Повесть об Остапе. Глава 6

Конечно, это была победа. Нет, не над управляющей компанией, основной поединок с которой был ещё впереди, причём с непредсказуемыми результатами в каждом раунде – это была победа над самими собой. Не надо громких слов, великих подвигов и невероятных свершений…, иногда нужно просто встать с дивана, прийти в нужное место и высказать свою точку зрения. Или даже молча проголосовать за то, что считаешь правильным. Иногда бывает достаточно и  этого…. Нужно просто встать и прийти. И тогда, возможно, в будущем и не понадобится ни громких слов, ни подвигов….

***
Как не пытался Остап уйти в «тень» Валентины Михайловны после собрания, ему это не удалось. И если до «финального» выступления в школьном кабинете жители дома его практически не замечали, то теперь Остапа знали все. С ним здоровались, его благодарили, а иногда и советовались, принимая теперь Остапа за эксперта по жилищному законодательству, в вопросах вроде и небольших («Ну, не к юристу же мне с этим»), но таких, что спать спокойно не давали. Кому-то Остап предлагал самим проштудировать базу данных «Консультанта», в поисках ответа на интересующий их вопрос; людям постарше, которые, в основном, во всемирной паутине не ориентировались, он пытался помочь сам.

Однажды, когда Остап после работы прогуливался возле своего дома на сон грядущий, к нему подошла женщина, лет пятидесяти которая, насколько он мог вспомнить, в число его соседей не входила:
- Здравствуйте, Остап…? – Сделала она паузу в ожидании отчества.
- Просто Остап.  – Улыбнулся он.
- Здравствуйте, «просто Остап». – Улыбнулась женщина в ответ, но за этой улыбкой явственно виделось плохо скрываемое застарелое беспокойство и раздражение.  – Вы меня не знаете, а вот я о вас наслышана от своей подруги. Она в третьем подъезде живёт…, ну да это не важно.  Важно то, что, судя по её рассказам, вы именно тот человек с кем я могу посоветоваться. И дело-то, вроде, пустяковое, а который день покоя не даёт…. Давайте я вам расскажу, много времени это не займёт, а вы уж….
Срочных дел у Остапа не было, Pocketbook пока ещё молчал, и он жестом пригласил женщину присесть на новую скамейку, одну из тех, что стали появляться возле их дома стараниями местного умельца, которому Остап посоветовал чеки за приобретённый материал не выбрасывать, с тем расчётом, чтобы потом предъявить их управляющей компании.

- У меня дочь живёт по улице N-ской, в 1 доме. Это пара кварталов отсюда. И в этом же доме находится офис какой-то небольшой компании, не помню названия, служащие которой делают, что хотят: и у себя в помещении, и в подъезде, и на придомовой территории. Как будто они не квартиру выкупили, а весь дом; знаете же этих наших современных нуворишей - ничего святого у них нет, одни деньги на уме….
- Я знаю разных предпринимателей и далеко не все из них плохие люди. – Мягко, но решительно прервал женщину Остап. – Что конкретно делают служащие этой компании и из каких источников это известно вам?
- Где попало курят, ругаются, машины ставят так, что ни пройти, ни проехать…. Откуда мне известно…? Так дочь и жалуется. Она ведь вторым беременна, уж рожать скоро, а тут такая нервотрёпка каждый день…. Даже заявление директору этому написала, да только ни ответа, ни привета, как говорится….
- Вот это совершенно правильно, ваша дочка молодец. Значит, какой-никакой, документ уже есть. А можно с её заявлением ознакомиться?
- Да конечно, я же его копию специально с собой захватила. – Женщина суетливо открыла сумочку и после непродолжительных поисков вынула из неё два листа формата А4, сложенные пополам. – Вот оно.
- Ну, вот и хорошо. – Сказал Остап, принимая заявление. – Сегодня я с ним ознакомлюсь, а завтра попробую разобраться во всей этой истории: не дело нервировать беременную женщину….

***
Уже поздно вечером, закончив внезапно свалившийся на него по «электронке» институтский отчёт, Остап отключил компьютер, пододвинул поближе к себе листы с жалобой и принялся читать (орфография и стиль автора сохранены):

Заявление

«Прошу Вас помочь мне разобраться в сложившейся ситуации, дело в том, что Ваши сотрудники, работающие в квартире 61, расположенной в 4ом подъезде, дома 1, по улице N-ской, города Кызыла нарушают общественный порядок. А именно каждый день через каждый час курят у подъезда тем самым нарушая ФЗ, или ФЗ о «запрете курения» для них не писан? Если хотят курить пусть курят пускай курят у себя дома или в квартире 61, где они работают. Они травят дымом сигарет меня беременную женщину и моих маленьких несовершеннолетних детей. Когда мы выходим гулять с детьми они, 6-7 женщин, стоят у подъезда курят обратно идём домой, стоят курят, подают детям дурной пример, мой ребёнок, которому 4 года проходя мимо их говорит «ВОНЮЧИЕ МАМЫ», и ещё говорит «МАМА НЕЛЬЗЯ КУРИТЬ откуда он эти слова знает, если учитывать что дома, ни мама, ни папа не курят, не трудно догадаться, что благодаря примеру ваших сотрудников.
И ещё ваши сотрудники перегораживают своими личными автомобилями проезд к подъезду, так что невозможно ни выехать, ни заехать, невозможно даже пройти. А если машина скорой помощи или пожарная машина приедет, что тогда делать? Ждать когда у них рабочее время закончится, и они соизволят убрать свои автомобили? Почему они свои личные автомобили ставят у подъезда жилого дома, а их немало штук пять не меньше!!!! Разве придомовая территория не принадлежит собственникам квартир или они все у вас прописаны там и являются тоже собственниками? Пускай оставляют свои автомобили хотя бы у первого подъезда, где стоят бетонные плиты, перегораживающие проезд автомобилям.
У нас в подъезде живут и пожилые люди, и дети, и даже ветеран боевых действий, никакого уважения к жильцам со стороны ваших сотрудников.
На замечания они реагируют жёстко, это даже мягко сказано, на просьбу не курить у подъезда они даже кричат «НЕ В ПОДЪЕЗДЕ ЖЕ КУРИМ» нет, чтобы извиниться, начинают на нас кричать и ругаться.
А не так давно утром я лично с ребёнком вышли из подъезда, собирались в больницу, а они уже как всегда стоят курят человек 4-5, и вижу, что на проезжей части стоит автомашина, я спокойно спросила «девушки, чья это машина?» хотя я точно знала, что она принадлежит одной из них. На что они мне ответили, что не знают. На просьбу убрать машину никто не отреагировал. Мне пришлось пнуть по колесу автомобиля тогда сработала сигнализация, только после этого нашлась хозяйка авто, и конечно же это одна из ваших сотрудниц. Тогда они ВСЕ человек 10 стали на меня, на одну беременную женщину кричать и ругаться, выражались нецензурной бранью, угрожали, обзывали и все это происходило на глазах моего 4х летнего ребёнка. Кричали на меня «ТЫ БЕРЕМЕННАЯ ЖЕНЩИНА» я же им не «Тыкаю», какое они имеют право меня тыкать я им кто сестра подруга? «БЕРЕМЕННАЯ ЖЕНЩИНА» кричали, беременная или не беременная какая им разница, что мне у них разрешения спрашивать? Я же ей не говорю «Толстая женщина». А самое страшное они нет, чтобы извиниться, показывали пальцем и смеялись надо мной целый день.
Дата. Имя. Фамилия. Подпись».

Два раза внимательно прочитав жалобу, Остап крепко задумался. С одной стороны факт, конечно, вопиющий, но с другой…. Что-то не складывалось представленное ему описание конфликта в целостную картину: во-первых: сколько, всё-таки, детей у молодой мамы? Сначала она пишет о «моих несовершеннолетних детях», с которыми выходит на прогулку, потом о ребёнке, с которым возвращается. Остальные-то где? Ведь не считает же она своё, ещё не родившееся дитя, несовершеннолетним?

Во-вторых, навряд ли курящие, как это ни печально, женщины станут сами себя называть «ВОНЮЧИМИ МАМАМИ». Это словосочетание 4-летний ребёнок услышал явно не от них, а скорее всего от своих родителей, тем более, что сами они не курят. И как не противна была Остапу эта странная привычка землян выпускать дым из белых круглых палочек, предварительно пропуская этот дым через свои лёгкие, ему не менее противна была «привычка» некоторых пап и мам учить своих детей говорить гадости о других людях. Остап считал это совершенно недопустимым.
И, наконец, сколько, всё-таки, сотрудников стояли и курили возле подъезда, а потом «набросились» с нецензурной бранью на беременную женщину? Четверо-пятеро или «они все человек 10»?

Для Остапа это были не праздные вопросы. Могли эти «ляпы» возникнуть в заявлении в результате волнения писавшей, её торопливости или неважного знания русского языка, что сейчас, к сожалению, встречалось сплошь и рядом? Могли….
А могли они быть и показателем того, что не все факты, изложенные в заявлении – правда. А любая, даже самая маленькая ложь, по мнению Остапа, никогда не могла привести к торжеству справедливости. Просто, по определению:
«Как там у Высоцкого? – Мысленно процитировал Остап любимого барда:

«Некий чудак и поныне за Правду воюет, -
Правда, в речах его правды - на ломаный грош:
"Чистая Правда со временем восторжествует, -
Если проделает то же, что явная Ложь!"

Гениальная ирония поэта, который как никто другой знал, что замаранная ложью правда, правдой быть перестаёт.
«Придётся навестить эту «небольшую компанию» и разобраться, кто там прав, а кто не очень…. Становится уже интересно».

***
Неотложные дела в институте «отпустили» Остапа для визита в «небольшую компанию» только два дня спустя.
«Обычный двор. – Отметил для себя Остап, разглядывая нумерацию на подъездах. – Да, машины присутствуют и да, им бы тут не место, но это «особенности всех без исключения современных придомовых территорий. Ведь когда эти дома строились никто и подумать не мог, что через каких-нибудь двадцать лет количество автолюбителей будет увеличиваться каждый год в геометрической прогрессии…. Поэтому и автостоянки никто не планировал, я уж молчу про подземные терминалы. Да и проехать, в общем, можно без проблем…. А вот бетонные блоки – это, как раз, зря. Лучше бы уж шлагбаум поставили, который в случае необходимости поднять можно…».
На крыльце нужного Остапу подъезда курящих женщин он не обнаружил. Они «нашлись» в глубине двора, метрах в десяти от входа, на небольшой, оборудованной урной и скамеечкой, площадке, в виде двух представителей женского пола. Ничего, что напоминало бы описанное в заявление безобразие, Остап пока не увидел: «Может, на жалобу оперативно отреагировали, да порядок навели?»  - Подумал было он, но «курилка», и при ближайшем рассмотрении, всё равно никак не походила на наспех оборудованное место….

- Здравствуйте, красавицы, мне бы в офис попасть, к директору, не поможете? – Кивнул Остап в сторону закрытой на кодовый замок массивной железной двери.
- А вы, по какому вопросу? – Поинтересовались женщины, убирая сигареты. – Может вам к нам нужно, а не к директору? Мы как раз в этом офисе работаем.
- Я бы с удовольствием к вам, но мне к директору. – Засмеялся Остап.
- Тогда пойдёмте. Он сейчас как раз у себя…, что, на самом деле, редкость. Вам, можно сказать, повезло….
- А строгий директор-то у вас? – Спросил вдруг Остап, пока одна из женщин нажимала кнопки на домофоне.
- Директор у нас – классный. – Чуть ли не хором воскликнули подруги, и они зашли в подъезд.

***
- Простите, но какое вы имеете ко всему этому отношение?
Небольшой кабинет, обставленный просто, если не сказать, аскетически, в котором директор «небольшой компании» принял Остапа, произвёл на него благоприятное впечатление. Да и его хозяин, полноватый человек средних лет, с коротко стрижеными остатками волос на голове, негативных эмоций у Остапа не вызывал. Даже наоборот…. Умные, проницательные глаза, благожелательная улыбка и моментальное чувство доверия, которое, иногда, безотчётно возникает при первой же встрече с незнакомым тебе человеком.
- Да, в обшем-то, никакого. – Предельно честно ответил Остап. – Ко мне обратились за помощью, вот я и пытаюсь помочь, по мере сил. А сейчас мне уже и самому интересно, какое отношение к реальности имеет эта жалоба.
- Ну что ж, по крайней мере, откровенно. И хотя, как вы, наверное, прекрасно понимаете, у меня нет никакого резона давать вам какие-либо объяснения…. – Директор задумчиво посмотрел на Остапа и неожиданно добавил. – Знаете, мне импонируют неравнодушные люди, это сейчас большая редкость. Есть у меня и немного свободного времени….

- Какое отношение к реальности, спрашиваете…? Давайте, для начала, пройдёмся по фактам: курят ли мои сотрудники? К сожалению – да, курят. Ставят ли свои машины возле дома? Ставят. Вот это вот факты. Всё остальное…. Всё остальное, смею надеяться, вы видели сами.
Мне глубоко «симпатично» отвращение гражданки К. к курению. Сам я не курю и никогда не курил. Но…. Курильщики, они ведь тоже люди. И у них тоже есть права. Например, в том же федеральном законе, на который она ссылается в своей жалобе, в перечне мест, где курить запрещено – придомовые территории отсутствуют. Строго говоря, это означает, что мои сотрудники могут курить в любом месте, возле дома, где захотят. Однако, как вы сами могли убедиться, они этого не делают. Это, знаете, уже к вопросу внутренней культуры людей….
- А если, например, этой внутренней культуры недостаточно? – Перебил Остап собеседника. – Хорошо, у ваших подчинённых она есть, как вы утверждаете, а если бы не было?
- А если нет внутренней культуры, то есть закон. В принципе, все достаточно просто: требуется собрать общее собрание собственников помещений многоквартирного дома и на этом собрании принять решение о запрете курения на придомовой территории. Затем только потребуется разместить соответствующие запрещающие таблички и знаки на территории и следить, чтобы решение собственников жилья не нарушалось. Конечно, для защиты прав курящих, потребуется также оборудование специальных мест для курения….
Инициатором подобного собрания я и предложил стать гражданке К. в своём ответе на её заявление, да только обратной реакции не последовало: намного проще жаловаться, ругаться, загонять отношения в тупик – чем делать конкретные шаги к реальному решению вопроса.
- Беременной женщине с малолетним ребёнком на руках инициировать общее собрание…? Я на своём опыте знаю, как это тяжело…. – Усомнился Остап, отметив про себя, что мама молодой женщины утверждала, будто ответа со стороны руководства «небольшой компанией» они так и не получили. Опять неправда?
- А я и не предлагаю уважаемой К. бегать по квартирам…. – Спокойно улыбнувшись, парировал директор. - Вот вы, например, для того, чтобы разобраться в ситуации, нашли время для разговора со мной? А могли бы сразу и по инстанциям…. Всегда нужно разговаривать, по крайней мере, сначала, и всегда можно договориться. Наша компания, по своему вопросу, уже проводила общее собрание собственников…, можем провести и ещё раз. Но на каком основании? На основании единственной вот этой жалобы, в которой эмоций больше, чем правды?

То же самое касается и вопроса о парковке автомобилей моих сотрудников. Да, они не являются собственниками помещений в доме, но в жилищном кодексе РФ, кроме всего прочего, прописано такое понятие…, - директор щёлкнул пару раз компьютерной мышкой, видимо открывая заготовленную для ответа К. ссылку на рабочем столе, и придвинувшись к монитору, прочитал. – Такое понятие, как презумпция, т.е. предположение в праве о том, что если участок не ограничен для входа наличными ограждениями или иным способом (таблички, столбики и проч.), то участок является свободным для прохода, провоза чего-либо и для использования ИНЫМИ ЛИЦАМИ. Другими словами, любое требование собственников помещений к третьим лицам «не ставить машины около моего дома» будет неправомерным, если не выполнены вышеприведенные условия.
Он кивнул на экран компьютера, словно приглашая Остапа убедиться в верности своих слов, и добавил:
- Это не я говорю. Это говорит Жилищный Кодекс…. Так что ставить свои машины возле офиса служащие право имеют. И я вас уверяю - они этим правом не злоупотребляют. Я здесь бываю практически каждый день, и не было ни одного случая, чтобы я не мог свободно проехать….
Остап молча кивнул, в подтверждение. Он в этом и сам убедился.
- Да и ситуация с придомовыми парковками у нас в Кызыле, пока ещё, не самая сложная. - Продолжил директор. - По делам фирмы мне частенько приходится бывать в крупных российских мегаполисах, в том числе и в Москве – вот там это настоящая проблема. Там не то, что на машине возле дома, на велосипеде не всегда протиснешься….
Он посмотрел на часы на левой руке, которые были надеты циферблатом, почему-то, вовнутрь, и поднялся:
- Надеюсь, я сполна удовлетворил ваше любопытство. Если нет, прошу извинить, моё свободное время закончилось.
- Вы более чем удовлетворили моё любопытство. – Поднялся вслед за хозяином кабинета и Остап. – Спасибо. Единственный вопрос: вы зачитывали выдержку из Кодекса…, если не секрет, каким доменом вы пользуетесь для справок?
- Какой же тут секрет…. У меня Консультант. Я в своей работе только ему доверяю.

***
«Бабушка, похоже, я начинаю нащупывать то, о чём ты не могла мне рассказать. Не потому, что это какая-то там тайна, а потому, что я тогда просто ничего бы не понял». – Остап откинулся на стуле, подыскивая нужные слова. Как и было условлено с бабушкой, он практически ежевечернее записывал свои дневные впечатления и сейчас это был уже даже не отчёт о проделанной работе, а своего рода дневник, который уже стал необходимостью. Он помогал Остапу анализировать происходящее, он помогал ему думать…: о двух планетах, одна из которых была его родиной, а другая ею становилась. О том, как, оказывается, близки их судьбы и мироустройства, несмотря на все различия и огромные расстояния в пространстве и времени, которые их разделяли. И что развивающаяся земная цивилизация очень многому может научить их консервативный, занятый проблемами Галактического величия мир, где забыли, что главное в мироздании – это душа.

«Какая здесь тонкая грань между выдумкой и правдой. Какая почти неразличимая граница, отделяющая зло от добра, чего уже давно нет у нас. И для того, чтобы была возможность увидеть, где одно, а где другое - и душа, и ум должны быть в постоянном напряжении. Прекрасные слова есть у Заболоцкого:

«Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь…!»

Именно обязана трудиться, чтобы меньше было таких вот жалоб, где ложь призывается в союзники, чтобы добиться мнимой справедливости. Чтобы люди стали ближе друг к другу и, добиваясь чего-то для себя, не забывали о тех, кто рядом. Чтобы человек, прежде чем что-либо сделать, всегда думал о возможных последствиях. Это ведь так просто, когда войдёт в привычку….
От разговора со мной женщина, написавшая жалобу, отказалась, когда узнала, что я представляю только себя. Её мать, чьими стараниями я и узнал об этом деле, тоже больше не появлялась. Директор «небольшой компании», мой приятель с недавних пор, держит ситуацию во дворе под контролем. Никаких заявлений больше не было. Твой Остап».

Продолжение: http://proza.ru/2016/02/22/416


Рецензии