Гоголевы мои усыновители

16.01.2016 год

ГОГОЛЕВЫ — МОИ УСЫНОВИТЕЛИ

Посвящаю моей драгоценной бабушке
Наталье Демидовне Гоголевой, ее сыну
Архипу Алексеевичу, ее снохе -
Анне Петровне, и ее детям и внукам.

Все мы из детства: каждый из нас из своего детства. Окружающий мир мы воспринимаем через свои внутренние ощущения, по мере общения с этим-то добрым, то злым миром. 
Моя неродная бабушка, Наталия Демидовна была родом из Уфы, там проживала ее мама — Екатерина, которая имела два магазина. О дедушке Демиде у меня нет никаких сведений. К своей дочери Наталии ее мама Екатерина приезжала в гости в Вандышевку один раз. В то время передвигались на гужевом транспорте, на телегах, дрожках, санях, каретах и прочем, поэтому путешествие для пожилого человека было тяжелым, сейчас я не представляю, как пожилая женщина решилась на такую дальнюю поездку.
Я не знаю, как бабушка Наталия с мужем Алексеем попала в Вандышевку. Уфа и деревня Вандышевка Челябинской области находятся на расстоянии 405 километров. В округе такой фамилии — Гоголевы - больше нет. Наталия и Алексей поженились около 1880 года. Семеро детей четы жили в Вандышевке, они были дружны, вместе переживали и горе, и радости. Рядом с детьми всегда была их мама, она женила сыновей, выдавала замуж дочерей, принимала внучат и правнуков при рождении на свои руки. Муж Алексей не дожил до тех событий — умер рано.
Бабушка славилась своими способностями к врачеванию, травничеству -  лечила людей травами, принимала роды, была повитухой. В Вандышевке ее уважали, кланялись при встрече и стар, и млад. Снохи и внуки звали ее любя «маменька». Бабушка говорила толково и ласково, наставляя своих родных, утешая многочисленное семейство. Наталия Демидовна до самой смерти оставалась разумной и мудрой, а дожила она до ста лет. Многочисленные родственники тянулись к этой доброй и светлой старушке: дети к маме, снохи к свекрови, зятья к теще, внуки к бабушке.
Самый младший сын -  Архип - был бездетным. В 1935 году он женился на моей будущей маме — Анне, но детей у них не было. Его забрали на фронт во время ВОВ, а пришел он с войны в 1942 году больным человеком, но бабушка не опустила руки, лечила его травами, выхаживала своего сыночка. И он пошел на поправку. Но в это время его жену Анну вызвали в район и предложили ей поехать на лесозаготовку: в то время бездетные женщины и девушки занимались такой неженской тяжелой работой, — война... Плохо одетые молодые женщины по пояс в снегу, валили деревья, ведь в топливе нуждались предприятия, заводы, школы и другие заведения, — зима на Урале суровая была. Не успела Анна налюбоваться на мужа, не успела выходить своего мужа-инвалида, и такой поворот судьбы...
Мама Анна надорвала свое здоровье еще в юности, сирота работала на шахте, таскала буры за шахтерами. Из-за тяжелой работы и рожать не смогла. Она понимала, что такую работу — лесозаготовку - ей не выдержать. В войну было много детей-сирот, люди разбирали их по своим семьям, как могли, воспитывали, поднимали на ноги. Пришло время взять Гоголевым ребенка, чтобы  Анне избежать такой участи. Попросили мальчика на воспитание — бедствовала соседская семья, но Устинья не отдала Толю, какая мать отдаст свою кровиночку - пусть голодно, но рядом с матерью.
Пошла Анна Петровна в село Уйское, посоветоваться с родственниками. Там проживал ее брат Григорий Петрович Ярин (но в то время он был на фронте) с женой Зоей Ивановной, в девичестве Тихоновой. Замечу, что это двоюродная сестра Ивана Григорьевича Тихонова, учителя физкультуры, чей сын, Александр Тихонов стал биатлонистом и прославил страну, и свою малую родину. Стала просить совет Анна Петровна и Зоя Ивановна вспомнила, что на хуторе Веселый уголок отдают в люди двух маленьких девочек. Она пошла туда не раздумывая, 20 километров пешком, по плохой дороге и бездорожью.
Веселый уголок тогда оправдывал свое название. От кряжа Шелканды отходил отрог Кишиндык, возле него и находилось это славное место. Рядом с поселком был девственный хвойный лес, место красивое и не испорченное человеческой деятельностью. Нашла мама дом, с девочками-сиротками, зашла и увидела такую картину: к потолку подвешены две зыбки, между ними стоит сухонькая старушка с посеревшим от горя лицом, (а было этой «старушке» пятьдесят четыре года, от горя постарела) и качает зыбки. В одной лежали две девочки шести и восьми месяцев, в другой  - девочка десяти месяцев, рядом стоял полуторагодовалый мальчик. Остальные дети трех, пяти и семи лет кружились вокруг бабушки. Бабушка Вера давала вареную свеклу старшим детям, они ее пережевывали, эту массу заворачивали в марлю и давали младенцам. Вот так выживали маленькие детки. Потом бабушка Вера наливала кипяченое молоко в коровий рог, на конце которого была соска. Вот из такой бутылочки кормила бабушка детей по очереди. Страшная в своей реальности картина. К чести бабушки Веры скажу, что выжили все дети, дожили до старости, многих уже нет в живых, но живут их дети-внуки-правнуки.
Чтобы дети не погибли, бабушка решила самых слабых отдать в чужие семьи, такова была жестокая реальность. Мама Анна выбрала меня — шестимесячную девочку по имени Валя. Затолкнула меня за пазуху, завернув в большую, теплую шаль, бабушка Вера перемотала ее веревкой на поясе, чтобы я не выпала, отдала документы на меня, и пошла мама 20 километров до с. Уйского. Пришла к снохе домой, передохнуть, покормить ребенка. Увидела Зоя Ивановна девочку,  и ахнула: ребенок голодный и худой, еле живой. Спросила Анну Петровну: «Донесешь ли ты ее до дома, не помрет ли она по дороге?».
Шла мама Анна до Вандышевки и плакала всю дорогу, жалко было девочку. Архип Алексеевич и не знал, что несет его жена ребенка. Когда он увидел худую изможденную девочку, то был возмущен и расстроен поначалу — хотел мальчика усыновить. Посадили меня в подушки, дали мне кусочек хлеба — потянула я его в рот, голодная, увидела как упали крошки и стала собирать их в рот, вот тут и растаяло сердце у моего отца Архипа Алексеевича, заплакал от жалости: решили оставить и усыновить меня. Сбежалась многочисленная родня, узнали о том, что Анна принесла ребенка. Первой пришла свекровь Наталья Демидовна, она увидела маму, когда та шла домой, т.к. жила напротив, в доме сына Степана. Родня суетилась: расспрашивали маму, откуда взяла ребенка, сколько девочке месяцев, давали советы, как ухаживать за младенцем, переживали вместе с родителями.
Когда узнали, чей ребенок, заохали. Ведь моя родная мать Кашигина-Захарова Саня была соседкой семьи Гоголевых, родилась и росла на их глазах в Вандышевке, дружила с детьми Натальи Демидовны: Татьяной и Архипом. Люди стали интересоваться, что же случилось с Саней, почему ее дети остались сиротками? Мама Анна им рассказала, что муж ее, Михаил Афонасьевич погиб на фронте, осталась Александра вдовой с четверыми малолетними детьми. Посадили Александру с сестрой за горсточку зерна, которую взяла сестра Даша для голодных детей. Даше дали пять лет, а Сане два года, потому что не донесла на сестру. Двоих  старших детей забрал брат Сани, Петр Петрович Кашигин, пришедший с войны весь израненный, а двоих отдают в люди, иначе дети не выживут, и одним из этих младенцев была я.
Когда мама Аня рассказала об этих злоключениях, то бабонька Наталья Демидовна напомнила: "Всех новорожденных детей Веры Кашигиной я приняла на руки, и Саню тоже". Бабушка Наталия дальше рассказала: "Санин родной дядя - Степан Иванович Кашигин  живет в Вандышевке. И брат Саниной бабушки Кати  тоже живет в Вандышевке, его зовут Саватей Архипович Вандышев". Радости и слез у собравшихся родственников было много, когда они выслушали  рассказ бабушки Наталии о моих родных.
Моя родная мама Саня и приемный отец Архип в детстве жили по соседству, играли вместе в разные игры. Иногда  Архипушка хулиганил и бегал за девчонками с мышкой, взятой за хвостик, пугал до смерти  сестру Татьяну, племянницу Валю,  соседку Саню. Архип был старше Сани на четыре года, был смышленым мальчишкой, знал, что девчонки не смогут ему ответить тумаками или подзатыльником. Смешно ему было слышать их визг и видеть ужас от маленькой беззащитной мышки - догнать и попуще попугать! Бывало и такое, когда девчонки ночевали друг у друга, то проказник подкидывал живую мышку за пазуху - девчонки просыпались в ужасе, а Архипа и след простыл.
Папины родные меня очень любили, все хотели со мной водиться, передавая меня с рук на руки. Мне интересно было и весело от внимания ко мне. Внучки папиной сестры, мои ровесницы Зоя Александровна и Мария Александровна Малявкины в девичестве вспоминали: "Наши родители тебя, Валя, любили больше, чем нас, родных детей". Шла война,  но горе людское и нужды не ожесточили моих родных, их теплые сердца и добрые ласковые руки до сих пор вспоминаются мне. 

 
16.01.2016 года.
Гоголева-Матвеева Валентина Архиповна
село Вандышевка Уйского района Челябинской области.


Рецензии