Надо же!

«Все!  Надоело!» Нила хлопала  дверцами  шкафа, ища горох дробленый половинками. Но пакет с  горохом куда-то  задвинули и  вода в кастрюльке  кипела  зря. Вот и Нила  кипела от негодования... вследствие  чего широкая блуза листьями развевалась на ней, и развевались  полы наброшенного  халата. Нет, это же надо - Захар пришел после такого долгого  отсутствия. Неизвестно, где он  был целые пять лет -  и вот тебе, сидит на  заднем  ряду как ни в чем ни бывало, ухмылялся.   Надо же, как будто и не  ныло  истории с "ночным интервью". Как они  умудряются  все  забывать?
И сел, конечно  рядом с Глебочкой, тем самым, который, не успев школу закончить, уже  строил из  себя гения.  А  вдруг он  правда гений? Глебочка прочел  роскошный  доклад, расхаживая перед публикой с  чашкою кофе, скользя ироничным взором поверх голов.  Ну, а  что дальше? Дальше надо впрягаться и делать повседневную  работу. Даже если это рутина. Если не можешь вылетать простой  сюжет в рассказе, надо это надо преодолевать. Нельзя тонуть  только в  философии, отобьешь интерес. Но опять  эн и это не  сделать, если ты  появляешься через  четыре раза  на пятый, то  есть  раз в  месяц. Это надо же –  ушла самая  умная девочка, ее надежда из пятой  школы, причем взяла и ушла внезапно. Только  начало  что-то получаться, особенно  эссе. Дело-то вообще такое странное,  скользкое - найти литературный  дар и помочь  ему  осуществиться! Таланты  после обнаружения стремились не к славе, как положено, а к подполью. Часто они были так  молоды, что не понимали своего дара и  ерепенились. Они  исчезали, чтоб их дар не осуществился никогда. Возможно, они  нашли  себя в чем-то другом. Надо надеяться.

Но как  тогда помочь столичному  проекту, который  ищет талантливую молодежь по всей стране? Столичный  проект не для Нилы, а для совсем юных. Надо же  смену  искать? Дело даже не в столице, а в том, кто останется  после нас.
Тот  же Захар написал  за  полгода  всего одну работу. Причем каждый  раз после очередной попытки извинялся: «Простите, я был  пьян. Перепишу». И тогда  Нила в отчаянии  восклицала: «Все!  Надоело! Пусть  идут куда  хотят!»  Но обязательно  рядом  оказывалась ехидная   Ада  Седых: «Надо же. Вы  сто раз это говорили». Нила опускала голову, стыдясь своей предсказуемости.  И  вспомнила, как  все это началось. Да, это была история.

Нила тогда  сидела перед компом, водила по лохматым  волосам расческой и пыталась быть хорошей  девочкой. Гладила  чрез мокрую ткань единственный  серый костюмчик. Нила  пыталась из журналиста по социалке  превратиться в методиста  кинопроката. А  поскольку  быстро  превратиться не получалось, ее могли  быстро уволить. И на выезжала только на том, что объясняла  утомленным  женщинам проката, как надо работать на компе, они не  умели. И когда комп влетал в ступор,  звонила  сыну 

Именно тогда   к ней в бывший  кинопрокат  по залитым  известкой  полам пришла та самая княгиня Ольга и поманила  пальчиком   в   пропасть. Все  ведь  было неизвестно, куда   чего! Просто княгиня Ольга начиталась книжек об одаренных  детях и стал поджигать Нилу. Между ними  была  большая  разница. Княгиня Ольга, как ее прозвали в  школе,  была преподаватель английского, изящная, летучая  женщина, она верила  в английский и в прогресс науки. Она  точно  знала -  если английскому  учить ребенка  с  трех лет, то получится из него нечто классное. А еще лучше с  двух. А Нила,  вдохновенная   литераторша, давно  работающая  где придется,  уже получила ожог литературой и молча  смотрела на  Ольгу мягкими черными  глазами. И такая  растерянность была в этих глазах, что господибожемой... Но княгиня Ольга, знакомая с  нею еще по  школе, где  учились Волиной  дети, не обращала  внимания на напряженку, и продолжала  поджигать. Ну, Нила побежала в детский  центр узнавать. Чтобы ее не  выгнали  сразу, пришлось перейти на  пол-ставки. Нила  носилась взмыленная по школам со списком  кружков для одаренных детей.  А вскоре обзванивала, у кого сколько выявлено. Ей удалось  найти  трех  человек, пишущих стихи, но это было мало, разнарядка  была на  десять. Но  других нашла  свыше  горы - химиков, физиков. А  литераторов  нет. Секрет простой – математиков  учили, ка побеждать на олимпиадах,  это давало очки  и финансирование, но  лично она,  Нила  Волина, очки приносить пока не могла и ее оставили "в скобках". До не даже не сразу дошло, что она сделала большую бесплатную работу для  поисковиков  детского центра. Тогда княгиня О. заставила ее пройти аттестацию на педагога допобразования… Вот такой  хитрый способ. А когда  они с Ольгой по  аллее по шуршащим листьям из департамента образования, замученные, с  головной болью, Нила  машинально сорвала  лист  рябины у  здания  центра. Княгиня О.  сунула лист в сканер и вот она,  эмблема  студии! Узкие  листья с  зубчиками ржаво  пламенели на черном днище  сканера.
В первое же же занятие  студии  Нила  посадила на  первый стол робких школьных поэтов, а  остальные были седьмой класс из близлежащей  школы, и вот она  целый  час им рассказывала про местных авторов… Потом  прочитали робкие  строчи  эти трое и получили по шоколадке. Главное   ведь не  уровень, главное  дать понять что тройка неизвестных – будущие  гении. Класс бурно  хлопал. Надо же, это были первые в их  жизни живые  поэты, пускай из параллельного класса
В  летнем лагере она морочила детей фильмом  «Дни Туриных», и помимо  сюжета толковала им о правилах  чести, о дворянстве и прочем…. А в это время  самая способная  старшеклассница Милана лежала в  палате и не писала, потому что ее тошнило от первой беременности. И Нила боялась задеть ее  чувства и разрешала ей  лежать. И ее мальчику тоже разрешала не писать, а  сидеть и держать старшеклассницу за  бледную  руку. И  еще Нила Волина с дрожью понимала, что она никакой не  учитель и не знает как им быть. Ведь программа  не может состоять из одних  кино просмотров, надо еще  дискуссии.  Надо показать как  сочинять  авторские  вещи… «Сейчас  вы напишете  такую вещь… о том,  что вам нравится…Только без фокусов. По-настоящему. И  вы будете  так стараться, так выдумывать и распускать перья, что мне  тоже захочется этого. И я  сама полюблю это. Только прошу  - никаких списков. Одно выбирайте. Вы старайтесь околдовать меня. Как  будто выпишете  это своей девочке… Или мальчику, чтобы влюбить его… У  вас один шанс.  Вы сумеете». И они  смотрели на нее, раскрыв рот.
Наконец,  после  лета  слухи о занятиях  просочились за пределы  центра. Две юные  школьницы  заглянули к  Ниле  знакомиться. О, это были штучки  ничего  себе. Как  раз настала пора не сданного домашнего задания, то есть никто не смог признаться,  что же он любит. А они  чуть помолчали и  через десять минут такое выдали!  Одна  из них – Татьяна, с сумрачным лицом, медлительная, большеглазая в синем  балахоне, как  русалка. А  вторя – Яночка, удивленная красавица  с  личиком как цветущая яблоня.  Вот  чье  письмо сразу  напомнило  Волиной речь пьяных влюбленных.
Нила в тот момент сдержанно  гордилась черным джемпером, вырез елочкой – он подходил  ко  всем юбкам.  А тут пришли  такие дивы  богемные, сапожки кожаные, платья я из тонкого крепа, жилетки из норки.  И говорили, что характерно, на чистом русском, но очень таинственном языке. Некоторые слова пропускали, надо было догадаться по смыслу.   В общем,  написать проверочный  текст для них ничего не стоило. Да  так цветисто. Одна любила  весеннюю  грязь и тучи, другая  привкус  диких яблок от поцелуя.
Но  не   в Яне-Татьяне дело. Дело в том, что у  них была третья  подруга, которая ни в какую не шла к  Волиной  на  занятия.  У нее был вид монашки, твердые тяжелые косы и взгляд исподлобья. Она пришла потом, много позже,и  молчала как перед расстрелом. «А  как  фамилия? – Лада Ландышева». – А  есть какие-нибудь сочинения? Она замотала отрицательно  головой, так что косы хлестнули по щекам ее.
Открыла девочка рот на  занятии по дневникам.  Все догадались сразу, что  страсти не придуманы, они  есть в  реале. Лада стала читать задание ,запнулась раз, другой, но  Нила надев и уронив  тяжелые и дешевые  роговые очки, сочувственно кивала – дальше, дальше. Глядь, а у той все лицо залито слезами. Они стекали по подбородку капали на  ее толстую тетрадь… Но вот она  захлопнула тетрадь и закрыла лицо  руками. «Что ты, что ты!» Все повскакали сразу. Что  это, раскрывающая  методика сработала?  Да ну ее, методику эту. Нила пренебрегла и сразу стала нянчить Ладу: разрешала не всякий  раз тренинги писать, или писать не  том жанре. Всяко выгораживала ее перед группой!  Слабую рифмовку величала  верлибром, а  запутанную рыхлую  композицию потоком сознания.  После этого Лада  стала  меньше  писать текстов, но зато как только нарождался  крик или ссора , она мгновенно всех мирила. Оказался один  охальник  из рок-группы,  как же он всех доставал. И  стихи у него были коммунистические, плакатные. Она  от его  крика краснела и каменела, чего хулиган, кстати,  боялся. Но в остальных случаях просто взмахивала невидимой дирижерской палочкой.
- Дорогие, дорогие!  - пела  она. -Сейчас же перестанем  сердиться!
И все  воровато  улыбались. Ландыш да и  только.
Волиной прислали  мальчика из района, Григория. Вернее  это  был  уже не  мальчик, а дипломированный  психиатр, который на досуге  баловался прозой. Красивый такой молодой  человек с кучей страшных историй, написанных от первого  лица. Там он препарировал  себя  как личность, размышлял о происхождении предательства и  манипулирования людьми. Смелым надо быть, чтобы так  писать. У него оказалось больное  самолюбие, критику не воспринимал. Он постоянно лежал головой на  столе, как нерусская Ичин, писавшая про бизонов.  Григорий  выдержал только одно обсуждение и исчез. Потом  через пару лет приезжал на  семинар с  фантастикой. Но до книги так и не  дошло. Так  жалко. А вот у Ландыша  дошло, хоть и не сразу.
И вот однажды образовался лишний  комп у Волиных дома.  Один отдали знакомые, один вышел в отставку от креативного сына. Сделал ей  сын отдельный комп, вполне рабочий.
Нила,  волнуясь  как двоечница, позвонила Ландышу и сказала – вот! Бери бесплатно!  Но ужас – Ландыш шелестел  и сморкался в  трубке и …шел в отказ.
- Не, но почему?
Нила была прямым  открытым человеком и не понимала.
- Потому что нельзя этого ничего. Мама запретила ходить к вам… Надо хорошо  учиться в институте и все. Не  терять время на  ерунду. И родителей не расстраивать… Да  все равно, и света у нас нет… Отключили за  неуплату.
Нила  чуть ли не рухнула на  пол  у  телефона. Только-только девочка начала крылья  расправлять, как ее  в лоб и  шарахнули. А как  же песни, которые Нила сочиняла на ее  стихи? А никак! Сама себе пой. Этих песен  Ландышева  так и никогда и не услышала. И не сыграла попурри на  творческом вечере  Волиной из музык  самой Волиной. Лада написала спич по поводу  одного рассказа,  там еще было какое-то  латинское название. Все правильно! Маму  слушать надо, она добра  хочет  своему ребенку. Но бесплатный компьютер, что  тут плохого? И что Нила  сделала не так? Ладно, Лада.
Прошло  лет пять. В один суровый осенний  дождяк Нила  бежала на  занятия, потому что  сидело в группе два человека, два  чистых  таланта. Хотя шанс  был у  всех.
И вот дом со шпилями,  крыльцо резное. Утренняя  темень, клеканье вод, тяжелый войлочный  дым из труб, сторож видно пришел. Все таращили глаза с недосыпу. Вдруг – щелк! – вошла  Лада и улыбнулась.
- Я снова  здесь, - сказала, - мало у кого получается  дважды  войти  в одну реку. Но я попробую.
У Нилы в  груди стал таять лед. Тепло, теплее, горячо. Ага!  Вернулась! И совершенно в  новом качестве. Даже у начинающих  бывают такие  амбиции. Она  мягко уводила  разговор от скандала, искала новые  повороты старой  темы. Волосы  струились, вырвавшись из тесных кос. И вообще она стала бабочкой.

***
Из  хроники. Мощные гружёные Бел азы, работающие от силы ветров и морских волн (фантастическое допущение) передвигались рядом со мной, и демонстрировали возможности и достижения своих трудов. Только  так  могу описать наезд новой информации о нас и наших текстах. Выступали сильные личности  и каждая солировала. Объединяющая  Волина, в конце прогремевшая новым стихотворением в  исполнении Лады.  Новичок, натянутый как тетива, с отличнейшим николоторжским лесом и живописной сказкой в стихах, изображающей неживую природу через образы живой природы. Разнонаправленная  Ландышева , в новом стихотворении доставшая из себя так много, что его душевная интимность поднялась «выше дамбы» это чувствовалось (Савелова).
***
Слов нет! - Здорово! Большая часть занятия ушла на обсуждение фестиваля . А также на обсуждение стетоклипов, которые на фестивале демонстрировались, а сегодня были нами вторично просмотрены по видео в музее. Мнения, к счастью разные) Очень радостно было видеть Амелию ДБ. Это та из желанных поэтов,  которая чувствует литературу, умеет выразить нужные мысли в правильной форме. Комментарии Амелии отличались своей содержательной цельностью. Когда же она прочитала пару своих стихов ("Рыбы", "Трава, трава") у многих, наверно, мурашки побежали по коже - не случайно. Как-то заметно всегда отличается Автор от остальных Я не пафосом брызжу сейчас. После чтения стихов Амелии, мы ей аплодировали - это же не заставишь сделать, если не заслужил человек. Поэтому считаю появление Амелии и ее участие в занятии одним из главных событий. Второе - стих  Волиной. Она не  умеет  читать, я прочла. О нем  надо писать отдельно.
Однако, состав присутствовавших был несколько странен... Из постоянных участников: Волина, Савелова, Норкина, Амелия ДБ. и я. Сидели новые люди - девушка Катя, что пришла прямиком с прозаического фестивального семинара, она изрядная  актриса, будет ли  писать? И еще мама с дочкой (дочка утопала куда-то, потом выяснилось, что она не завтракала...) Ну, это стихи вроде плача по березкам, простите за резкость. Позиционирование себя как сложившегося автора, объяснение собственных стихов аудитории, доказывание, что здесь то-то, а не вот это... Как всегда у новичков, которым за сорок...Опять Волина открыла новую тему - "Природа в литературе". Надо  как-то  фиксировать наши  шаги. Я потому и создала  сайт для нашей группы.(Ландышева)
 Целым потоком шли у нее нерифмованные летящие строки.
А по небу высоко-высоко
Скользила недосягаемая стая птиц.
Только я так давно не поднимала глаз наверх.
Жизнь без неба сломала сильные стебли.
А вернуться не дано, не дано назад.
Я ищу осенние листья там, где их нет.
Верь - не верь. Ах, поедем туда, где осень.
(А от многих было больно).
Поэт повешен,/никто никогда не узнает/ название книги,/еще не рожденной творцом.
Поэт повешен,/ ужасное слов сочетание,/ но только это /совсем невдомек палачу.
Поэт повешен,/сдавлено горло музе,/ и рвется, рвется / тонкая нить времен.

По  весне  была  поездка за город. Собирание денег, заказ автобуса и большой  пакет с пирожками. Сладкие заботы  по обеспечению жизни этого детского  сада. Экскурсия  в усадьбу  чтимого епископа и святителя. Волшебство старого дома, где захотелось остаться  навсегда. Когда  группа  потянулась в усадебный храм, обнаружили пропажу Лады. Оказалось, застряла  в покоях матушки и ее закрыли там. Но дальше  была роща, вековые сосны и шелест немятой  свежей травы. Кто-то читал Пушкина, кто-то побежал к  прудам. В таком пространстве и воле душа  росла  иначе, она не  была стиснута...Много фоток  сохранилось. Вот черноглазые  дети Волиной. Вот зеленоглазый Ландыш на  скамеечке  рядом с  Волиной. Блещущий  свет и восторг перед всем  миром…
«Я с вами и вам  помогу», - говорили ее смеющиеся  глаза. И действительно, помогала. Но вот Джинсу однажды затравили. Он был  конечно не к месту, но так, чтобы рога ему  рисовать, фотки поджигать, это  легко в  Фотошопе. О группе  травли Джинсы Нила  узнала случайно, ее,  конечно, никто туда не пригласил бы. И тогда она  всех почти выгнала. Самый  был а расцвет,  ходило почти  двадцать человек. Но для  чего?  Чтоб бить ногами жалкое  существо? Девочки  ведь. Ландыш в группе травли не числился, Ландыш  был гуманистом. И Волина  в чтило  изгнанных включила себя. «Если кто придет, сама веди группу, ты всю программу  знаешь лучше  меня», — это Ладе. То есть в тот момент девочка стала  более эрудированой и более убедительной, чем ее  стихийная  училка. Только тратиться на других она не стала. Она выступала на  фестивалях, надо же!  Ведь недавно не  могла несколько фраз  без плача  вымолвить.  А тут  такое бойкое  кокетство. При ее светозарной внешности и нельзя иначе.
Нила это  время печатала книжку со стихами Лады. Она  сама пришла на встречу и выступила с сообщением об уникальности этого таланта. И Ладу  увидели, и  стали везде номинировать. Она поучила  премию на престижном конкурсе, имя ее замелькало в интернете. Она  даже начала  писать диссертацию и ей дали общежитие .Нила  лихорадочно собрала ей бесплатное приложение — сковородки, кружки,  кастрюльку…
Тем временем у Волиной  тоже вышла  книжка. Это случилось вообще непонятно как. Волина  уже десять лет вела  свою страничку на Прозе.ру. Читателей там  было немного. В лидерах  оказывалась в основном  эротика, но Нилу-то привлекали характеры. Ей нравилось  узнавать людей и  описывать хитросплетения  этих характеров. И она  простодушно писала  всем, кто ее  читал, и  поэтому ее отклики на других седа превышали число откликов на ее личные  тексты. А тут каждый  день вдруг пошли читатели десятками. Оказалось, ее доминировали,  и дальше все покатилось как  снежный  ком. Пришлось  ехать на  дипломом в Москву. Рукопись-то  была, откопалась такая  залихватская история из юности бесшабашной, что  ой - «Береговой   роман»  Это были не просто  рассказы, а действительно, роман. Как  выразилась Ада Седых - пять романов в  одном.  Нила полдня просидела в кинотеатре, смотрела  «Облачный  атлас». Потому  поехала  Центральный  дом литератора. У нее  кружилась голова и хотелось  спать. И  перед  выходом на  сцену  ЦДЛ у Нилы пошла носом  кровь и она скорей  таблетку от давления. На сцену  идти  боялась, сапоги на ней  были  не те. На сцене  Святослав Бэлза, ей вручили  букет, а  она только  улыбнулась ведущему натянутой  улыбкой — «Я  вас вдела по телевизору». Получив  свой диплом и статуэтку с железным  пером, радостная Волина узнала  что  премия не  выражается в деньгах, а выражается в новой книге. И  книгу реально напечатали»!
Нила сдержанно гордясь, передала один  экземпляр Ландышевой, потому что только она  мола написать настоящую глубокую рецензию. Но Лада даже не пришла на  обсуждение. Пришли  на встречу в маленький кирпичный музей  очень  разные люди, даже едва знакомые  - из библиотеки, со старой  работы, даже одна  знаменитая  романистка  из другого города пиехала, даже  авторитетный критик, до того не зачавший  Нилу. Для зимнего свирепого ветра и поземки это была роскошная  явка. Но  шло едва  заметное  покалывание в груди, что пришли не все. Эх, как мы  иногда не ценим то, что есть, и как неистово желаем того, что  нет!
В это время их сайту  приходил конец. Волина  плохо разбиралась в  интернете, и все просила: «Лада, ну  дай ты  мне указания. Как продолжать. Научи. Переведи  на  меня  управление, мне  же  многие опции недоступны». Но Ландышу уже наскучила  игра в благотворительность, и она не отвечала на эти просьбы  ровно ничем. Как  будто  не  было на  свете  никакой Волиной. Тогда  Нила написала письмо в техподдержку, умоляя помочь. Все ссылки  устарели. Все рубрики  нуждались в замене. И на  это ей  ответили, что мы  бессильны, обратитесь к  создателю  сайта, а это Ландышева. И зачем Ландышева говорила, что группа  молодых поэтов существует в нескольких ипостась — в  реальной, печатной и  виртуальной.  И что это помогает обрести язык.  Значит  она,  Лада,  его обрела , а другим не надо? И Волина, прижимая  к  себе новый роман, находила там много хорошего, но роман не зажил  своей  жизнью. все  думала -почему так. Ну... Потому что не всем  это интересно. Не стала  же  библиотека доминировать Волину на очередной  конкурс? Не стала.  Потому что есть  боле  заслуженные.
Никакого тебе восторга в усадебной  старинной роще, где шумели столетие  липы перекликались соловьи,  где все  фотографировались, где   Ландышва обнимала  ее за  плечи тонкой  и заглядывала в  лицо. И сидела у ее ног, как  ангел-хранитель. В городском общественно-литературном  журнале появилось большое интервью Лады «Молодые в  культуре». «На сегодняшний день студия представляет собой довольно активное творческое объединение с учебной подосновой, где студенты и старшеклассники могут встретиться с современными поэтами и писателями, а также поделиться с другими результатами своих собственных экзерсисов на почве писательства». И там  было две строчки, что она  благодарна  Волиной  как наставнице, помогает чем  может.

Волину  обдало  жаром. И чего врет? Вот жалко - не печатали Нилу в этих  всех журналах, а то она  сказала бы  им. Сколько  ж  можно систематизировать Волину как  мать-наседку? Она  же  сама  автор, грубо говоря, самостоятельный автор, причем много жанровый. Воспитала  да  воспитала… Нила заметалась по кухне, засыпая единственную найденную пшеничную  крупу в бурлящую  кастрюлю.  Тут ей  позвонили и  вежливо опросили выслать в  журнал  какой-нибудь текст.  Рассказ?  Ну, можно и  рассказ. Вы же тоже  пишете?
Надо же. «Тоже  пишете». Она прыгающими руками стала  наливать бутилированную  воду  в чайник и пролила  мимо. Ноги обожгло  холодом и загасило  ненужный  пыл. Рассказ-то  она  выслала, но он все не появлялся и не появлялся в этом журнале. Наверно, месяц прошел. Тогда она  позвонила  ответ секретарю. Как узнать   судьбу  того рассказа? Ах, не у вас. Ау кого? Ладно . Она  перебрала еще пару  телефонов, пока не ответил отдел публицистики. Ах, рассказ. Подождите.  Помолчав минут  десять, трубка хорошо поставленным  мужским голосом  известила, что рассказ Волиной лежит в  плане следующего месяца. Он одобрен редактором, и виза  стоит, но там нет дизайнерского решения, мы  обычно ставим картинку по смыслу или то, что даст дизайнер. Попробуйте  связаться с дизайнером, вот ее телефон, Л. Ландышева. Всего доброго.
Надо же! Нила  задумалась. Нашла  крышку,  прикрыла пыхтение  каши, огонь  убавила. Вот  если бы тогда, в прошлые времена, Когда  забегала Лада к ней на оладьи -  тут бы она и попросила ее. Но теперь  нет, нельзя ничего просить. Бесполезно.
Рассказ Волиной напечатан не  был. Интересно, в следующем сезоне найдутся  желающие   развить свой литературный дар? Или хотя бы узнать, что он  есть...


Рецензии
"Нила хлопала дворцами шкафа" Я, так понимаю, что всё же "двЕрцами", а не двОрцами. Ибо, как известно, дверца - это дверь, а дворец - это большой дом, в котором живут сильные мира сего, скажем так.

Ральф Фукс   15.05.2017 11:22     Заявить о нарушении
Спасибо, исспрапвила. И это все? Больше нечего сказать про рассказ?!

Галина Щекина   15.05.2017 16:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.