Чаша с ядом

Чаша с ядом
Размышления

«Take this cup away from me, for I don’n want to taste this poison»

В последней молитве в Гефсиманском саду Иисус просил Отца избавить Его от Чаши, от того яда, который предстояло Ему выпить. На эту тему написано немало размышлений, сложено немало стихов разного жанра. Даже представлена она в жанре рок-оперы. И неудивительно. Ибо в основе ее лежит предательство. Нет, не предательство Иуды, о котором так часто принято вспоминать у богословов и проповедников. О предательстве Иуды Иисус знал еще до того, как произнес слова о Чаше. Эти слова – о чаше с ядом предательства, которое Ему предстояло только пережить. Пережить во время суда и следующей за ним казни. В этом был основной яд той чаши, которую Он просил Отца пронести мимо него.
Предательство совершили тогда все – от учеников, разбежавшихся при аресте Учителя, от Петра, отрекшегося от Того, Кому он несколько часов до того клялся в верности до смерти, до Первосвященников и народа, ради которого Иисус пришел, учил, своершал чудеса и в, конечном итоге, пошел на смерть. Он Сам выбрал свою участь ради тех, кого любил. В основе любви лежит верность. Точно так же как в основе предстельства – отречение и неверность. Причем, всегда предшествует этому тонкий и меркантильный расчет. «Лучше, чтобы один человек был убит, а не весь народ погиб», - решил Синедрион, предав Того, Кого они все так ждали. На вопрос Пилата «Царя ли вашего я должен распять?» последовало отречение Первосвященников – «Нет у нас царя, кроме Кесаря». В этом был очень тонкий и меркантильный расчет, который был прикрыт внешней заботой о народе, внешним благочестием.
Предательство сегодня – вещь почти обыденная. Учитель предает ученика. Друг предает друга. Жена предает мужа. Любимая женщина предает своего возлюбленного. Но при этом каждый действует, исходя из тонкого расчета, что ему выгоднее. Друг предает того, кто порой, жертвуя собственной карьерой, спасает его честь, не давая съесть друга конкурентам, подлому начальству и т.д. Жена предает мужа, следуя более интересам своих родственников, в которые по ее представлениям ее муж по каким-то только ей известным причинам не вписывается. Любимая предает возлюбленного потому, что он, на ее взгляд, не смог соотвветствовать ее чаяниям, ее расчетам на него. А иногда просто от того, что он уже выполнил возложенную на него задачу, и больше не нужен. Учитель предает ученика, когда сознает, что этот ученик также не соответствует возложенным на него надеждам. Ученик предает учителя по той же самой причине.
Даже страна предает своих сыновей. Просто потому что у власти в ней находятся люди, в представление которых о формах и способах правления эти сыновья не вписываются.
И даже церковь предает своих чад. Епископы, Архиепископы, Митрополиты спокойно предают священников, подписывая ложные характеристики, или просто сживая оных со свету. Просто потому что не вписались в уже сложенные формулы осуществления ими своих «канонических» властных полномочий. А многие священники предают своих прихожан. По той же самой причине. И это – самое страшное. Ибо предают всегда те, кого любят, кому отдают все силы своего сердца, все силы своей души.
За предательством обязательно следует смерть. Иисуса осудили, предали позору и убили. Обычных людей отдают на общественный суд, а может и не отдают. Но за предательством всегда следует смерть. Смерть сердца, смерть души. Ибо все силы для того, чтобы жить, отданы тому, кого любили. Тело может остаться жить, но сердце, но душа становятся мертвыми. И это – самое страшное.
Но страшнее этого бывает то, когда те, кто предали, перекладывают свою вину предательства на тех, кого они предали. Жена обвиняет мужа, которого предавала, может быть, много лет. Любимая обвиняет преданного возлюбленного. Иерарх обвиняет священника. Страна обвиняет своих сынов. И каждый в этом отрекается от того, кого он в свою очередь когда-то любил. Каждый стремится оправдать самого себя, оправдать свою подлость по отношению к тому, кого он предал.

Иисус, пережив смерть, воскрес. Воскрес как Бог. И в своем воскресении вошел в совершенно иное, новое состояние, состояние полного совершенства. Божественного совершенства. Но прежде, чем воскреснуть, Он выпил чашу с ядом предательства. Он познал смерть, следовавшую за ним. И познав, преодолел смерть.
Каждый, переживший предательство, умирает. Но не каждому суждено возродиться. Возрождаются сильные, те, в ком, несмотря на яд предательства, не смогла умереть основа их сердца, основа их душа – способность любить. Любовь побеждает все – написано у апостола. И любовь и только любовь возрождает пережившего предательство и смерть (пусть даже фигуральную). Но именно в любви человек черпает силы к жизни. Сильный способен любить. Слабый теряет оную, превращаясь в обыкновенное существо, доживающее свой земной век.
Если бы Иисус не прошел весь путь страдания, не испил бы той чаши с ядом, не пережил бы смерть, Он не стал был Тем, Кем Он стал. Пока человек не пережил смерти, испив чаши яда предательства, он не познал истинной цены дружбы и любви. Он не проник в глубины ада, следующего за предательством. Порой ад бывает совсем рядом, когда несмотря на смерть, надо жить. Но только тот, кто вышел из ада, только тот, кто сумел переработать яд в своем сердце, победить ад в своей душе, только тот, кто нашел силы противостоять смерти и выйти победителем, способен в полной мере ценить жизнь, дружбу и любовь.


Рецензии
Спаси Господи! Сильный текст. Предательство - убивает и тело, и душу.Убивает и того, кто предал, и того, кого предали. Как тонко это подмечено.Вызывает много размышлений.

Марина Балуева   04.03.2016 08:06     Заявить о нарушении