Что такое объективность?

Однажды, в общении с интересным и образованным собеседником, мне пришлось столкнуться с утверждением, что никакой объективности не существует, что все наши суждения и оценки целиком субъективны. Это побудило меня рассмотреть понятие «объективности» более внимательно и применительно к разным областям жизни и знания.

1.Объективность в естественных науках.
Критерием объективности в естественных науках является соответствие теории фактам, практическая ценность познания, помогающего улучшить и облегчить жизнь, а также математическая обоснованность научных теорий. Как писал И.Кант:
«В каждой науке, собственно науки содержится столько, сколько в ней содержится математики».
Поскольку естественные науки соответствуют двум названным критериям, можно утверждать, что они объективны.

2.Объективность в эстетических оценках.
На первый взгляд, все эстетические оценки исключительно субъективны. Но только на первый взгляд. Из двух человек, потребителей культурной продукции, тот способен «объективнее» оценить, скажем, музыкальное произведение или роман, чей эмоциональный, эстетический уровень развития лучше соответствует уровню композитора или писателя. Миллионы людей не воспринимают классическую музыку и, соответственно, не могут ее оценить по достоинству, в силу своей эмоциональной ограниченности.

Из двух человек, с примерно одинаковым развитием и вкусом, тот способен лучше, «объективнее», оценить творчество писателя, композитора, кинорежиссера, кто лучше знаком с их произведениями. Одной книги, одной песни или одного фильма недостаточно для «объективной» оценки художественного творчества автора.

3.Объективность в политике.
Полагаю, достаточно объективно оценивать политиков, их конкуренцию друг с другом может лишь тот человек, который сам стоит вне политики и является незаинтересованным лицом. Такой наблюдатель способен давать более или менее точные, «объективные» оценки политикам и их действиям. Сами участники политической борьбы, по отношению друг к другу, обычно совершенно необъективны.

4.Объективность в метафизике.
На мой взгляд, объективность в метафизике невозможна в принципе. Нет критериев опыта, невозможно использовать математику, а выбор философии, как справедливо писал Фихте, зависит от того, каков сам выбирающий.

5. Объективность в этических оценках.
На мой взгляд, подобная объективность – очень редкое качество, присущее людям истинно разумным. В ее основе лежит высокий уровень самосознания и особого рода интуиция, которую условно можно назвать нравственной интуицией. Эти качества являются врожденными, их можно развить, если они заложены в человеке, но вряд ли возможно привить воспитанием. Большинство людей, к тому же, не хотят знать о себе правду и сами от себя ее скрывают, а те, кто готов смотреть правде в глаза, часто заблуждаются относительно себя, не видят себя со стороны. «Амплитуда объективности» в этических оценках может колебаться в широких пределах, от дураков, которые всегда правы, до гениев самопознания наподобие М.Монтеня, Дж.Кришнамурти и других.

Наверное, правильно будет сказать, что человек ни в чем не может быть АБСОЛЮТНО объективным, всегда в его оценках будет присутствовать доля субъективности. Этим и объясняются мои кавычки, при рассмотрении типов объективности. Однако и отрицать понятие объективности, на мой взгляд, неправильно.


Рецензии
Добрый день, Евгений!
Пишу через 8 лет после выхода Вашей статьи.
Один вопрос. В статье нет ни слова про психологию. Правильно ли рассматривать субъектность смысла без привязки к этой науке?

Сергей Цветков 2   27.04.2024 08:02     Заявить о нарушении
Не совсем понял Ваш вопрос, Сергей. Люди субъективны в своих суждениях и оценках независимо от того, знакомы они с психологией или нет. Да и мало чего она стоит современная психология. Но это отдельная тема.

Евгений Терещенко   27.04.2024 14:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.