силами, не обращающими внимания на человеческие мольбы, со временем, для диалогичности, на сцену ввели еще одного актера.

Греческая трагедия, как кульминация высокой

115

эстетической культуры, осталась в прошлом. Современная ее версия является, скорее всего, сентиментальной драмой, которая, после многократного просмотра, еще больше делает нас изнеженными и ранимыми, а стало быть, уязвимыми. Конечно, и сегодня есть люди, закаляющие себя в трудностях, но только они являются, скорее, исключением. В Древней Греции же данный феномен носил массовый характер.

Высокую эстетическую норму в художественных произведениях мы можем проследить на примере  двух поистине бессмертных сочинений.

Греческая культура началась с мифологического цикла, в центре которого находятся известные произведения великого Гомера: «Илиада» и «Одиссея». Они так великолепно вписывались в этот цикл, что до девятнадцатого века их считали вообще вымыслом. Если мы посмотрим на сюжет «Илиады», то заметим некую странность: она не имеет ни начала, ни конца, в то время как «Одиссея» имеет полный круг событий и в художественном плане совершенна. Ответ как раз кроется в этих двух произведениях. Они были двумя культовыми эпосами своего времени. Их многие учили наизусть и пели. Постоянно сравнивая одно произведение с другим, люди пытались доработать «Илиаду», придумывали ей различные начала и окончания. Полнота «Одиссеи» демонстрировала им путь, по которому можно дополнить «Илиаду» и воссоздать логическую полноту действий. По своему содержанию это были великие произведения, требующие высокого нравственно-эстетического качества мифов, начинающих и заканчивающих «Илиаду».

116

          Возможно, так  и родилась высокая культура, с эстетическим восприятием мира, чувства полной гармонии человека - природы - общества.

На протяжении десятков веков стиль жизни остается практически неизменным. И вот, конец XVII начало XVIII  столетия – первая технологическая революция. Что же послужило ее причиной?

Немного истории. Рим в свое время обрел господство над громадной территорией, в которую входило даже южное побережье Крыма с самым большим полисом Херсонесом. Римская империя на территории Европы объединяла, по сути, молодые племена и народы. Избыток рабов делал ненужным развитие технологий. Взятие Рима и крах империи послужили важнейшим моментом в развитии европейских государств.
 
Основными причинами падения Западной Римкой империи  мы бы выделили:

- истощенная армия;
- постоянные военные и гражданские потрясения;
- своеобразная демографическая проблема;
- раздробленность в экономике и ее падение;
- экономическая «аритмия»;
- падение социальных устоев;
- аполитичное индифферентное общество;
- нравственная «деградация» в отношениях как личности с обществом так и в межличностных отношениях;
- возникновение христианства и сосуществование

117

различных конфессий;
- поликультурность.

Новая религия привнесла низкую культуру, так как она характеризовалась нетерпимостью и непринятием чего-либо, что не входило в ее доктрину. Эта религия расходилась с учением, которое проповедовал Иисус, потому что она была приспособлена апостолом Павлом к нуждам язычников. Если мы сравним в Новом Завете проповеди Иисуса и письма апостола Павла, то заметим несоответствия их взглядов.

 Дело в том, что язычники по-другому воспринимали Благую весть, чем евреи, и нуждались в ином подходе, это-то и  осознавал Павел. Да, ему удалось обратить людей в новую религию, но только таким методом, какой воспринимали язычники.
Знание, выходившее за пределы доктрины, стало предметом гонений. Люди, немного проявившие смекалку, обвинялись в ереси, и с ними расправлялись беспощадно. Христиане, одолев всех несогласных, подорвали мощь империи постоянными разногласиями и спорами между собой. Священники стали диктовать свои условия, а кто противился, дорого заплатил за свои свободные взгляды. К внутренним разногласиям присоединилось еще и давление кочевых народов. Рим, разделенный противоречиями в религиозных взглядах, распался на восточную империю со столицей в Византии и западную с центром в Риме. Внутренняя борьба все больше разрушала империю изнутри. Множество религиозных конфессий в современном мире, подтверждают неоднозначность взглядов верующих, приводящих к постоянным спорам и разногласиям. В конце концов империя пала. 

118

Народы, входившие в ее состав, начали бороться за свое выживание и утверждение. На этом этапе технологическое совершенствование давало преимущество одному народу над другим, выражавшееся в изобретении новых видов оружия. Желание обогатиться толкнуло алхимиков, пытавшихся превратить простой камень в золото, проделать множество химических опытов. Это был расцвет алхимии, некая проба любопытствующего ума, неудержимого и авантюрного. Все это в результате и привело  со временем к технологической революции. Заметьте – эта революция произошла на территории христианской Европы – и этим многое сказано.
 
Во избежание противоречий уточним, что в данном случае христианство рассматривается как движение, а не учение Иисуса Христа. Миллионы жертв инквизиции и крестовых походов подтверждают несоответствие христианского движения с учением его основателя – ведь Иисус проповедовал любовь. Современные религиозные организации основывают  свое учение на Евангелии (Благая весть), вернувшись к истокам христианства. Их взгляды во многом отличаются от средневековых, когда авторитет церкви был более могущественным, чем Святое писание.

Несмотря на более, чем тысячелетний застой в Европе, так называемые «темные века», понадобившиеся для восстановления после падения империи, само движение сыграло позитивную роль в развитии европейских государств. Новая религия привнесла иные добродетели, такие как добро и любовь; язычники же ценили силу, славу, триумф. Христианские

119

государства смогли добиться большего в плане расширения общественных свобод, чем страны с другими традиционными религиями.

Христианские заповеди объединили простых людей в их борьбе за расширение своих прав. Это была длительная и жестокая борьба. А что дается легко? Империя все же смогла воспрянуть, возродиться, и на ее просторах  через много веков восстал новый республиканский Рим – Евросоюз.

120


Рецензии
Читала и вспомнила Лондонский Британский музей , огромный зал посвящен А. Македонскому и греческой культуре. Бюсты философов и предметы, которые были в ту пору. Много интересного Британия завезла к себе ,множество исторических памятников украшают залы. Высокая культура в то время была, Рим процветал…
Сделала много фотографий.
*
Читать по частям удобно.
Новых свершений!
С теплом
*))

Валентина Егорова   03.03.2016 00:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Валя, последовал вашему совету.

Белоусов Андрей Викторович   03.03.2016 06:18   Заявить о нарушении