Вышний волочок

Кареев В.Н.

                Вышний       Волочок
               



            Это, пожалуй, одна из самых увлекательных и экзотических, для средней полосы России, моих рыбацких историй. Никогда не думал, что в районе Вышнего Волочка можно ловить…форель! Равнинный ландшафт, отсутствие «горных» ручьёв и речек и надо же такое.
            И опять, как я уже писал о рыбалке на Клязьме, этот случай был связан с моим пребыванием в Твери, поэтому нет необходимости повторяться. На этот раз от нашей части скомплектовали команду для заготовки древесины на строительные нужды дивизии. Начальником этой импровизированной лесозаготовительной команды назначили капитана Юру Певзнера, а меня определили в интенданты. Я должен был отвечать за жизнеобеспечение команды в составе двух офицеров и пятнадцати солдат и сержантов. А для этого нужно было взять с собой: палатки для проживания, продукты питания,  спальные принадлежности, инструмент для обустройства лагеря и заготовки леса, походную кухню и кухонный инвентарь для приготовления пищи, в том числе и горячей и ещё всякого разного по мелочам. Порубочный билет нам дали в вышневолоцкий район, километрах в 30 от города. Изучая  место наших будущих лесозаготовительных подвигов по карте, я обратил внимание на изобилие озёр и речек в том районе, куда мы направлялись. По лесному покрову наш район мало чем отличался от сибирской тайги. При такой географической ситуации, я просто не мог не взять с собой рыболовные снасти и ружьё.
            Командировка наша была рассчитана на месяц. Наша задача заключалась в валке леса, раскряжёвки и штабелевании на делянке. Вывозом заготовленного леса должна была заняться другая команда. Сборы были не долгими, всё имущество и людей загрузили и посадили в самую проходимую, по тем временам, военнотранспортную технику, ЗИЛ-157, с тремя ведущими мостами. От Вышнего Волочка предполагалось ехать по неизвестным лесным дорогам, если таковые, вообще, были в наличии.
            Путь предстоял не очень длинный, но и коротким его назвать пока было нельзя. Нас очень беспокоил участок от Волочка до делянки. Правда, успокаивала высокая проходимость машины и наличие у неё лебёдки для самовытягивания. От Твери до Волочка около 130-140 километров по вполне приличному шоссе. Весь остальной путь был для нас сплошной тайной.
            До Волочка доехали без приключений. Проезжая через город, я был удивлён множеством речек и каналов, прорезающих город вдоль и поперёк, на ум сразу же пришла Венеция. Город располагался на восточном берегу довольно большого Вышневолоцкого водохранилища. Как потом рассказал нам лесничий района, все эти многочисленные водные артерии города и его окрестностей, наследие его далёкого прошлого, когда он выполнял своё непосредственное предназначение, «волока» судов из одних рек в другие. По выезде из города почти сразу попали, в буквальном смысле слова, в настоящую дремучую тайгу. Подозрения наши в отношении дороги оправдались. Грунт песчаный, дорога рыхлая, с бесконечными выходами корней деревьев, мачтовые сосны стоят вплотную к дороге. Не приведи Господи встретить встречную машину, съехать в сторону совершенно некуда. По колее было видно, что ездят здесь не часто, это немного успокаивало. Скорость продвижения снизилась до 10-15 км/час. И, действительно, часа через два с небольшим, впереди показался спасительный просвет. Через несколько минут томительного ожидания выехали на лесную поляну длиною около 100 и шириною не более 50 метров. Вся поляна уходила вправо от дороги и заканчивалась обрывистым берегом небольшой лесной речки, скорее даже ручья, шириной не более четырёх - пяти метров. Остановились, спешились, пошли посмотреть, что и как. По карте определили, что наша делянка совсем рядом. Пока солдатики побежали к воде, помыться с дороги, мы с Юрой прошли вперёд по дороге к месту нашей будущей работы. Оказалось, что до делянки всего-то 20 минут ходьбы, но подходящего места для разбивки нашей стоянки там не было, кругом сплошной мачтовый лес.
            Решение на обустройство было принято без обсуждения и единогласно. Посланная нам судьбой поляна, представлялась идеальным местом для нашего «становища». Пока мы с Юрой отсутствовали, солдатики успели многое разглядеть. При загрузке машины нашим лесозаготовительным скарбом, ещё в городке, перед отправкой, солдаты видели, что я беру с собой удочки и ружьё. Теперь они подошли ко мне и сказали, что в речке плавают здоровенные пескари и на рыбацкий манер показали на руке размер чуть ли не до локтя. Я посмотрел на них и сделал предположение, что за время дороги они явно перегрелись и что таких пескарей не бывает. Обескураженные моим недоверием они предложили мне самому в этом убедиться. Река в конце поляны делала крутой, почти под 90 градусов, поворот. В таких местах течение обычно тормозится и, замедляясь, образует лагуну в виде спокойного, с почти незаметным течением, плёса. Я подошёл к берегу, встал на, валявшееся у самого уреза воды, бревно, и увидел следующую картину. Древесные кряжи валялись не только на берегу, но несколько и в самой реке в эдаком живописном беспорядке, иногда накладываясь одно на другое. Глубина в этом месте речки была немногим более метра, вода совершенно прозрачная, услужливая память сразу же напомнила, милую моему сердцу, Угру. В глубине воды мелькали темные тени размером со среднюю селёдку. Пескари сразу же отпали. Так, стоя несколько минут, я внимательно наблюдал подводную жизнь этой живописной лагуны. Вдруг, одна рыбина, ярка блеснув своим серебристым боком, развернулась так, что я явственно заметил на её боку пятнистый крап. Но если пескари таких размеров это чистой воды бред, то, что же, это такое? Познать истину можно только через практику. Дав сержантам указание где, что и как обустраивать для нашего временного поселения, я, взяв удочку, пошёл знакомиться с местной речной фауной. Общеизвестно, что рыба берёт на пустой крючок только там, где её больше чем воды. А где взять червяка, если кругом один песок? Речка оказалась мелководной, со средней глубиной 0,4-0,5 метра. Перебрался на противоположный берег, с большим трудом отыскал захудаленького червя, наживил крючок и, с замиранием сердца забросил удочку в речку, стараясь попасть наживкой между топляков. Через несколько секунд поплавок резко ушёл в воду. Подсечка! и таинственная незнакомка, ярко блестя серебристой чешуёй, резво трепыхалась на поднятой из воды леске. Захватив леску рукой, беру добычу в руку, и не верю своим глазам. Настоящая классическая ручьевая форель! Сзади меня стояло несколько солдат, то же, видимо, одержимых этой страстью. Раздался дружный вопль восторга, так, наверное, кричали наши далёкие предки, когда им удавалось завалить мамонта. В мгновение ока весь наличный состав во главе со своим командиром сбежался на берег. Но поскольку у нас у всех было много работы по нашему обустройству, то экспериментальный отлов местной водной фауны был прекращён, а форелька  отпущена с миром. Главное, была установлена истина. После обустройства, налаживания элементарного быта и начала работ на делянке, жизнь в лесу набрала определённый ритм, которого мы и придерживались до завершения работ. С  подъёма туалет, завтрак, построение. Лесозаготовители под командованием Юры Певзнера отправлялись на делянку выполнять основную работу. Я со своей хозкомандой оставался в лагере. С поваром составляли меню на обед, ужин и завтрак следующего дня. В остальном кухонная команда в надзоре не нуждалась, поскольку не первый раз выезжали на подобные «шабашки». У меня, практически, 3-4 часа до обеда было свободное время, и всё оно посвящалось рыбалке, и так в течение месяца. Можно было почти без натяжки считать это, своего рода отпуском. Подарок судьбы. В последующие обловы реки, я выяснил, что помимо форели в речке водится …сиг! и окунь. Впоследствии, при встрече с лесником, он как-то пригласил нас в гости, он полностью подтвердил все мои открытия. А его жена угощала нас жареными сигами. Дом его стоял на самом берегу Цны, куда впадала наша лесная красавица. И в Цне то же водилась форель и сиг, а кроме них ещё и другая, обычная для таких рек, рыба: щука, окунь, лещ, плотва и проч.
           Речку я облавливал постепенно. Мне почему-то больше нравилось ходить вниз по течению. Это, видимо, было связано с тем, что в этом направлении левый берег был более открытым, а, следовательно, и более светлым, что давало возможность выхода на берег и выбора удобного места для ужения. Правый берег представлял собой непроходимую «крепь» из зарослей шиповника, ежевики, малины, боярышника и вездесущей крапивы. Местами к этому изобилию добавлялись кусты чёрной и красной смородины. А за этой колючей стеной стоял матёрый лиственный лес, состоящий из ольхи, берёзы, липы, дуба и ели. Вверх по течению, берега реки были поросши густым лиственным лесом, а при ширине реки в 5 метров это приводило к тому, что кроны деревьев смыкались и образовывали сумрачный туннель, что мало располагало к прогулкам в таких условиях. К тому же и рыба предпочитала более светлые участки реки. Речка была тихая с умеренным течением, с песчано-галечным дном и совершенно чистой и прозрачной водой. Для приготовления пищи и питья воду мы брали из реки. На вкус она напоминала хорошую родниковую воду. Когда я пишу эти строки, и перед моим взором опять встаёт эта восхитительная картина величия и неповторимой красоты творения Господня, я начинаю ощущать и тот, до боли душевной, с детства знакомый, аромат, который всегда был неотъемлемой частью этой красоты: это запах свежей, прохладной воды; пряный запах прелых, прошлогодних листьев; скипидарный запах здорового соснового леса и цветущей липы. Господи! Почему люди это всё безжалостно уничтожают!?
            Так, день за днём,  ловя рыбу и любуясь окружающей меня природой, я до такой степени  изучил реку, что мог по «заказу» ловить форель, в её излюбленных местах обитания; или сига и окуня. Я точно знал места «прописки» своих подопечных. Я не вел учёт выловленной мною рыбы, но в обловленных местах появлялись новые жильцы и недостатка я никогда не испытывал. Много ловить не получалось, потому, что форель рыба чрезвычайно сторожкая и выловить две особи в одном месте практически было невозможно. Метрах в ста вниз по течению от моей любимой лагуны был небольшой перепад дна и образовался во всю ширину речки водопадик, сантиметров 40 высотой. За этим водопадиком образовался неглубокий омуток, сантиметров 70 глубиной. Из-за падения потока в этот своеобразный бассейн, вода в нём была слегка вспененной и имела голубовато-молочный цвет. С берега было хорошо видно, как у самого дна, как в аквариуме, беспрерывно мелькают силуэты форели. Иногда они молниеносно появлялись на поверхности, хватали проплывающий корм и с таким же проворством скрывались в глубине. На первый взгляд казалось, что поймать рыбу в этом природном «аквариуме» проще простого. Не тут-то было. Как я не исхитрялся, ничего не получалось. Из книг знаменитого любителя и знатока разных способов рыбной ловли, особенно на поплавочную удочку, Леонида Павловича Сабанеева, я вспомнил описанные им эпизоды ловли рыбы в сходных условиях. Породы рыб питающихся с поверхности воды, особенно на мелководье почти не дают поклёвок, если видят человека, стоящего в полный рост.
            На правом берегу у этого «аквариума», чуть-чуть вниз по течению был маленький пляжик, не больше 3-4 кв. метров площадью. Я разместился на этом пляжике на корточках и попробовал забросить наживку. Успеха не последовало. Тогда у меня лопнуло терпение и я просто лёг на бок и сделал заброс, и с первого раза был вознаграждён форелью граммов на 400. Так, почти ежедневно, обходя своё рыбное хозяйство до двух километров вниз по течению, я постоянно возвращался с неплохим уловом, во всяком случае, достаточным для полноценного ужина нам  с Юрой Певзнером. Но не редкими были случаи, когда рыбкой могли полакомиться и наши кухонные работники. А поскольку, к постоянному составу поваров ежесуточно выделялось по два помощника, то свежей рыбки попробовали практически все участники экспедиции.
            Думаю, не нарушая темы повествования, расскажу о нескольких происшествиях имевших  место за время нашего пребывания в лесу. Как-то раз, как обычно, я, возвращался  после очередного лова в лагерь и, как всегда, шёл посредине речки. Речка была чрезвычайно извилиста, редко попадались прямые участки длиною более 15-20 метров. Выйдя из-за очередного поворота, как раз метров за 15 до моего «аквариума» с водопадом, я обратил внимание, что привычная картина каким-то образом нарушена. Не обладая острым зрением, я сразу не понял в чём дело. Но, сделав ещё несколько нерешительных шагов, я отчётливо увидел, что в «аквариуме» кто-то лежит и весьма солидного размера. Я остановился, как вкопанный. Первая мысль была о косолапом, под ложечкой неприятно засосало. В такой безлюдной дремучке встретить мишку не было ничего удивительного. День выдался жаркий и почему бы ему не принять прохладительную ванну. Положение было, прямо скажем, не из приятных. Я знал, что от косолапого убегать бессмысленно. Во время погони за добычей он может развивать скорость до 50 км/час. Успокаивала мысль, что в лесу было полно всяких ягод, основной пищи медведя летом, и моё препятствие принимает ванну с полным брюхом. Пока я, таким образом, невесело рассуждал, это что-то с шумом и плеском поднялось на ноги. Это оказался здоровенный лось, матёрый бык с огромными рогами. Хотя, в первое мгновение от сердца и отлегло, но потом подумалось, что это чудище тоже не подарок. Он лениво повернул, увенчанную прекрасными рогами, голову в мою сторону и стоял, как памятник. Так мы стояли несколько минут, разглядывая друг друга. От переполнявших меня эмоций, я забыл даже воспользоваться фотоаппаратом, о чём жалею до сего времени. Наконец игра в гляделки ему надоела, он развернулся на 180 градусов и подойдя к высокому берегу, мощным толчком задних ног вынес своё красивое тело на полутораметровую высоту,  поросшего густым кустарником ,берега. Вот такие бывают встречи, иногда, в глухих местах.
             Как-то, вернувшись с делянки, солдаты рассказали мне, что по пути на делянку недалеко от дороги они несколько раз видели глухарку с выводком, уже слётками. Разнообразить наше скромное меню ещё и «курятиной» было бы совсем неплохо. На следующее утро пошёл вместе с лесозаготовителями на делянку и по дороге они показали мне место, где чаще всего встречают глухариный выводок. Начались поиски. Глухарка обнаружила себя очень скоро. Перелетая с елки на елку, она уводила меня от выводка. Этот манёвр я знал давно. Что бы поднять на крыло весь выводок, на них нужно было буквально «наехать». На этом участке леса очень плотно росли столетние ели с густым и раскидистым лапником. Самая что ни на есть глухариная «крепь». Небо в вершинах елей мелькало маленькими «заплаточками». Самая настоящая игра в «кошки-мышки», только с выводком глухариных слётков. Патронов было изведено много, а результат нулевой. Только на второй день моей отчаянной охоты, мне удалось добыть одного глухарёнка, размером с небольшую курицу. В этот день, у нас с Юрой на ужин была дичь.
            И ещё один трагико-комический случай, уже на самой делянке. Как-то возвращается наша бригада из леса, и я вижу  в группе солдат что-то необычное, двое идут с намотанными на головы гимнастёрками. Выясняется, что, спилив очередное дерево, солдаты обнаружили в нём дупло диких пчёл. Сразу же выявились охотники выступить в роли пасечников. Соорудили дымарь, накрылись гимнастёрками и приступили к «грабежу». Ну, и, естественно, были сурово наказаны. Некоторые слегка покусанные, а двое с полностью заплывшими физиономиями. Пришлось мне обрабатывать им физиономии водкой и разрешить принять по 100 грамм внутрь с лечебной целью. Зато на ужин все пили чай с сотовым пчелиным мёдом.
            Вот так, с небольшими приключениями, закончилась наша лесозаготовительная компания. Приведя на месте нашего временного пребывания все в соответствующий порядок и дружески попрощавшись с лесником, бодрые и здоровые мы отправились в обратный путь, полные благодарности тому небольшому кусочку природы, который так гостеприимно принял нас!


           24 января 2009 года.                Москва.
      


Рецензии