Зависимость судьбы от обстоятельств

Ducent volentem fata, nolentem trahunt.
Желающего судьба ведет, нежелающего - тащит.
Греческий философ Клеанф 3 в. до н. э.

ЗАВИСИМОСТЬ СУДЬБЫ ОТ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Древние греки считали, что судьба - это причинно-следственная связь нашей жизни. Никакого предрассудка в данном определении не наблюдается: чистая логика и здравый смысл. Действительно, разве мы можем изменить то, что реально произойдет?

Культура Древней Греции имела, во многом, отличительный от современного взгляд на окружающий мир, она наследовала и интерпретировала природу: каждый ручей, роща, луг были наполненными их оберегающими духами. Все вокруг воспринималась как единый живой мир. Человек не был царем природы, он был ее частью, малозначительным и бессильным перед ее законами, ведь все вокруг принадлежало бессмертным богам, которые наказывали людей за их надменность, глумление и высокомерие. Никто не мог быть выше богов, следовательно, и принадлежащий им мир никто не был вправе попирать. Познание действительности через мифы, хотя и не поясняло законов природы с научной точки зрения, зато демонстрировало близкий к реальности взгляд на вещи. Современная культура приобрела индивидуалистический подход, в отличие от античного - реалистического. Произведения современного искусства являются принадлежащей одному автору точкой видения. Этим приемом культура открыла доступ в свое поприще большому числу людей, стремившихся проявить свой талант, и таким образом приобрела массовый характер. Совсем не обязательно теперь быть наблюдательным и реалистичным, достаточно раскрыть свой внутренний мир

66

фантазий, пусть даже причудливый и непонятный, зато индивидуальный и неповторимый. Такой единичный взгляд на вещи является для многих предметом восторга, удивления или же презрения.

Каждый человек кузнец своего счастья – звучит заманчиво, но не более. Любой, приобретя  жизненный опыт вам скажет: «У каждого человека своя судьба и никто не может ее изменить». Древние греки тонко заметили человеческую зависимость от воли бессмертных правителей Олимпа и их полного господства над нашими судьбами.

Считалось, что по воле богов человек был заключен в объятья неумолимого рока. Это как мы дальше увидим не пустые слова, они получены из наблюдений за природой, и являются более точными, чем сегодняшние оптимистически настроенные взгляды. Какой результат мы имеем? Усиливается отчаянность общества, число преступлений и суицидальных проявлений продолжает расти; ученые предлагают все новые и новые рецепты для избавления от психических расстройств, стресса и депрессии; остается только один вопрос: где результаты?

Это можно проиллюстрировать на примере древнего мифа о Нарциссе, который позволит нам глубже проникнуть в тайну человеческой природы.
 
По наиболее распространённой версии мифа, родители Нарцисса вопросили прорицателя Тиресия о будущем ребёнка и получили ответ, что Нарцисс
проживёт до старости, если никогда не увидит своего
лица. Нарцисс вырос юношей необычайной красоты,
и его любви добивались многие женщины, но он был
безразличен ко всем. Когда в него влюбилась нимфа
Эхо, Нарцисс отверг её страсть. От горя Эхо высохла

67

так, что от неё остался только голос. Отвергнутые
Нарциссом женщины потребовали наказать его. Богиня
правосудия Немесида вняла их мольбам. Возвращаясь
с охоты, Нарцисс заглянул в незамутнённый источник
и, увидев в воде своё отражение, влюбился в него. Он
не мог оторваться от лицезрения самого себя и умер
от любви к себе. На месте его гибели вырос цветок,
названный нарциссом (Ovid. Met. III 341 510; Paus.
IX 31, 7).

В былые годы церковь относилась к тем, кто совершил суицид, как к страшным грешникам; их даже не хоронили на общем кладбище. Не вынеся трудностей этого мира, не в состоянии дальше продолжить свое мучительное пребывание на этой земле, они одним махом решают все проблемы, - уходя из жизни. Естественно, это акт отчаяния, но заслуживает ли он такого сильного осуждения?
 
Суицид – это самая высокая степень эгоизма (себялюбия). Если бы человек любил больше своих ближних, а не самого себя, он бы подумал: «Какой удар я нанесу своим родным, как они переживут мою смерть, какое сильное горе я им причиню?» Представьте себе, какую боль и страдание доставляет ребенок своим родителям, лишая себя жизни, - и все станет понятно. Как раз такое страдание он и хочет причинить. Он мечтает доказать, что был незаменим и заслуживал большей любви и лучшего отношения к себе. Вы еще по мне поплачете! Я вам покажу! Человек, возлюбивший свое «эго» в высшей степени, уже не может найти места в этом мире: он чувствует себя одиноким и брошенным. Ведь люди - это социальные феномены, они тяготеют к себе подобным и ищут среди них достойного места и признания своей

68

индивидуальности. Утверждая свое «Я» в обществе, они демонстрируют свою особенность и значимость. Если взять пример с человеком, утратившим свою честь, который не смог вынести позора и принять свое «Я» на дне социума, то для него лучше уйти из жизни и сохранить честь, чем принять свое сокрушенное «Я» и продолжить бесславную жизнь. В обоих выше описанных случаях возвышенное «эго» и несоответствие его с оценкой, которую ставит общество, являются основными причинами суицида.

Что же тогда трагическая гибель? Неужели это действительно несчастный случай, злополучное стечение обстоятельств, или обратно козни того же «эго»?

Для внесения ясности здесь мы прибегнем к схеме человеческого поведения. Люди живут в мире идей. Например, из cоставляющих нашей индивидуальности разум каждого человека суммируя делает вывод – это я. Заметьте не мы сами делаем такой вывод, а он существует как бы сам по себе – он имманентен. Если бы мы постоянно напоминали себе, что мы это мы, а не кто-то другой, пришлось бы только этим и заниматься. Свою индивидуальность мы осознаем естественным путем. Наш разум выводит сам идеи за нас, они являются апофезом наших мыслей, намерений, открытых и потаенных желаний; мы можем их ясно не осознавать, потому что имеем совсем другие намерения, или же осознанно принимать за наши личные выводы, потому как в отчаянии соглашаемся с заключениями разума. Если разум накопляет некие постоянно повторяющие сентенции, такие как: я никому не нравлюсь; я не привлекательный и противный даже себе самому; я не могу найти спутника жизни; я не могу чувствовать себя уверенно

69

в компании; моя жизнь пуста и бессмысленна и другие размышления подобного рода, то через определенное время человека ждет своеобразный  умственный тупик и ...человек сам готовит себе трагический конец! Разум делает вывод: «Такому как ты, как раз место на «том свете», а не в этом проклятом месте!». Причем, нам бывает не под силу что-то изменить, потому что мы становимся заложниками «губительной идеи». Выводы разума и наши желания часто носят отличительный характер. Обреченный на смерть человек может желать совсем другие вещи, может думать о нормальной жизни: как хорошо бы все исправить, решить проблемы, восстановить испорченные отношения - совсем не думая о смерти. Но разум не обманешь, ведь он делает вывод из окружающих нас обстоятельств и совсем не обращает внимания на наши желания.

Волевой и рассудительный человек силой своего характера сопротивляется губительной идее разума совершить суицид, поэтому разум для него определяет трагическую гибель, которая может произойти незамедлительно, а может статься, что он доживет и до глубокой старости, - все зависит от его силы воли и умственных способностей. Слабовольный человек, со слабой способностью логического мышления, сдается губительной идее разума, ошибочно принимая ее за свое желание, и совершает суицид.

Для демонстрации вышеописанного, в качестве примера приведем трагический случай, закончившийся летальным исходом, из личной жизни одного из наших знакомых, где он сам чудом остался жив:

«Когда мне было шестнадцать лет я ездил вместе

70

 с ребятами к девушкам в соседнее село за шесть километров от нашего. Мы проводили время общаясь, сидя парами на лавочках. Тогда я и познакомился с четырнадцатилетней девушкой, приехавшей из Киева на каникулы к бабушке вместе со своими родителями. В Киеве ее свобода была крайне ограничена, поэтому дабы дать дочери возможность хоть как-то развеяться, ей разрешили проводить время с друзьями до одиннадцати часов вечера.

          На четвертый день нашего знакомства мы как обычно сидели на лавочке; пошел сильный дождь, заставивший нас спрятаться в автобусную остановку, находящуюся в центре села. После дождя, моя новая знакомая предложила вернуться домой с обратной стороны улицы, куда нужно было немного проехать (мы приехали туда на мотоциклах). Хотя такой маневр предвещал лишние неудобства, мы согласились, поддавшись ее просьбе. По мокрому чернозему едва можно было идти. Вдруг моя девушка пронзительно закричала падая в лужу, протянув вверх руку. Находясь рядом, я рванул ее за запястье что было силы, чтобы поднять ее, и тут меня пронзил электрический ток. Мое тело начало сопротивляться, но через несколько секунд сил для сопротивления не осталось перед, казалось бы, неминуемой смертью. Перед глазами пробежала вся жизнь. В первую очередь вспомнились все случаи, когда меня било током.

Но вдруг, в мгновение, когда я уже думал, что расстался с жизнью, мое тело оторвалось от тела девушки под действием собственного веса: я подался назад, рванув ее за руку. Через пару секунд, придя в себя, я сообщил ребятам о случившемся. Девушка оставалась без сознания под напряжением. Один из

71

моих товарищей побежал к своему мотоциклу, находящемуся за пару сотен метров, с намерением осветить место трагедии. Я полностью промок под дождем; ничего сухого под рукой не было. Сняв с себя влажную жилетку, я попытался вытащить девушку из лужи, ухватив ее за ногу. У меня не достало сил, так как по рукам било током, и это во многом понизило мои физические возможности. Потом я обнаружил провод и зацепив его жилеткой с обеих сторон, начал тянуть его из под тела девушки. По рукам неустанно било током, но по сравнению с тем, как меня шибануло перед этим, напряжение, пробивавшееся через жилетку, казалось «детским лепетом». Луч мотоцикла осветил место происшествия; подбежали ее родители, и я в тот самый момент смог вытащить провод. К сожалению, девушку не удалось спасти.

Хочу добавить еще несколько важных моментов для более полной картины инцидента.
Первый день – мы познакомились.

Второй день – она завела разговор о загробной жизни. А месяцем раньше я прочитал книгу «Вампиры» и похвастался о том, что знаю достаточно о живых покойниках, но не хочу заводить мрачных бесед, на ночь глядя. Девушка начала меня уговаривать и получила несколько деталей на интересовавшую ее тему.

Третий день – вопреки наставлениям матери, моя новая знакомая продержала меня не до обычных 11 часов вечера, а только лишь когда стрелка часов показывала  половину второго утра. Помню, как мы разговаривали о музыке: основная тема в таком возрасте. На прощание она мне поведала, как ее знакомый одиннадцатилетний мальчик забрался в сад

72

к своему соседу с надеждой попробовать вишен. Хозяин злополучных ягод обвел дерево проводами и подключил их к сети напряжения. Мальчика убило током.

Четвертый день. Я узнал о некоторых деталях, уже спустя несколько лет от матери погибшей. Она пыталась убедить свою дочь, что нехорошо встречаться с сельскими парнями, ибо ее ожидает участь доярки. Разговор получился весьма неприятный. В конце концов, устав спорить, покойная заявила: «Я уйду и больше не вернусь». Ее мать весьма удивил такой ответ, она растерялась и прекратила нападки. Вдобавок, до знакомства со мной, покойная встречалась с парнем, порвавшего с ней отношения из-за пустяков. Этот случай, вероятно, был основным ударом в ее юной  жизни, который, впоследствии и повлек за собой цепочку неприятных мыслей, нагромоздившихся до состояния безвыходности.

          Как мне стало известно, в день трагедии в семье был разговор о злополучном проводе: они обсуждали соседей, которые не заявили в сельский совет для устранения неисправности. Возможно, девушка и сама видела этот провод, но ничего не могла изменить в своей дальнейшей судьбе, так как ее рассудок был парализован разумом, который нашел выход из тупика и рассчитал план уничтожения. Ко всему этому прибавьте еще переходной возраст девушки, выросшей и воспитывавшейся бабушкой в селе до шестилетнего возраста и не привыкшей к характеру родителей».

Как вы видите из вышеописанного, разум просчитал все до мелочей и отрезал все пути для спасения. Ведь о проводе, из шестерых участников

73

происшествия, слышала только покойная, но эта информация находилась у нее в подсознании. Каждый человек особенный. Для одного такие обстоятельства могут показаться пустяками, а для другого вылиться в трагедию. В таких ситуациях мы можем сетовать только на судьбу, крепко заковавшую нас в свои оковы и не поддающуюся не просьбам, не мольбам.

Разум – наш верховный судья, и мы перед ним бессильны. Его идеи могут быть ясно ощутимыми и поглощающими наше сознание, - пример с суицидом, - так и незаметными, отдаленными, не нравящимися нам, но вместе с тем непреодолимыми. Люди, погибающие трагически, сознательно не хотят смерти, они думают только о путях избавления от своих проблем, но разум знает лучше, что нам нужно, ведь он суммирует и делает вывод помимо нашего сознания. Например, люди, которые имеют дело с опасной работой, где постоянно учитывается человеческий фактор, подвергаются большей опасности, так как разум всегда имеет под рукой средства для реализации своих выводов. Поэтому важным моментом на опасных участках работы является исключение человеческого фактора.

Человек, достигший, приблизительно, сорока пяти летнего возраста и не создавший семьи, может начать впадать в депрессию: дает о себе знать инстинкт сохранения рода. Такой человек становиться тихим, покорным, ходит с опущенной головой, его доброта, направленная на людей, компенсирует, в некоторой степени, нехватку общественного вклада, а именно, продления рода. Со временем давление инстинкта усиливается. Дело в том, что человек мыслит себя только как единица общества, и если он

74

не сделал существенного вклада – не произвел потомство, – результатом будет тупиковое состояние сознания, и разум может подвести его к трагической гибели. Однако, есть и другой вариант. Если даже человек не имеет детей и не создал семьи, которая смягчает давление инстинкта сохранения рода, но сделал весомый вклад для общества, он чувствует свою значимость, дающую ему силы и смысл для дальнейшего существования. Секрет здесь прост: человек, как социальное создание, обретает смысл жизни, только когда живет для других: ребенка, семьи, общества. В социальном отношении человек может себя реализовать индивидуально только в системе общественных ценностей, поэтому до сих пор не утратили своей актуальности такие слова из народной мудрости, как, например, посадить дерево, построить дом, вырастить ребенка.

           Гибель групп людей требует особого анализа. Если взять, например, Чернобыльскую катастрофу, то это можно считать кульминацией правления авторитарного режима бывшего Советского Союза. Амбициозные люди при власти, используя высокие технологии, в своем стремлении выделиться, могут не придать большого значения степени риска, который сопровождает воплощение высокотехнологичного проекта в жизнь. Многие подчиненные или не имеют возможности, или боятся возразить неправильному решению своего непосредственного начальства, передавая его по цепочке ниже подчиненным, и в итоге вся ответственность ложится на конечного исполнителя. Поэтому авторитарный режим неминуемо ведет к трагедиям крупного масштаба.

Но подобная участь постигает не только авторитарные

75

 режимы. Трагедия в Японии на атомной станции «Фукусима» тому свидетельство. Японцы очень сильно полагаются на математику. Но математика - это чисто теоретическая наука, она идеальна только до применения ее к опыту. На практике она теряет свое превосходство, переходя в законы природы и человеческий фактор. На сегодняшний день можно выделить Германию как самую передовую державу в мире в плане технологического прогресса, где человеческая мысль, а не только «японский» математический расчет,  играет немаловажную роль.
 
         Египетская цивилизация отличается от других, столь же древних цивилизаций тем, что она одна из первых научилась употреблять математику в чистом виде: для решения уравнений. До этого интеллектуального революционного прорыва люди ограничивались механическими рамками простого прибавления или вычитания, основанные на несложном употреблении простых предметов обихода. Египтяне поистине сделали громаднейший прорыв в человеческом подходе к интерпретации природы. С помощью математики они приписали явлениям природы законы, основанные на правиле постоянства, получив возможность подчинять ее выработанным правилам; они превратили простые механические вычисления, основанные только на объектах опыта, в сложную науку, которая оперируя феноменами природы (единицами ограниченными пространством и временем) как абсолютными единицами, дала возможность человеку делать идеальные вычисления больших объемов теоретически, затем применять вычисления на опыте, таким образом, дав начало для развития технологий. Если вы обратите внимание на любой современный

76

предмет, вы увидите в точных пропорциях, в составе материала из которого он изготовлен математический расчет; технологии не мыслимы без математики, она позволяет нам расширять объекты опыта до бесконечности.
 
   Математика – это теоретическая синтетическая наука (синтез - соединение компонентов сложного явления; теоретический синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы). Абсолютное соотношение математических расчетов и объектов опыта – невозможно, поэтому очень важно, чтобы математика была подкреплена сильной аналитической мыслью (анализ - разложение целого на его составные), который учитывает все аспекты воплощения определенного проекта в жизнь.

   В природе все явления существуют как феномены (единицы ограниченные пространством и временем). Каждый единичный объект состоит из атомов и является целостной единицей в момент нашего созерцания. Например, когда мы суммируем два плюс два в уме и затем применяем свои вычисления на опыте, один из четырех объектов под воздействием внешних разрушительных сил природы может распасться на две составляющие (две единицы). В результате, мы будем иметь не четыре, а пять. Математические законы имеют абсолютную точность только до применения их на опыте, так как в природе все объекты существуют только, как феномены, во временном и пространственном ограничении. Например, дерево, которое я созерцаю сегодня, завтра может сгореть и превратиться в пепел, который станет строительным материалом для формирования других объектов. 

77

      
           Побывавший в свое время в Египте и разведав секреты математики у египтян, Пифагор заключил: «Все есть число». Конечно, для нас все явления «есть число», а для природы они составляют субстанцию (всю материю во Вселенной). Немецкий мыслитель Гегель был более точен, когда сказал, что во Вселенной не существует ничего самостоятельного: все явления находятся в постоянном взаимодействии между собой и являются частями одной и той же всемирной субстанции. А. Эйнштейн, в частности, отмечал: «Понятие «истинное» не совместимо с утверждениями в чистой геометрии, потому что слово «истинное» мы по своему обыкновению всегда ассоциируем с «реальным» объектом; геометрия, однако, не занимается отношением идей, заключенных в ней, с объектами опыта, но исключительно с логической связью этих идей между собой. Очень тяжело понять, почему, не обращая внимания на это, мы чувствуем необходимость называть геометрические утверждения «истинными». Геометрические идеи совпадают в большей или меньшей степени с объектами опыта в природе, и они являются исключительной причиной происхождения этих идей» (Относительность: специальная и общая теории 1920).

           Суждения, в отношении бытия, по своему характеру можно разделить на два типа: философские и математические. Ответ на вопрос о том, сколько человеку нужно друзей для полного счастья в достаточной мере покажет их различие.
Философский ответ – столько, сколько есть.

Счастье подразумевает полную удовлетворенность человека тем, что он имеет.

78

Математический ответ – столько, сколько нужно.

         Такого рода ответ не несет полной удовлетворенности человека своим положением и является идеальным, нежели реальным. Идеализация жизненных целей ведет к тому, что человек еще больше становится несчастным, так как достижение идеала предусматривает постоянную «погоню» за счастьем, следовательно, неудовлетворенность своим положением.
 
Многие экономические и политические специалисты, прошедшие школу подготовки в развитых западных странах, которых часто показывают по телевизору, наивно уверены, что можно все рассчитать до мелочей как в политике, так и в экономике и, действуя соответственно, достичь желаемого результата. Восточно-европейское общество, в отличие от западного, более осторожно относится к статистическим данным в отношении будущих планов. Тяжелый опыт восточно-европейской  жизни подсказывает, что в этом мире перевес в конкуренции одерживает более сильная сторона, а статистика демонстрируется только для того, чтобы показать обществу в каком направлении будет производиться возможная деятельность. Математическая статистика справедлива только в отношении настоящего времени, например, две компании выпускают один и тот же товар или похожий; они пытаются расширить объемы своих продаж на одном и том же рынке: статистика одной компании в отношении будущих продаж будет идти в противоречие со статистикой другой компании. В этом мире жестокой конкуренции каждый пытается расширить сферу своего влияния, потому что в глубине души у каждого человека лежит борьба,

79

отстаивание своих интересов и стремление к превосходству над «себе подобными», поэтому мы не можем с уверенностью полагаться на математические прогнозы в отношении будущего.
         
          Вывод: с помощью математики можно рассчитать все с предельной точностью, проблема состоит в сложности воплощения такой точности на опыте, больше всего это касается человеческого поведения.
               
          Такие мыслители как Платон, Лейбниц, Декарт были еще и великолепными математиками. Они интерпретировали действительность и человеческую природу с идеальной точки зрения. Как показала история, они заблуждались в своих суждениях; их взгляды носили скорее желательный характер, нежели реальный.

Основная проблема прикладной психологии
(психологическая консультация, психологические тренинги и т. д.).

          В наше время от известных психологов можно услышать следующее: «Когда человек получает слишком много информации,  а мозг не в состоянии ее переработать и, следовательно, начинает делать неправильные выводы – это иногда приводит к шизофрении». Так это, или нет? Мы каждый день узнаем что-то новое, смотрим телевизор, читаем газеты, общаемся, мы постоянно питаем наш мозг информацией, неужели мы все потенциальные шизофреники?

          Среднестатистический человек ошибочно считает, что мышление и свобода воли являются психологическими инструментами, которые полностью зависят от него самого и подвластны его прихотям и желаниям.

80

 Наше мышление далеко не полностью самодостаточная и само определяющая функция нашего мозга. В практическом применении мышление и воля подвластны разуму, который, в свою очередь, формирует нашу идентичность. Мы постоянно насыщаем наш мозг информацией, из которой разум, независимо от наших желаний, выводит определяющие для нас ценности и создает внутренний архетип, идеальный шаблон нашей внутренней идентичности, в соответствие с которым, с помощью мышления и воли, он корректирует наше поведение.

          Обстоятельства, которые могут привести к умственному состоянию, уходящему за пределы здравомыслия:

               1. Одиночество.

Например, в истории зафиксирован случай, когда один человек после кораблекрушения попал на необитаемый остров. Спустя четыре года, когда он встретился с людьми, его нашли психически нездоровым.

               2. Замкнутость в себе.

        Например, глава небольшой религиозной секты не встречает интеллектуального сопротивления со стороны своих последователей, и если он мало общается с людьми за пределами организации в которой руководит, то он не встречает также интеллектуального сопротивления и от широкого общества и чувствует всегда свою правоту. Таким образом, он настраивает свою интеллектуальную систему не в соответствие с общепринятым шаблоном поведения, а в соответствие со своим личным, который может показаться для широкого общественности неадекватным.

81

                3. Концентрация на точных науках.

           К примеру, математика не имеет интеллектуальной оппозиции. Это точная наука, и она не терпит споров, например 2х2=4. При математическом складе ума происходит полная уверенность в правоте своих взглядов и человек создает другую, идеальную реальность, которая существует только в его уме, при условии, конечно, что он не корректирует свое мышление в общении с другими. Математика количественно оценивает окружающий мир, и даже если идет качественно-количественная оценка, она не может просчитать динамически-психологическую составляющую человеческого бытия.

           Разум создает для нас внутренний идеал, который мы пытаемся реализовать. Человеческое мышление работает на достижение этого идеала. Разум использует нашу волю для его практического воплощения, или же мышление самостоятельно реализует наш идеал с помощью воображения. Человек, погруженный только в свой внутренний мир, разрывает контакт с реальностью; он не встречает оппозиции своим взглядам, которую можно получить только через общение, и создает свою реальность. Таким образом, он становится полностью уверен в своей правоте, ведь его мозг работает, как отлаженный часовой механизм, в котором все шестеренки прекрасно подходят одна к другой. Такой человек, хоть и не может ничего доказать, считает, что все вокруг ошибаются, кроме него самого.

           Здоровый человек общается с другими, высказывает свое мнение, отстаивает его, ошибается и исправляет свои ошибки, таким образом, постоянно

82

сравнивая себя с общепринятым психологическим архетипом.
 
Есть две функции мозга, благодаря которым мы воспринимаем этот мир: рассудок и разум. С помощью рассудка мы сознательно обрабатываем информацию, формируя понятия в соответствие с логическими категориями. Мы не будем в этой книге описывать работу рассудка, она достаточно хорошо была изложена Иммануилом Кантом в книге «Критика чистого разума». В данной книге Кант также объяснил основные принципы работы разума, сконструировав фундамент, на котором необходимо строить дальнейшее развитие мысли. Тема «Зависимость судьбы от обстоятельств» базируется на его учении и является попыткой продолжить его идеи. 

Разум, как упоминалось выше, обрабатывает информацию помимо нас: он интуитивно суммирует и вычисляет. Если психолог подразумевал разум, когда говорил о мозге, то разум не может делать неправильных выводов, он их делает из имеющихся данных. Другой вопрос: каково их содержание? Если это одни, например, цифры, то, какое решение можно ожидать от разума? Искаженная реальность или шизофрения.

           Общественная система ценностей, удовлетворяющая человеческие духовные потребности уже давно выработана. Если убрать одну систему ценностей, на ее место обязательно придет другая. Современная психология заняла две оскудевшие ниши, принадлежащие религии и философии. Следовательно, вместе с психологами гадалки и народные целители тоже расширили круг своего влияния.               

83

Наша практическая свобода ограничена возможностью прекратить импульс. Но она формируется как коллективное сознание и передается из поколения в поколение; со временем она расширяет свое влияние. Отказываясь быть зависимыми от индивидуальных прихотей, что действует через силу, порицание, наказание, законы, страх, человечество нарабатывает так называемую социальную свободу, где каждый индивидуум, отказываясь от некоторых из своих притязаний, увеличивает свободу общества в целом. Принцип формирования социальных свобод мы детально описали в теме «Феномен «Калигула» или освобожденное сознание».

Человек постигает себя двойственно:

1. Как объект или тело.
2. Как субъект или душа.

Основная проблема психологии в том, что идею внутреннего «Я» или нашей души разум получает из окружающих нашу жизнь обстоятельств. Например, каждый человек имеет отличительное от других людей лицо, тело, выработанный особым воспитанием характер, имеет определенный круг знакомых, вещи, увлечения и др. Суммируя все, что относиться к его личности, разум выводит идею «Я». Наше внутреннее «Я» не формируем обстоятельства, окружающие нас, они формируют нашу идентичность. Выбор человека зависит от его психологического состояния и внешних обстоятельств, которые, в свою очередь имеют свои предшествующие причины. Например, мы сидим и читаем эту книгу и не можем через мгновение оказаться на

84

необитаемом острове, находящемся за тысячи километров от нас; чтобы на него попасть, нужно как-то туда добраться. Получается, что в природе не существует пробела; все взаимосвязано, и одно явление становится причиной другого. Выбор наших действий полностью предопределен.

 Но в тоже время мы чувствовали бы себя совершенно беспомощными, если бы не могли изменить отношения к нашему прошлому и будущему, например с пессимистического на оптимистическое. Мы имеем интеллектуальную свободу и можем фантазировать о чем  захотим и о ком захотим, но, к сожалению, не можем изменить законов природы: разорвать причинно-следственную связь – в чем мы можем убедиться в процессе чтения данной книги.
 
           Нельзя однозначно сказать, чтобы от психологов, ясновидцев и других целителей от неприятностей не было никакой пользы. Они помогают многим людям, и есть некоторые результаты.  Однажды во время разговора с пожилой женщиной мы услышали от нее такую историю: «Когда мне было 7 лет, я была очень низкого роста; хотя родители  меня не обделяли в питании, тем не менее, у меня рос только живот. Мать, после долгих споров с отцом, отвела меня к народной целительнице. Я такого еще никогда не видела! – с восторгом произнесла она, - Яйцо, которым мне покатали по голове, показало наличие порчи: его желток имел заметные красные прожилки. После посещения целительницы, я, наконец, начала расти вверх».

Интересный случай, который произошел с одним молодым человеком, подтвердит положительные

85

 результаты от оккультной практики, которая направлена на исцеление некоторых физических дефектов и болезней. Родители юноши использовали все методы, чтобы избавить его от бородавок на руках. Наконец, выбившись из сил, мать повела его к народной целительнице. После ее «шептания» произошло чудо – бородавки исчезли.

 У человека проходит стресс, восстанавливается иммунитет, что ведет к улучшению самочувствия и исчезновению симптомов некоторых болезней. Такая терапия действует только в одном случае, - если человек верит. А тот, кто не верит, например, может поправить свое самочувствие беседой «по душам» с родными, знакомыми или просто случайными встречными, что тоже снимает стресс, являющийся «врагом номер один» для иммунитета.

           Посудите сами, возможны ли практические изменения в жизни человека от наставлений психолога такого рода: почему ты такой, как ты есть? Не будь таким, будь лучше, возьми себя в руки, стань личностью. Другими словами – не будь самим собой. Потом вам говорят: «Оставайся самим собою; пусть тебя люди видят таким, каким ты есть». Это действует как внушение. В данном случае наставления подобного рода нивелируют сами себя противоречиями: не будь собой – будь собой. Они дают единственный практический результат: снимают стрессовое напряжение, когда человек  не удовлетворен собой.

 Психология, как наука, может ограничиться только на психоанализе, поэтому аналитическая психология в современной жизни все больше и больше расширяет сферу своего влияния, принося при этом

86

практические результаты. Например, после того, как человек совершит преступление, его наказывают, заключают в тюрьму и начинают исправлять. Психологи же заранее должны определять неадекватных людей и становить их на учет, наблюдая за ними. Такой подход во многом сократит число преступлений. Он очень успешно применяется в развитых странах и на деле доказал свою эффективность.

Социология, на сегодня, можно сказать, единственная объективная наука о человеке. Она рассматривает человека не отдельно, а как частицу общества. Она анализирует и прогнозирует, опираясь на факты, а не мнения и эмоции, и не выходит за пределы опыта.

Из вышесказанного можно сделать вывод: изменение нашей жизненной позиции не меняет законов природы, хотя меняет наше отношение к ним.
 
Тем не менее, мы должны признать, что прикладная психология (психологические консультации и психологические тренинги) за последнее время не только закрепила свои позиции, но и продолжает уверенно расширять круг своего влияния. И это не удивительно. Духовная система ценностей получила сильнейший удар от современной науки. Древние идеи, на которых держались религиозные верования, дали трещину. Такие работы, например, как «Теория происхождения видов», написанная Ч. Дарвином, «Теория относительности», представленная А. Эйнштейном, послужили началом для замены духовной системы ценностей – психологической, которая основана на научных открытиях. К сожалению не все

87

могут быть глубокими аналитиками и ограничить себя только на аналитической психологии, поэтому победоносный марш прикладной психологии, которая занимается корректировкой человеческого поведения, и послабление религии остановить невозможно. Люди всегда будут нуждаться в простой, понятной и доступной системе ценностей, которая организует человеческий разум в полноценную смысловую структуру.

          Под словом «система» имеется в виду иерархически-пирамидальная организация нашего разума под одну идею. Для наглядности данную систему можно показать на схеме следующим образом.
 
1. Главная идея.
2. Абстрактные понятия и идеи.
3. Общие идеи.
4. Объекты опыта.

          Объекты опыта объединены общими идеями, которые собраны под более значимыми абстрактными идеями, и, наконец, все данные разума подчинены под одну идею, например, под идею «Бог».
 
         Психология учит нас структурировать знания под

88

идею «Я». По мнению психологов человек имеет свободу выбора, и сам ответственен за свою судьбу. Религиозная иерархия разума, наоборот, ставит Божью волю во главу угла. В данном случае, уместно употребить народную мудрость «Человек предполагает – Бог располагает». Когда Иисус Христос молился перед его заключением и распятием он говорил: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не моя воля, но Твоя да будет». (Луки 22:41-42)

          В зависимости от того, какая идея является главной, человек подбирает соответственную информацию в свою систему ценностей. Если информация идет в противоречие с главной идеей, наш разум корректирует ее на свой лад или же отбрасывает ее из системы, как абсурдную. Человека, руководимого идеей «Бог», очень трудно переубедить в его взглядах на мир, так как он отбрасывает, или ассимилирует данные в соответствие с его главной идеей. То же самое касается и человека, руководимого идеей «Я».
 
         Появление множества книг о том, как своими силами организовать личную жизнь, справиться внутренними и внешними проблемами, приобрести счастье, обрести господство над своей судьбой и др., показывает начало нового – психологического движения, которое отвечает запросам широкого общества. В процессе чтения данной книги вы увидите, как эволюционная система ценностей начинает вытеснять религиозную. Принимая во внимание современные тенденции математической организации человеком своего быта, можно однозначно предположить, что психология, возможно, станет религией будущего.   

89

ПРИНЦИП РАБОТЫ РАЗУМА

           Разум – это способность нашего мозга интуитивно выводить идеи (ценности) из окружающих нашу жизнь обстоятельств и направлять наши действия для их реализации. Разум, как и сама природа, понятие динамичное. Вокруг нас постоянно меняются обстоятельства, их ценности или нарастают или угасают, меняя при этом интенсивность идей. Например, в юности человек попал в аварию; разум привел его к трагической гибели, – но он выжил, обстоятельства поменялись, разум дал им переоценку, и у него снова появился смысл в жизни.

Разум дает оценку окружающему миру. Для нас все имеет определенную ценность, другими словами, нас окружают предметы и существа, наделенные определенными качествами: они нам нравятся – не нравятся, подходят – не подходят, мы их обожаем, презираем, ненавидим или же они нам безразличны. Например, у человека есть ноутбук, и он им полностью доволен. Затем он увидел у своего друга более усовершенствованный компьютер, а впоследствии, оказалось, что у всех его знакомых тоже новые ноутбуки. Разум делает оценку обстоятельств и направляет его действия на приобретение нового компьютера. «Неправда, - скажет кто-то. – Я доволен своим старым ноутбуком». В таком случае у вас есть более высокая цель, и разум, жертвуя незначительными для вас ценностями, направляет ваши действия для ее достижения.

90

Мнение – неполнота информации о явлении.

                МНЕНИЕ   
 
+ Фактическое знание об объекте
-  Знание из гипотез предположений

Если для логической полноты ответа недостает фактов, то наш разум заполняет пробелы гипотезами, для того, чтобы мы могли объяснить идею в первую очередь самому себе. Человек формирует мнение, которое, при условии, что гипотеза совпадает с фактами, сходиться с истиной. Поэтому человек, незнающий точного ответа, может его угадать, если гипотезы окажутся правильными.   
 
Истина – информация о явлении и само явление – идентичны.

                ИСТИНА
 
+ Фактическое знание об объекте

91

Горе – преобладание неблагоприятных обстоятельств над благоприятными.

Если ужасный случай настигает человека, он может перечеркнуть также и много связанных с ним благоприятных обстоятельств, которые от него зависели. Например, смерть близкого человека.

                ИДЕЯ  ГОРЯ
 
+    Неблагоприятные обстоятельства
-    Благоприятные обстоятельства
               
Идея смерти – полный комплект неблагоприятных обстоятельств.

                ИДЕЯ    СМЕРТИ
               (Трагическая гибель и суицид)

 
+    Неблагоприятные обстоятельства

92
Радость – преобладание благоприятных обстоятельств над неблагоприятными.

                ИДЕЯ    РАДОСТИ
 
+    Неблагоприятные обстоятельства
-    Благоприятные обстоятельства

Счастье – полный комплект благоприятных обстоятельств.

Разуму недостает логической полноты для вывода идеи счастья, поэтому мы постоянно стремимся убрать из жизни неблагоприятные обстоятельства.
               
                ИДЕЯ  СЧАСТЬЯ
 
-    Благоприятные обстоятельства

Работу чистого разума мы можем точнее понять, проанализировав сон. Когда мы спим, наше критическое мышление отключено. Получив за день свежие

93

ощущения, мы имеем одно превалирующее чувство, например радости, горя ит.д. Когда идея, лежащая в основании такого чувства, еще не определена, наш разум сканирует похожие ощущения из нашей жизни и также свежие факты, приведшие к данному чувству. Связывая их одно за другим в причинно-следственную цепочку и изменяя их на свой лад, разум создает идею, подкрепленную логической полнотой. Зигмунд Фрейд ошибался, когда писал, что сон – это исполнение еще неосуществленного желания. А если мы видим кошмарный сон – это разве тоже наше желание? Он так и не смог объяснить причину кошмарного сна, приписав ему исключение. Скорее всего, во сне наш разум создает полноту своему новому суммирующему выводу из свежих ощущений, искривляя факты для того, чтобы они подошли под идею.
 
Истинная природа человека трансцендентальная (за пределами опыта). Если мы внимательно посмотрим на природу в целом, мы заметим, что здесь происходит постоянный переход материи из одного состояния в другое, который интерпретируется нами как причинно-следственная связь, в основе своей имеющая движущую силу. Для того, чтобы понять человеческое поведение, нужно выйти за пределы психологии. Если принять жизнь сугубо как природный процесс смены видов, то наше существование будет бессмысленным. Наш разум решает эту проблему за нас; он создает для нас идеи и наполняет нашу жизнь смыслом.

           В своей книге «Критика чистого разума» Кант объясняет разницу между трансцендентальными  идеями и трансцендентными. Трансцендентальные

94

идеи переходят границы любого возможного опыта, но их нельзя опровергнуть с его помощью, они являются необходимым выводом разума из множественности обстоятельств. Например, мы не можем познать Бога, как материальный объект, мы познаем Бога через его создания. Другими словами, с помощью опыта мы заключаем, что существует некая сила в природе и придаем ей значение «Бог». Поэтому существование Бога невозможно опровергнуть с помощью опыта, но также невозможно и доказать. Трансцендентальные идеи разума – это далеко не плод фантазии, они являются необходимым следствием работы нашего разума, который выводит их из множественности обстоятельств, то есть из опыта. Например, я хочу сейчас поднять руку, и я ее поднимаю, хочу опустить – опускаю, хочу, делаю один выбор, хочу – другой: с помощью опыта я подтверждаю идею «Свобода воли», следовательно, мы не можем доказать на опыте, что человек не обладает свободой воли, хотя это только идея. Примеры трансцендентальных идей разума: Бог, душа, личное благо (счастье), свобода, загробный мир.

           Трансцендентные же  идеи разума переходят границы практического опыта. Например, наш разум создает идеал, который является для нас руководящим принципом,  в отношении которого мы корректируем наши действия. Иногда мы поступаем так, как диктует нам наш идеал, и доказываем его реальность своими действиями. Но с другой стороны, мы часто действуем в разрез с нашим идеалом, а потом сожалеем, раскаиваемся и обратно пытаемся подстроить наши действия под требование внутреннего идеала, который

95

является трансцендентной идеей. Он переходит границы опыта и не может быть воплощенным в жизнь в своем постоянстве. Человек, в стремлении достижения идеала разума, то приближается к нему, то удаляется от него. Наш разум постоянно сканирует обстоятельства и увеличивает требования идеала, поэтому человек не может слиться с ним в одно единое целое, а лишь приблизиться к нему на некоторое время. Примеры трансцендентных идей разума: мораль, прикладная психология, идеология.

          Имманентные идеи разума подтверждаются с помощью опыта. Например, идея «Мир состоит из атомов» доказуемая с помощью эксперимента.

          Нереальные идеи разума, можно опровергнуть с помощью опыта; они  являются плодом фантазии, вымыслом. Например, идея «Путешествие во времени» - нереальна, так как на опыте мы не можем ее подтвердить: в материальном отношении мы всегда находим себя в настоящем. Время – это не идея: оно реально, как форма нашего внутреннего восприятия действительности. В отношении природы (объектов опыта) – это иллюзия, поэтому идея «Путешествие во времени» противоречит опыту и является вымыслом.

          Эволюция человека произошла параллельно с необходимостью разума формировать идеи бытия. До того момента, когда была осознанна первая идея «Я» (само идентичность), человек жил исключительно удовлетворяя свои инстинкты, но необходимость заставила его мозг вживаться в сложную структуру гармоничных отношений с внешним миром, что отделило человека от механических законов природы и сделало свободным от ее оков.

96

Свобода выбора – стала второй идеей.
Осознав свою само идентичность, человек выделил себя на фоне природы, как единицу (существо), и вместе с этим осознал существование внешнего мира, которым владели неподвластные ему силы (духи, божества, боги). Со временем всю эту неизвестность, таинственность природных процессов, природные катаклизмы, бесконечные просторы земли и космоса человек объяснил через идею «Бог», придав непонятной силе значение - всесильного творца мира.

Коллективные взаимоотношения и личная выгода, существовавшая в группе, повысили защищенность человека перед опасностями природы, что послужило необходимостью для разума сформировать идею «Счастья» (личного блага) уже в контексте группы – четвертая идея.

Пятая идея была сформирована из-за страха перед смертью. Разум завершил цепочку бытия созданием идеи «Загробный мир», что покрыло человеческую жизнь ореолом полноты пребывания на этой земле. Награда, которую человек рассчитывал получить на «том свете», стала вектором направления, в котором протекала его земная жизнь, она придала смысл бытию, внушив возможность человеку получить награду за благочестивую жизнь или же наказание за не почитание «тайных сил».

Создав пять идей, разум завершил эволюционную цепочку развития человека как разумного существа. Когда мы проанализируем, например, культуру Древнего Египта, то увидим, что уже египтяне ясно осознавали данные идеи, и только их интенсивность

97

отличалась от их осознания современным обществом.
         
          Если вы обратите внимание на развитие современного ребенка, вы заметите, как он, повторяя историю интеллектуальной эволюции человека, начинает, одну за другой, осознавать идеи своего бытия. Сначала он формирует идею своей идентичности, затем остальные. Полное осознание бытия разумом происходит в зрелом возрасте, когда воссоздается полная логическая цепочка, связывающая наработанные жизненные ценности в одну систему, которая придает смысл существованию и определяет жизненную ориентацию для человека.

Трансцендентальные идеи разума правят не только одним человеком, но и человечеством в целом. Они нематериальные, их иногда называют духовными; их нельзя объяснить ни с помощью логики, ни психологии – они переходят границы опыта. Мы можем в них разобраться только с помощью критики. А психология – это внутренний, индивидуальный опыт, полученный человеком на пути его реализации вышеописанных идей разума.

Схема работы разума в отношении бытия.

98


1. Эволюционная схема    
             
Пять основных идей разума:

1) Я;
2) Мы;
3) Счастье;
4) Свобода выбора;
5) Смысл в жизни.

Свобода выбора – возможность реализации личных целей.

Счастье – жизненный идеал, к которому человек стремится для достижения личного благополучия.

Смысл в жизни – стремление к реализации конечной цели своего существования.

В вышеприведенной схеме морально поступает тот, кто придерживается правила: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.


2. Религиозная схема.
 
1) Душа;
2) Бог;
3) Благо;
4) Свобода выбора;
5) Царство Божье.

99

Благо – стремление получить милость Божию как результат богоугодных действий.

Свобода выбора – способность изменить характер своих намерений, например, сознательно поступать, руководствуясь добрым умыслом или злым.

        Царство Божье – конечная цель праведной жизни.

Религиозная теория является первоначальной. Она дала возможность, впоследствии, для появления эволюционной теории.

Эволюционная и религиозная теории показывают одни и те же идеи разума, независимо от того, верующий человек или нет, имеющие различную интерпретацию. Разница между ними состоит в том, что в религиозной концепции эти идеи имеют ясные очертания: они максимально сформированы нашим сознанием. В эволюционной концепции, идея объединяющая человечество – неясна. То ли это любовь, вечная энергия космоса, какая-то сила и т.д. Такая идея теряет свою общественную ценность из-за неясности в определении и ослабляет моральные ценности. Верующий человек склонен поступать больше морально, чем аморально: он имеет ясную идею вечной души, Бога, исполняя волю Бога, он получает в награду Царство Божье. Делая свой выбор, он руководствуется правилом: возлюби Бога превыше всего и возлюби ближнего как САМОГО СЕБЯ.

Когда человек концентрируется на себе, забывая об обществе, он теряет смысл в жизни (награду), и в большинстве случаев разум подводит его к суициду или трагической гибели.
 
Аморальный человек, совсем не обязательно

100

злой, грубый и жестокий, он просто сконцентрирован на своем личном благе, забывая про то, что он является частицей общества, и его личное благо полностью зависит от блага окружающих, в первую очередь родственников, друзей, близких, знакомых, общины. Отсюда возникает вопрос: есть много аморальных людей, почему некоторые из них благополучно доживают до глубокой старости? Дело в том, что мы сами оцениваем их действия, как моральные или аморальные. Возможно, поступая аморально, они делают это ради «слепой» любви или чрезмерно беспокоятся о своих детях, семье, общине, организации, за что имеют соответствующее вознаграждение… Поэтому моральный человек сориентирован на общечеловеческие ценности в целом, а не на отдельную группу людей. Современный христианский мир считает Иисуса Христа своим абсолютным моральным авторитетом, тем не менее, в свое время он был осужден за богохульство.

Тема свободы является одной из самых сложных в науке и философии. В частности именно Иммануил Кант подошел, вероятно, ближе всех к ее объяснению, но нам кажется, он сделал ошибку: мораль он  рассматривал  как единственную практическую свободу.

Мы можем обратиться еще к одному  моральному авторитетному источнику -   Иисусу Христу, который  говорил, что если вы придете ко мне, я сделаю вас свободными. Далее он поясняет, что вы станете свободными от служения греху и будете служить отцу, который на небесах – то есть, в любом случае служить, а, следовательно – свободные, но

101

только в выборе намерения (притча о блудном сыне). Кант абсолютно достоверно с антропологической точки зрения описал возможность человека поступать свободно. «Поступай так, - он писал, - чтобы каждое твое действие было общепринятой универсалией поведения». Например, человек собирается совершить суицид; если каждый будет поступать подобным образом, на земле не останется людей; значит совершать суицид – аморально (Метафизика морали. 1797 г.). Трудность, в данном случае, заключается в том, что моральное поведение, в отличие от универсального, которому он приписал моральное значение, хотя и возможно с антропологической точки зрения, часто недопустимо с социальной. Например, к укрепленному городу подошли вражеские войска, и один человек начинает взывать к его защитникам, чтобы сдать город без боя. Он аргументирует свои доводы такими моральными максимами как, например, «возлюби врага своего», «если тебя ударили по одной щеке, - подставь другую». Такой «благодетель», вероятнее всего, будет изолирован или даже убит разъяренной толпой.

Идем дальше: чужие войска занимают город, убив при этом большое число его защитников. В городе обитает еще один высокоморальный человек, который, наученный примером гибели первого «благодетеля», начинает помогать врагам, опираясь на моральные максимы, втайне от жителей города. Наступает момент, и горожане узнают о его «моральных поступках». Не трудно догадаться, какой конец его ожидает.

          Универсальный поступок отличается от морального.

102

 Например, сдавать города врагам на разграбление, значит провоцировать грабителей на дальнейшие преступления, потому что зло будет поощряться.

         Теоретическая возможность человека поступать морально, пользуясь внутренней свободой, не всегда возможна с социальной точки зрения. В социальном отношении человек вовлечен в сложную структуру взаимоотношений, обязанностей и ограничений. Кант, в своих книгах по морали, сконцентрировавшись на антропологии, упустил социальный вопрос. Исключением является его работа «Критика чистого разума», которую мы считаем безупречной, из которой мы многому научились.
Важно принять во внимание тот факт, что существует три вида свободы:

- свобода от законов природы;
- интеллектуальная свобода (сюда входит, в частности, свобода выбора и др.).
- социальная свобода (свобода независимости, свобода передвижения, свобода слова и др.).

Если исключить свободу человека от законов природы вообще, то он, например, как дерево реагирует только на импульсы: тепло – холод, лето – зима, день – ночь, - будет удовлетворять слепо свои инстинкты. Человек же свободен от механики природы, как объект (единица), но полностью зависим от обстоятельств, как субъект (личность). Следовательно, мы свободны и в то же время зависимы. Проблема заключается в том, что мы не только подавляем свои инстинкты: едим, удовлетворяем

103

сексуальный инстинкт и спим. Человеческий разум обладает способностью определять ценности выходя из обстоятельств: хорошо – плохо, добро – зло, любовь – ненависть, щедрость – жадность и т. д., поэтому мы обладаем рациональной свободой разума, которая, используя волю, направляет наши действия на достижение ценностей. Мораль предполагает большую концентрацию на общественных ценностях, нежели на своих личных. Другими словами, большую независимость от инстинктов и ориентацию на социальные ценности. В данном случае акцент ставится не на личном благополучии отдельно взятого человека, а на обществе в целом и благополучии всех людей без исключения.

          Мораль действует только в одном случае – если она поддерживается большой частью общества. Здесь получается дилемма: у нас есть возможность изменить наши намерения, но не существует возможности изменить наши действия. Как выйти из затруднения? Ответ на этот вопрос был дан Иисусом Христом, и он предельно прост: нам нужно в наших делах славить нашего Отца, который на небесах. Продвижение морали начинается с индивидуума, и когда слава Божия распространяется по обществу, разум людей начинает делать соответствующие выводы на основе интуиции из множественности обстоятельств и направляет нас на их достижение.
 
Получается, что мораль – это динамический процесс и требует постоянного нашего стремления для ее расширения. Для того, чтобы мораль действовала, нужна соответствующая идея, для концентрации на ней нашего разума. Такая идея не должна быть расплывчатая и непонятная;

104

 она должна быть простой и ясной. Эта идея звучит так: «Наш Отец, который на небесах». Такая идея объединяет человечество в одну семью и является моральным руководящим принципом для нашего разума.

Если человек «не от мира сего», ценности   разума, основанные на вере (спекулятивные, в отличие от моральных), у него преобладают над теми, которые основаны на чистом опыте. В таком случае идея личного блага во многих случаях уступает идее унаследования «Царства Божьего», но все же не в полной мере, а только в преобладающей, иначе человеку пришлось бы отказаться от тела, которое прочно удерживает его на «грешной земле». Ярчайшим примером, здесь, являются затворники, которые вместо того, чтобы идти в мир и славить Бога, помогая людям, отгораживали себя от этого мира, прячась в пещерах, и отказывались, практически, не только от всего земного, но и от самих людей.

Для нас свобода – это чисто практическое понятие. В ежедневной жизни мы постоянно заняты решением каких-нибудь задач, забот и проблем; мы стремимся к достижению важных, на наш взгляд, целей, совсем не задумываясь о том, как на самом деле все происходит в природе. Мы остаемся полностью удовлетворенными результатами, полученными на опыте, которые ясно демонстрируют нам нашу возможность сделать выбор. Этот выбор, мы думаем, зависит только от нас. Таким образом, разум для нас создает идею свободы и наполняет нашу жизнь смыслом.

В Древней Греции и Риме существовало такое

105

понятие, как (лат. fatum) рок – неминуемость перед трагедией, и (лат. fortuna) удача – благоприятный результат. Невозможно предвидеть свою судьбу с полной достоверностью: мы не знаем сулит ли нам судьба рок или фортуну и по своей природе надеемся на лучшее. Даже если вы узнали, что в вашей жизни все будет так, как будет, и не в вашей силе изменить ход вашей судьбы, все же вы не опускаете руки и продолжаете бороться, ведь, возможно, фортуна и является вашей судьбой, и вы достигнете успеха в жизни.   Что же касается абсолютной свободы, то эта прерогатива принадлежит исключительно нашему интеллекту и часто переходит границы опыта; хотя изощренные выводы нашего разума и имеют логическую связь, но не всегда могут быть применимы в конкретной ситуации и остаются только желаемыми. Ярчайшим примером такой свободы является способность фантазировать.

Практическое применение разума:
- математика;
- воображение.

Существует два вида воображения:

1. Расширение знаний с помощью воображения, используя эмпирические принципы. Свои знания мы можем расширить только на опыте. С помощью опыта мы решаем задачу за задачей, пока не получим полноту информации, необходимой для реализации идеи. Например, для сооружения самолета нужна была сначала идея. Ее помогла сформировать сама природа. Люди уже давно наблюдая за птицами и мечтали также о возможности человека, создав

106

крылья, летать. Достигая определенного технологического развития, такое желание, посредством испытаний, набрало полноту необходимых данных для реализации, став реальностью.

Пример решения практической задачи.

ИДЕЯ (ПОЛЕТ ЧЕЛОВЕКА НА МАРС)
 
+ имеющийся ответ, полученный на опыте
-  задача, которую необходимо решить

2. Расширение знаний с помощью воображения, используя несуществующие или гипотетические принципы.

 Например, идея создания машины, которая позволила бы путешествовать во времени - никогда не станет реальностью. Такая идея навсегда останется плодом фантазии; сколько бы мы не расширяли свой опыт, мы никогда не сможем дойти до намеченной цели. Сегодня ученые работают над созданием виртуальной машины времени. Можно будет, скажем, отправиться в Древний Рим и посмотреть бой гладиаторов. Когда будут созданы квантовые компьютеры, память содержания данных значительно увеличиться, это позволит написать сложные программы, которые дадут возможность нам, хотя бы виртуально, побывать в прошлом или будущем.

107

Мы не можем так же полагаться с достоверностью на такие чудеса, как, например, человек может ходить по воде; возможно с помощью мысли оторваться от земли и перемещаться по воздуху. Если мы не в состоянии применить к данным примерам, - даже если они действительно имели место в истории, - правила постоянства (законы физики), то они также, возможно, не могут быть применимы и на опыте, и для нас не имеют никакой практической ценности.

Но все же есть один способ для притеснения господства разума, и ситуация совсем не безвыходная, как может показаться. Хотя мы и не можем создать идею нашего бытия для разума, ввиду ее автоматичности, все же в нашей власти видоизменить ее.

 Для примера возьмем нагорную проповедь Иисуса Христа:
      
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

108

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.» (Мф 5:3-12)

          Эта проповедь представляет собой не что иное, как переиначенную идею смерти в идею жизни. Отчаявшиеся в жизни люди, покидая этот мир, условно, и воскресая через крещение, пребывают умом в «мире ином» и не прекращают своего физического существования, но символически умирают в этом мире. Такой человек отрешен от реальности, непонят другими; пребывая телом в своей прежней среде, а мыслями в Царстве Божьем он, таким образом, побеждает идею смерти, предупреждая свою трагическую гибель, которая могла бы произойти реально, если бы не произошла условно. Уточняем: не все крестившиеся и ходящие в церковь люди относятся к вышеупомянутой категории. Отчаявшиеся в жизни люди получают возможность избежать трагедии. Некоторые из прихожан посещают церковь, потому что они с детства были приобщены к религиозной общине или же им просто интересно: они заводят там знакомства, восполняют нехватку в общении и понимании. Это касается  только  тех спасающихся, отчаявшихся сердец для которых Бог становиться всем.

          В процессе эволюции мозг человека выработал
сложную психологическую систему, которая позволяет нашему разуму интуитивно делать оптимальный выбор из множественности обстоятельств и направлять нас на его реализацию с помощью воли. Этот выбор может идти в разрез общепринятым ценностям и являться трагическим для индивидуума. Единственно возможный способ изменить нашу

109

судьбу — это поменять систему ценностей, например со светской на религиозную. Таким образом, разум создает новую трансцендентальную действительность и уводит наше мышление от реальности в интеллектуальную сферу, в которой наша свобода выбора не ограничена природой. Это позволяет нам выработать внутреннюю духовную гармонию и избежать, до некоторой степени, железной хватки судьбы.

110


Рецензии