трудная тропа геолога

   Малыгин Вениамин Васильевич (год рождения 1932-ой) окончил Кировский горный техникум в 1951 году. Он стал первооткрывателем  крупного Коашвинского апатитового месторождения в 1960 году (Хибины).

               СТРОКИ ИЗ ДНЕВНИКА

   Лето 1959 года я  промаршрутил в отряде Александрова-Минакова в Ньюрпахском направлении, а в марте 1960 года стал готовиться к полевым работам на горе Коашва. До меня прошлым летом там работали представители ГРП (геолого-разведочная партия) и уже начали поисковые работы, оставив не обследованной площадь около трёх километров, планируя   песчано-валунные отложения на этом участке пробивать шурфами, доходя до скального дна.

   В конце марта приехали на участок во главе с прорабом горных работ, поставили палатки на дощатые полы, уложенные на снежные заносы трёхметровой толщины, поставили печурки. Работа знакомая.

   А вот специалисты ехать работать на участок не спешили. Оказалось, что у всех « случилась» спешная работа – только я «не при деле». Антонова Л.Б. сменил на посту начальник Михеичев А.С., приехавший из Ленинграда Записался к нему на приём, чтобы объяснить, что мне предстоит операция (застарелая грыжа), но  мои доводы со справкой от врача  не признали убедительными.

   Через день я пришёл в гараж, где готовились для отправки на Коашву тракторные сани с горой груза. Ехать нужно 55 км при температуре -20 часов шесть, а  от запаха солярки в кабине невозможно дышать. Не дорога, а мучение.

   На месте прибытия ждала нас палатка четыре кв.м с тремя железными кроватями, железная печурка, маленький столик, а вот табуретку уже поставить некуда. Вот такой комфорт.

   Проснувшись утром, увидел, что моя служебная папка на столе залита  каким-то жиром из банки для закусок прораба и тракториста, отмечавших радостную  встречу.
 
   Растолкав прораба, я предложил ему показать фронт уже проведённых работ в прошлом сезоне. Дорогу мы прокладывали вверх по склону по пояс в снегу, затем спустились вниз к месту, где угадывался ручей. Здесь планировали пройти 6 шурфов.

  Зная карту Коашвинского участка и сложение горного массива в этом месте хибинитами, я удивился такому расположению шурфов. Понял, что параллельно ручью  проходит контакт (граница) с тёмно-серыми ийолитами аналогично Ньюрпахскому месторождению.

    Зачем же эта огромная площадь подвергалась шурфовке, если и сейчас кое-где из-под снега видны скальные обнажения? Здесь просто нужно сделать достойную геологическую съёмку, нанеся на карту обнажения.

   Обратно возвращались по уже пройденной тропе, запоминая новые отвалы-шурфы глубиной до десяти метров, на которые мне придётся прийти, спускаться в них, осматривать стенки, описывать, зарисовывать (документировать), опробовать. Работа знакомая, но нужная ли? О своих сомнениях я умолчал.

    Чтобы сделать выводы – нужны доказательства. Ведь 24 шурфа уже пройдены – это трёхнедельный труд отряда, итог бессмысленной работы и затраты огромных денег.

  Началась работа по уже пройденным шурфам и по их описанию. Во всех шурфах на дне (забое) встречались одни и те же породы – ийолиты, показывая тем самым, сколь велика их мощность (площадь развития). Но опять загадка: на дне шурфа на скалистом ложе ийолитов лежал обломок до 30 см. величины, сложенный уртитом.  Откуда он? К тому же в морене, пройденной шурфами, обнаружены 9-11 обломков апатито-нефелиновых руд.

   Непреложным было одно: мы приближались к висячему боку ийолитов, а что за ним? Ведь здесь на карте шириной четыреста метров был «пробел», пропущенный съёмкой прошлого года. Нужно копать новые шурфы, а это значит пойти против намеченного плана работ, это значит доказывать свою правоту, снова сражаться против тех, кто делал бессмысленную работу прошлого полевого сезона…

   Пришёл поздно вечером в палатку, где проживали вместе с прорабом, еле живой от усталости. Двадцатого апреля – день закрытия нарядов по глубине  погонных метров, по крепости пород (по категории), где расценки возрастали через каждые 2.5 метра глубины. Эта огромная работа по моим записям в «полевых» журналах за сорок дней работы двадцати пяти рабочих.

  Я уселся у горящей печки, снял шапку, фуфайку, «кирзачи». От мокрой насквозь одежды и от меня шёл пар. Прораб молча смотрел на меня, понимая, что я не смогу сегодня закрыть наряды.

  Долго не могли заснуть, думая каждый о своём.  Наконец, я решился: «Завтра мне нужно две пары рабочих, я  поставлю их на четыре новые точки». Прораб возмутился: «Опять отсебятина? Ты опять умнее всех? Гнули тебя, гнули…»

  «Мы открываем новое месторождение!» -сказал  Малыгин В. В.

  Послесловие: за открытие Коашвинского месторождения апатито-нефелиновых руд в 1960 году получили большие премии начальник ГРП, главный инженер, главный коллектор, прораб и… маленькую премию геолог Малыгин В.В, первооткрыватель Коашвинского месторождения. Руды хватит на многие десятилетия - заключение экспертов.
   

   
   
   


Рецензии
Зинаида,среди моих коллег,
друзей и знакомых звание первооткрывателя большая редкость,
раз два и обчёлся, а вот историй,
когда "один с сошкой,а семеро с ложкой",
на слуху гораздо больше.
Ваша тоже подчинилась правилу, не попала в исключение.

На вашу тему:
http://proza.ru/2012/06/21/1561
Нина Измайлова.
В комменте под рассказом:
*Первооткрывателем признали. Прислали серебренный знак и удостоверение к нему. А премию приличную к нему зажилили. За крупное месторождение положено 5 млн рублей. Нас там засчитали 6 человек, включили туда ещё тех, кто считал запасы. Там наши, кто ещё живёт в Зее, Благовещенске. Подали все сведения из отчётов в комитет по недропользованию и т.д. Отписались, прислали ответ, что в те годы в договоре не было пункта о награждении первооткрывателей. Разрабатывали наши. Видно передумали отдавать м-ние иностранцам. Я жалею, что я эти пробы золотоносного кварца не закопала. Не обидно бы было. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2 30.12.2021 10:37 *

Зоя Чепрасова   06.06.2022 13:17     Заявить о нарушении
Зоя, спасибо за отзыв и ссылку. Оказывается, быть первооткрывателем почётно, но безденежно. Аксиома.

Зинаида Малыгина 2   06.06.2022 17:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.