За державу обидно

    Эта фраза, что в заголовке, от частого и не всегда обоснованного употребления стала уже банальностью, но я все таки решил назвать свою заметку именно так. Потому что, при размышлении о нашей жизни, без этого выражения трудно обойтись. И делаю это я не для красного словца, а по сути моего восприятия действительности. Мне до глубины души обидно, что живем мы в большой и богатой, но такой необустроенной для жизни стране. Стране, где люди живут как бы одним днем, словно босяки какие то. Продали бочку нефти и сразу же садимся за стол пировать. Причем не просто пировать, а заморские вина и яства нам подавай, своего же сермяжного продукта  не хотим. Не хотим мы жить своим умом и руками, словно  несмышленыши, родившиеся только вчера. Жить не можем без сиськи от матери-земли. Забыли о своем славном прошлом, словно существа без роду и племени. А были ведь времена, когда наш Левша блоху «англицкую» подковал, а хлеб и масло российское в Парижах иноземцы кушали, да нахваливали. Где все это? Раньше, в годы моей молодости все кивали на прошедшую войну и бедствия, которые она принесла моему народу. Но вот уже семьдесят лет мирной жизни позади, а воз наш и поныне плутает в дебрях нищеты и отсталости. И не говорите мне, пожалуйста, о полете Ю. Гагарина, о триаде ядерной и танках наших быстрых. Этого никто и я в том числе, не отрицает, а только приветствует. Но мне этого мало, я хочу еще и просто нормальной жизни, хочу гордится не только танками. Хочу, чтобы наши ученые работали и делали открытия в наших лабораториях, институтах, а не в Кембриджах. Хочу, чтоб Роснано выдавал действительно нанопродукт, а не пыль в глаза. Хочу, чтобы в наших магазинах продавали прекрасную российскую ветчину, буженину, каковыми они были во времена СССР, когда их «выбрасывали» в продажу. Хочу, чтобы наши крестьяне и фермеры научились производить вкусные сыры не хуже пармезанов. Одним словом, хотелок много, все перечислять, смысла нет. Но есть среди них, так сказать и непродуктовые. А они, на мой взгляд, даже поглавнее будут. Речь идет об основополагающих принципах жизни: законности, справедливости, уверенности в завтрашнем дне и уважении к своему прошлому. 
    Хорошей жизни мы все хотим. Но представления о хорошей жизни у каждого из нас свои. Как говорится: «У всякого cвой вкус, один другому не указчик: кому то нравится арбуз, а кто то любит хрящик». Мы живем в федеративном государстве, где живут не только русские, но и граждане других национальностей. Умные люди насчитали их чуть ли не две сотни. Не каждая страна имеет такое разнообразие этносов. И среди этого множества есть два самых многочисленных. Это русские и татары. Судьбы их тесно переплетены на протяжении веков. «Потри русского и найдешь татарина», крылатые слова, известные чуть ли не всем в России. Татары на протяжении веков плечом к плечу с русскими отстаивали свободу общей Родины. В историю нашего государства навечно вписаны тысячи славных имен с татарскими корнями. Но так было далеко не всегда. До середины прошлого тысячелетия русские с татарами жили в состоянии перманентной войны. И этому были веские причины. С одной стороны, элита татарского народа в те времена формировалась под  влиянием исламского мира и в первую очередь Турции и Крыма. А с другой стороны имели место тесные экономические отношения с христианской Россией, которые обуславливались близостью географического положения. Эти обстоятельства и обуславливали частую смену правящих династий в Казанском ханстве и общую нестабильность политической власти. В практической жизни было сильно влияние прорусской партии и российский рубль успешно выполнял роль платежной валюты. Но с другой стороны, в плену у казанских жителей томились тысячи русских, захваченных в набегах на российские земли. Казанское ханство, таким образом, было беспокойным соседом и к тому же занимало стратегически важное географическое положение. Воинственные татары перекрывали торговые пути по Волге на Восток и мешали устремлениям молодой Московии на просторы Сибири. Бесконечно продолжатся такое положение не могло и в 1552 году под стенами Казани развернулась судьбоносная битва.
     Пятьсот лет без малого минуло с тех пор, а отголоски тех далеких событий до сих пор живут в народной памяти. Самым ярким проявлением этой памяти являются ежегодные акции и манифестации, организуемые радикальными татарскими националистами в день взятия Казани. Лозунги самые разные,  но есть главный. Это требование создать памятник павшим защитникам города. Вернее, даже не сам памятник, а ПРАВО на возведение мемориала. И звучат эти требования на фоне существующего, правда, в ущербном виде, памятника русским воинам, погибшим при штурме города. Памятник возвели в Х1Х веке по инициативе архимадрита Зилантова монастыря о. Амвросия у братской могилы. Первоначальный проект памятника – обелиска был представлен на утверждение императору Александру1. Тот поручил переделать проект архитектору Н.Ф.Алферову и лично пожертвовал на возведение 5000 рублей. Примеру последовали все члены царской семьи, а за ними, тоже в частном порядке «разные особы» и простые граждане по всенародной подписке. Всего удалось собрать более 100 000 рублей. На эти пожертвования возвели достойный памятник – храм. В пятидесятые годы прошлого века памятник «отреставрировали». Убрали религиозные атрибуты отделки здания и практически забросили. В таком непотребном виде он и был передан в ведение РПЦ.
     Близ Казани в устье реки Свияга, на острове Свияжск в 1551 году русскими войсками была заложена крепость. К 1552 году она была превращена в опорную базу российских войск и сыграла решающую роль во взятии упорно сопротивляющегося города. Вообще следует отметить: поход 1552 года был тщательно продуман и хорошо подготовлен, что и позволило войскам Ивана Грозного успешно штурмовать сильно укрепленный город, защищаемый храбрыми воинами. Ход осады и подробности битвы хорошо известны из летописей и научных трудов историков. Казань пала и Казанское ханство стало частью России. Остров Свияжск в советское время постигла примерно та же судьба, что и памятник в Казани. Он был превращен в психбольницу и тюрьму, а его роль в истории предана забвению.
     Слава Богу, ныне ситуация начала меняться. Начался процесс возрождения исторической памяти нашего многонационального народа. В Татарстане это движение возглавил первый президент республики Шаймиев М.Ш. Он организовал фонд «Возрождение», первоочередной и главной задачей которого стало восстановление древнего города «Булгар» и острова Свияжск. За пять лет существования фонда сделано очень много. На историческом месте, буквально в чистом поле возрождается красавец город Булгар. А в Свияжске  реставрированы чудом  сохранившиеся храмы и старинные здания, организован музей. Работы еще далеки от завершения, но уже сейчас эти объекты превращаются в туристическую Мекку. Сюда едут  паломники из самых дальних уголков страны и из за рубежа. И легко представить, какой туристический бум ожидает эти памятные места, напрямую связанные с историей двух самых многочисленных народов России. Особенно, если учесть большое количество татар и русских, живущих ныне за пределами РФ,
     Надеюсь, этот процесс необратим и залогом этой надежды являются слова М. Шаймиева, сказанные им недавно на юбилейном заседании фонда «Возрождение»:
-- Осознание необходимости духовного возрождения стало ныне всенародным делом.
-- Мы не всегда нравимся друг другу, но сейчас пришло время возрождения духовности и внутреннего мира для каждого из нас.
    Эти высокие и пафосные слова, суть слова мудрого человека, хорошо знающего и людей, и общество в целом. Они могут стать краеугольным камнем в основании движения по созданию мемориала памяти о событиях 1552 года в Казани. Увековечить грандиозное, даже по мировым меркам событие, наш священный долг. Разве люди, участники той битвы не достойны нашей памяти? Или мы не хотим показать всему миру отвагу, смелость и доблесть защитников города и осаждавших его? Господи! Как не хочется быть Иванами, не помнящими родства! Мудрые люди давно заметили, что нация, пренебрегающая своей историей, не имеет перспектив на будущее. Это общеизвестно и я извиняюсь за напоминание азбучной истины и таких банальных слов. Ибо, несмотря на очевидные подвижки в этом благородном деле, еще далеко не все так радужно, как хотелось бы.
    Например, экспозиция исторического музея на острове Свияжск построена не на памяти о первоначальном предназначении бывшей крепости, а на этнографических аспектах истории и краеведении. О событиях 1552 года упоминается вскользь.  Та же картина и в государственном историческом музее в Казани. Даже в мечети Кул Шариф, которую республиканская власть позиционирует, как памятник защитникам города, нет экспозиции о тех событиях. Примерно тоже самое и в Москве. Собор, построенный в честь взятия Казани, носит ныне имя Василия Блаженного, человека похороненного здесь. Я не спорю, может это очень достойный человек и память о нем священна. Но храм то построен по другому поводу.
     Подводя итог, к сожалению можно сделать вывод, что сегодня память о судьбоносном и действительно великом событии предана забвению. Мы забыли, что именно отсюда, со взятия Казани и присоединения к Московии Казанского ханства есть и пошла Российская Империя. А битва при взятии города по масштабу, значимости и своей ожесточенности не уступает знаменитым битвам тех времен на мировой арене. Но мы, а прежде всего власть, боимся вспомнинать о тех временах из соображений, как бы чего не вышло. Боимся, что вдруг начнет всплывать что то неудобное и небесное сияние над вековой дружбой народов России померкнет. Лицемерное нежелание чиновников создать мемориальный комплекс лишает народ возможности знать свою историю, медленно убивает саму народную память. А ведь битву под Казанью с полным правом можно назвать битвой народов. С  обеих сторон здесь воевали не только русские и татары, но и другие этносы: чуваши, удмурты, мари, мордва и многие, многие другие. Их потомки имеют право знать через какие испытания и страдания наши народы пришли к созданию великого государства Россия.
     Мудрые китайцы в свое время говорили, что даже самый длинный путь начинается с первого шага. У нас в республике он сделан по инициативе очень уважаемого и авторитетного человека. К счастью не осталась в стороне от этого процесса и Москва. Там тоже сделан первый реальный шаг в восстановлении исторической памяти. На территории бывшей ВДНХ СССР в павильоне 57 открыли парк истории. Журналисты и общество сразу же назвали этот факт уникальным гуманитарным проектом. Правда, восхитились им они только после одобрения этой идеи Президентом России В. В. Путиным еще в Манеже. А, держащие нос по ветру чиновники, тут же засуетились и исполнили. Видимо, по другому они не могут. А ведь такие «уникальные гуманитарные проекты», подобные парки истории, нужны, на мой взгляд, во всех регионах России, ведь история нашего государства творилась не только в Москве. Казань могла бы выступить пионером в таком архиважном деле. Она имеет на это полное право. Также, как и Екатеринбург, который осуществил идею создания мемориального центра в память о первом Президенте России. Это еще одна и очень современная форма исторической летописи нашей Родины и самая наглядная версия исторической памяти.
     Давно и хорошо известно, что игнорирование проблем в межнациональных отношениях ведет лишь к неминуемому их обострению. Примеров сколько угодно. Так в 1999 году Всетатарский общественный центр на курултае, проходившем в Казани, официально потребовал сноса памятника – храма павшим русским воинам. Очень симптоматичное, на мой взгляд, решение. Подобные действия приобрели ныне практический и массовый характер в некогда наших братских странах на Украине и в Польше. Вандализм, одно из самых позорных проявлений ненависти, не родится сам по себе, он начинается в головах радикалов и крепнет на собраниях, митингах. Бороться с этими негативными проявлениями с помощью силовых структур, это не самый эффективный способ. Нужна постоянная и кропотливая работа в массах и особенно в элитах общества без истерик и крайностей. Нужна, наконец, взаимная АМНИСТИЯ И ПОКАЯНИЕ. Нужно научиться прощать друг другу взаимные обиды ради будущего, ради счастья наших детей и процветания нашей общей Родины. И это, на мой взгляд, единственный путь  к достижению межнациональной гармонии в многонациональной стране. При  духовном согласии и гармонии во взаимоотношениях нам легче будет достичь прогресса и в экономике. Вот тогда у нас на прилавках будет и сыр, и хлеб, и колбаса, причем в самом широком ассортименте. И, главное, за державу не будет обидно.


Рецензии
Начало этой статьи меня сразу заинтересовало. Коренной вопрос России - научиться творчески и производительно работать. О том, что что мы не умеем обустроить свою жизнь ни в объеме страны, ни в размерах своего деревенского двора. Но потом Вы свернули на русско татарские отношения, которые. конечно же очень важны. И не согласен в части амнистирования и тем более покаяния. Эту коробочку только открой, потребность в этом будет возрастать и возрастать в геометрической прогрессии. Пример с поляками, чем больше Россия раскаиватся, тем более поляки считают, что раскаяния недостаточны. Нужно выстраивать сегодняшние отношения. Артем

Артем Кресин   28.05.2016 13:43     Заявить о нарушении