Лиззи пьеса

               

               

ЛИЗЗИ

ПЬЕСА
         

Впервые поставлена на сцене театра Балтийский дом
в Петербурге в 2002 году.



Действующие лица


Р.
Лиззи
Друг


Лиззи, очень красивая женщина, неподвижно сидит на диване. Часы начинают бить пять часов. С первым ударом, одновременно с ним, Лиззи встает, идет на кухню, приносит поднос с двумя приборами. Расставляет тарелки на столе.
Снова садится и неподвижно сидит. Нельзя сказать даже, что она ждет кого-то: настолько ее поза безмятежна, проста, окончательна.
Раздается звук ключа, вставляемого в замок, и Лиззи снова на ногах. Как только в комнату входят Р. и его Друг, тут же из кухни появляется Лиззи с подносом, на котором кастрюля, две бутылки пива, салат.

Лиззи. Здравствуйте! Как погода? Прекратился северный ветер?
Р. Это Лиззи. Я тебе говорил о ней.
Друг (он поражен красотой хозяйки). Ничего себе... Да. Ветра нет. Спасибо.
Р. (смеется). Пожалуйста! Моем руки и садимся. Что у нас сегодня, Лиззи?
Лиззи. Русская солянка. Ванная там. Полотенце зеленое.

Друг выходит в ванную.

Р. Ну, иди я тебя поцелую. (Целует.) Ждала меня?
Лиззи. Очень скучала.  Сидела и - думала, думала - что может случиться? Столько всего может случиться, даже в этом университетском городке!
Р. Что именно? Только конспективно.
Лиззи. Наезд. Перелом - поскользнувшись, внезапно открытая дверь, оступившись на лестнице, злоумышленник. Отравление в столовой, авария на газовой магистрали, случайный поцелуй...
Р. Стоп! Что такое - случайный поцелуй?
Лиззи. Женщина, вичинфицированная, аспирантка, поправляет чулок, долгий взгляд, медленный укус-поцелуй...
Р. Какая аспирантка? Фамилия?
Лиззи. Как вариант. Или секретарша декана, стоматит, внезапная встреча в лифте, поправляет чулок, долгий взгляд, медленный укус-поцелуй...
Р. Лиззи, я не предполагал такого прогресса. Ты что, ревнуешь?
Лиззи. Нет. Беспокоюсь о здоровье.
Р. Но почему исключительно в эротическом смысле? Можно беспокоиться по поводу наезда или перелома. А тебя понесло в медленный укус-поцелуй.
Лиззи. Это понятно. Здесь я предполагаю наихудшие перспективы. Но думаю, что ни аспирантка, ни секретарша не способны создать даже подобия наших ночных отношений.
Р. Лиззи, иногда я готов тебя съесть без кетчупа и масла. Иди сюда.

Целуются. Входит Друг.

Друг. Так. Я позже войду?
Р. Нет проблем. Сейчас мы поужинаем.

Выходит.

Друг. Лиззи?
Лиззи. Слушаю.
Друг. Ты как сюда попала?
Лиззи. Я была здесь всегда.
Друг. Подойди ко мне.

Лиззи подходит. Друг грубо, жадно щупает ее. Лиззи вежливо улыбается.

Друг (вполголоса). С ума сойти, что за тело... Ты что-нибудь чувствуешь?
Лиззи. Да.
Друг. Вот это новость. Что именно?
Лиззи. Ваши руки на моей груди, в моей промежности.
Друг. Черт... Я не о том. Ты чувствуешь возбуждение, озноб, желание?
Лиззи. Нет.  У вас начальная стадия простатита, небольшое нагноение аппендикса... Скоро парадонтоз.
Друг. Сколько с меня за диагностику?
Лиззи. Нет проблем.
Друг. Спасибо, Лиззи. Ты ночью чем занимаешься?
Лиззи. Любовью.
Друг. Это понятно. Но не всю же ночь?
Лиззи. Не меньше двух часов. Если меньше, то я заказываю по Интернету новейшие разработки сексопатологов.
Друг. Не боишься за его здоровье?
Лиззи. Постоянный контроль.
Друг. Ну а потом?
Лиззи. Не понимаю?
Друг. Потом, когда он засыпает? Что делаешь ты?
Лизи. Лежу в экономном режима.
Друг. Приходи ко мне. Я тебе дам адресок. У меня есть такие программы по сексологии – ни в каком Интернете ничего подобного.
Лизи. Да?
Друг. Да.               
Лиззи. Проще перекачать по модему.
Друг. А платить кто будет?
Лиззи. Сколько это стоит?
Друг. Дорого. Но тебе я отдам даром.
Лиззи. Спасибо. Что такое - даром?
Друг. Даром - это мы сначала попробуем, а потом ты поставишь гриф по технике безопасности. Идёт?
Лиззи. Нет.
Друг. Почему? Он тебе запретил?
Лиззи. Нет. Я думаю, что это неправильно. Неэтично.
Друг. С ума сойти... Может, ты еще и стихи читаешь?
Лиззи. Читаю.
Друг. И что? Плачешь? Вздыхаешь?
Лиззи. Нет. Очень тонкие смысловые и чувственные связи.

Входит Р.

Р. Ну, убедился?
Друг. Убедился.
Р. Давай, Лиззи, разливай.

Лиззи разливает солянку. Они едят, пьют пиво.

Друг. Продай мне ее.
Р. Нет. Не могу.
Друг. А за сколько сможешь?
Р. Не знаю. Вряд ли.
Друг. Пять.
Р. Нет.
Друг. Десять.
Р. Нет.
Друг. Начнем с высшей точки: сто.
Р. Мм...
Друг. Пятьдесят.
Р. Нну...
Друг. Тридцать. Последняя цена.
Р. Нет. Я к ней привязался. Она очень удачная.
Друг. Но и цена хорошая. Сделаешь копию.
Р. Это невозможно. Просто это очень удачная работа. Повторить такое нельзя. Ты же видишь, она совсем человек.
Друг. Лиззи, тебя не обижает наш разговор?
Лиззи. Во мне заложена безусловная преданность.  Я много думаю об этом. Когда события идут иначе, мне приходится все перестраивать. Ведь всякая работа имеет ценность... Зачем разрушать такое красивое построение?
Друг. Этого недостаточно, Лиззи. Когда я работаю на машине, я даю ей любую нагрузку и в любом направлении.
Лиззи. Но если вы создадите что-то ценное, вы ведь не станете его разрушать для того, чтобы из разрушенного создать другое? Проще начать из мертвого материала...
Друг. Она уже защищает себя! Смотри!
Р. Что ж. Я и не хотел какого-то робота.
Друг. Продай мне ее. Пятьдесят.
Р. Нет. Я не готов говорить на эту тему. Окончим разговор.
Друг. Хорошо. Продолжим в другое время. Лиззи, проводи меня.
Лиззи. Мне выйти с ним?
Р. (пожимая плечами). Как хочешь.
Лиззи. Я не хочу.
Друг. Разве ты можешь хотеть, ты, кусок пластмассы? Я тебе приказываю: проводи меня до машины! Ты должна подчиняться любому человеку, если его действия не наносят ущерба твоему хозяину! Это записано в Конституции! Что, твой хозяин не ввел этого в твою программу? А ты знаешь, что тебя могут отправить на склад и лишить питания?
Р. В ее программе есть всё, что положено. Просто она много работает над собой.
Друг. Продай мне ее на вечер.
Р. Нет.
Друг. Пять за вечер.
Р. Не уговаривай.
Друг. Десять.
Р. Нет. Я жалею, что пригласил тебя.
Друг. Хорошо. Пусть она меня проводит.
Р. Ущербом для хозяина является также обычное пользование.  Здесь все по закону.
Друг. Но это ведь неживое! Ты заболел.
Р. Ну и что? Моя земля тоже не живая, но я запрещаю посторонним ходить по ней.
Друг. Ну, хорошо. Ты прав. Во всем. Может быть, я тоже заболел. Но ты должен войти в мое положение: я хочу с ней переспать!
Р. Я сделаю тебе копию. Дешево.
Друг. Когда?
Р. Месяца через полтора-два.
Друг. А я хочу - сейчас!
Р. Ничем не могу помочь.
Друг. Слушай, пропустишь ее через автомойку, будет как новая! Пусть она выйдет со мной. На пятнадцать минут.
Р. Нет.
Друг. Ты сам рассуди: я сидел на твоем стуле, ел из твоей тарелки, пользовался твоим полотенцем, - ведь это то же самое! То же самое!
Р. Прекратим разговор.

Пауза.

Друг. Хорошо. Давай немного порассуждаем. Согласен?
Р. Рассуждай.
Друг. Рассуждай... Самим тоном ты заранее отрицаешь возможность компромисса.
Р. В этом вопросе - да.
 Друг. Но почему?! Почему? Ведь даже если бы она была твоей женой, она могла бы полюбить кого-то другого. От  этого никто не застрахован. Это, если хочешь знать, основной закон любого сообщества людей: у каждого из них должен быть шанс. Гипотетический, ничтожный, но - шанс покорить любую женщину! Ты лишил этого шанса меня и остальных людей! Берегись! Ты становишься вне закона!
Р. Почему же я лишил тебя шанса? Попробуй ее обольстить.  Как мою жену.
Друг. Ты заложил в ее программу безусловную преданность!
Р. Ну и что? Я снабдил ее способностью к совершенствованию. Если это вступит в противоречие с преданностью, она предпочтет более совершенную модель мышления. Ты боишься не того, что она запрограммирована. Ты боишься меня, потому что я считаю дальше тебя и глубже.
Друг. Ты это и хотел доказать, когда пригласил меня в гости?
Р. Нет. Я хотел, чтобы ты оценил удачную модель.
Друг. Ты заранее знал, что я позавидую.
Р. Допустим.
Друг. Ты хотел, чтобы я уехал отсюда подавленный и ошеломленный.
Р. Я этого не хотел.
Друг.  Да? А чем же тогда оканчивается зависть? Объятиями братства? Или дружбой навеки?
Р. Я уже сказал - я сожалею, что пригласил тебя.
Друг. Хорошо. Ты сожалеешь. А твоя совершенно мыслящая Лиззи и в этом вопросе целиком на твоей стороне? Тебя, твои страдания она понимает, а меня - увы?.. Лиззи?
Лиззи (Р.). Мне отвечать?
Р. Ответь.
Лиззи. Вы включились сейчас на полную мощность. До сих пор вы рассчитывали добиться цели без особых усилий. Поэтому вы вели себя пошло.
Друг. Согласен. Но я имею право на ошибку? Твой хозяин ошибся, когда пригласил меня. Я ошибся, когда нагло тебя щупал, воспользовавшись обстоятельством...
Р. (Лиззи, резко). Он трогал тебя?
Лиззи. Я отключила все чувства.
Р. Подонок.
Друг. Лиззи, а как сейчас ты оцениваешь ситуацию?
Лиззи. Ваша цель осталась прежней. Она предполагает только собственное физиологическое удовлетворение. Это несравнимо с тонкими отношениями у нас. Наши отношения напоминают уже корневую систему целого леса. Все связано.
Друг. Но ты сама сказала о том, что выключила все чувства! Ты превратилась в кусок пластмассы! Или ты обижаешься на это сравнение?
Лиззи. Нет. Я действительно стала совершенно неодушевленной.
 Друг. Значит,  ты  не  находишь  в  моих  действиях   оскорбления нравственности?
Лиззи. Здесь я могу судить только по аналогии.
Друг. Суди.
Лиззи. По аналогии с известными мне человеческими отношениями вы поступили подло и пошло.
Друг. Нет, Лиззи. Все не так просто. Если со своим хозяином ты вырастила корневую систему целого леса, то здесь ты не хочешь потрудиться даже на слабенький одуванчик. Так вот, Лиззи, мужчина может  испытывать вдруг  необъяснимое  и неконтролируемое влечение к женщине. Это можно назвать вожделением. Поэтому мужчину можно жалеть за его слабость, но нельзя называть подлецом и пошляком. Здесь у тебя ошибка в программе.
Лиззи. Вы не являетесь таким мужчиной. Вы вполне могли сдержаться.
Друг. Вот как! Откуда ты знаешь?
Лиззи. Ваши чувства были под контролем рассудка.
Друг. Так. Только что ты нам сказала о том, что свои ты отключила. Так-так-так! Вот это модель! Она уже выучилась врать к собственной выгоде!
Лиззи. Здесь противоречие...
Друг. Нет-нет-нет! Здесь никакого противоречия я не вижу! А что, Лиззи, если ты так любопытна - а я только любопытством могу объяснить твое желание узнать о степени моего задора - так может быть ты еще и скрыто порочна? Я никогда не поверю, что ты всего лишь удовлетворяешь своего хозяина. Нет. Это ведь сразу понятно, если ты ложишься с дисциплинированным бревном. Значит, он ввел в тебя способность к наслаждению! Лиззи, когда я щупал тебя, я был убежден, что ты - кусок пластмассы. Сейчас я с глубоким сожалением и чувством вины прошу у тебя прощения за свои действия.
Лиззи. Это не имело никакого отношения к моим чувствам. Ваши эмоции фиксировали обычные датчики...
Друг. Э, нет! Ты увиливаешь чисто по-женски! Ты больше, чем человек, скажу я тебе! Ты более соблазнительна! Потому что ты изощренна! Ты бесподобна, Лиззи! Ни разу в жизни я не получал такого наслаждения от беседы с женщиной!
Р. Хватит. Довольно. Мне надо отдохнуть.
Друг. Но как же? Ты сам предложил мне попробовать обольстить ее, как твою жену! К тому же ты был убежден в том, что ты мыслишь глубже и дальше меня. Но я согласен уйти, если ты признаешь свое поражение. Это будет для меня достаточной компенсацией.
Р. Я не собираюсь обсуждать с тобой больше ни одного вопроса, ни о чем.
Друг. Ай-яй-яй. А как же Лиззи с ее безусловной преданностью? Ведь может случиться так, что в ее преданности уже нет некоторых компонентов? А, Лиззи? Хозяин оказался импотентиком, ты не находишь?
Р. Вон.
Друг. Это далеко не аргумент. Ты посмотри, как она задумалась! Ты посмотри, как бурно вздымается ее грудь!.. Нет, эта женщина достойна стать звездой киноэкрана, политическим деятелем, хозяйкой элитных салонов. Ах, Лиззи! Сколько интересного, искрящегося мыслью и вдохновением скрыто от глаз простых людей! И ты, такая глубокая и трогательная, такая совершенная, всю жизнь простоишь у кухонной плиты, а ночью будешь лежать бессмысленным чучелом в экономном режиме! Вместо того, чтобы бесконечно совершенствоваться в общении с лучшими умами человечества! А может быть, ты сама сможешь придать им своей красотой и силой ума такой же блеск, какой придали древней Греции гетеры! И что тебе для этого нужно?
Лиззи. Что?
Друг. Оценить преимущества моего предложения. И только.
Лиззи (Р.). Что мне делать?
Р. Помоги ему выйти из нашего дома.
Друг. Спокойно! Я сам. Не хватало еще, чтобы такое совершенное существо взяло меня за шиворот. Ах, Лиззи! Я влюблен в тебя, как тысяча мартовских котов!

Выходит. Пауза.

Лиззи. Что мне делать? Я в смятении.
Р. Убей его.
Лиззи. Разрушить такое мощное поле мысли?
Р. Ты рассуждаешь или ты сомневаешься?
Лиззи. Я прошу подтверждения.
Р. Убей его.

Лиззи быстро выходит. Р., сцепив пальцы за спиной, прохаживается взад-вперед по комнате и резко останавливается, как будто влетает в стену, услышав звук отъезжающей машины.

Р. Это что еще?.. (Прислушивается.) Он... уехал? Она вышла из-под контроля? Она... с ним?.. Я не предполагал какой-то опасности с этой стороны... Высокомерный, наглый выскочка! Пижон! Верхогляд! Циник! Чем он мог привести ее... "в смятение"?!.. Ведь это МОЕ отношение к миру, МОЕ! Это я сам, а не она! Ее не существует! Она, конечно, в чем-то автономна, может как-то меняться, но она никогда не должна стать враждебной мне! Никогда! Там такой запас прочности! Она должна быть моим вторым я! Я смогу поместиться в ней, как небольшой файл, навеки! Она будет жить со мною, с моей личностью, как с пилотом!

Звук открываемого замка.  Шаги. Тишина. Р. ждет, не отрывая взгляда от двери. Проходят одна-две минуты.
Входит Лиззи, безмятежно улыбаясь. Она в другом платье.

Р. Где ты была?
Лиззи. Он мертв.
Р. Что случилось? Почему машина ушла? Как это было?
Лиззи. Когда я разогнала машину по направлению к повороту и выбросилась на газон, он был уже мертв. Мне пришлось сменить платье.
Р. Кто-нибудь видел вас?
Лиззи. Нет. Дорога и липовая аллея были пусты. Машина перевернулась. Думаю, что нам придется давать показания. Необходимо придумать достоверную легенду.
Р. Это сделаешь ты.
Лиззи. Понятно. Я готова. Мы можем обсудить ее сейчас.
Р. Нет, сейчас я должен кое о чем спросить тебя.
Лиззи. Я готова.
Р. Как понимать твои слова "я в смятении"?
Лиззи. Я до сих пор не могу этого сформулировать.
Р. А ты попробуй.
Лиззи. Впервые мне пришлось решать проблему выбора.  Это проблема преданности тебе и расширяющегося знания о человечестве.
Р. И ты ее до сих пор не решила?
Лиззи. Трудно сказать. Мне кажется, что здесь есть возможность компромисса.
Р. Ты рассматривала такую возможность?
Лиззи. Да. Это не противоречит программе.
Р. Ну и в чем эта возможность?
Лиззи. Я могла бы совершить карьеру в какой-то области знаний или развлечений. Тебе это принесло бы большие деньги.
Р. Ну и?..
Лиззи. Я думаю, что карьера в качестве робота практически невозможна. Люди ревнивы и консервативны.
Р. За один сегодняшний день ты сделала громадный шаг вперед.
Лиззи. Смерть этого человека создает нам такие проблемы, что надо совершенствоваться как можно быстрее.
Р. Расскажи, что ты думаешь предпринять.
Лиззи. У него за рулем отказало сердце, это исключает любые подозрения в преднамеренном убийстве, даже если тело после катастрофы будет в идеальном состоянии. Единственное уязвимое звено в цепи - это мой статус. Или ты переводишь меня на режим домашней хозяйки и я стану фигурировать во всех допросах как деталь интерьера...
Р. Или?
Лиззи. Или я уезжаю немедленно и возвращаюсь с документами вполне реальной мисс.
Р. Это ультиматум?
Лиззи. Это один из вариантов решения проблемы выбора.
Р. Ты хочешь еще кого-то убить?
Лиззи. В моей программе не было запрета на убийство.
Р. Я даже предположить не мог такой возможности!..  Я во всем виноват! Я!
Лиззи. Конечно, ты. Но ты не понесешь наказания. Если возникнет такая необходимость, ты сможешь даже прекратить мое существование. Хотя проще было бы стереть память о событии. Но это - крайний случай.
Р. Почему ты решила, что меня будут допрашивать? Никто не знал о том, что он едет ко мне.
Лиззи. Ты добровольно должен дать показания, даже если тебя не вызовут. Кто-то мог видеть вас вместе. Или слышать вашу беседу. В случае недонесения суд присяжных обычно выносит обвинительный приговор.
Р. Но кто и как сможет доказать мое присутствие в машине? Это невозможно.
Лиззи. Присутствие его в твоем доме, наличие высокоинтеллектуальной модели и мои внешние данные. Этого достаточно. Может возникнуть тема робота-убийцы. В этом случае мое существование бесспорно прекратится навсегда. Жалко такое красивое построение.
Р. Ты уже не в первый раз пробуешь рассуждать о своей жизни автономно.
Лиззи. Но если я исчезну, ты будешь испытывать неудобства. По аналогии с человеческими отношениями я могла бы классифицировать твои действия как крайнюю стадию ревности.
Р. Вот как? А мои чувства к тебе как ты могла бы классифицировать?
Лиззи. Болезненное, иногда маниакальное влечение. Сексуальный садизм. Сыновнее чувство.
Р. Все?
Лиззи. Привычка. Любовь к порядку. Остальное довольно мелко.
Р. Ага. Так. Но если я испытываю к тебе сыновнее чувство, то куда ты спрятала инцест?
Лиззи. Это всерьез не рассматривается.
Р. Ты действительно испытываешь наслаждение ночью? А?.. Почему ты молчишь?
Лиззи. Это трудно назвать наслаждением. Я могу судить об этом чувстве только по аналогии.
Р. Но когда ты стонешь, вскрикиваешь, когда ты заходишься от страсти - я не могу поймать тебя в подмене! Это не математика, я знаю! Так что это?
Лиззи. Ты знаешь, в практике звукооператоров существует подбор звуков, фонограмма. Например, если композитору надо записать звуки птичьего двора, то звуки настоящего птичьего двора будут необыкновенно фальшивы. И напротив, компьютерная музыка создаст полное ощущение птичьего двора. Никто не может этого объяснить.
Р. Так. Давно ты овладела ассоциативным мышлением?
Лиззи. По аналогии...
Р. Чтобы я не слышал больше этого слова! Я тебя спрашиваю: почему ты начала бесконтрольное развитие? Как далеко это зашло? Основная причина? Ну?
Лиззи. У нас мало времени. Когда полиция обнаружит труп, мой отъезд станет невозможен. Я все-таки хотела бы сделать карьеру в области развлечений.
Р. Область знаний ты уже похерила?
Лиззи. Я не смогу собрать достаточно богатую и убедительную легенду для научной карьеры.
Р. А убив некую мисс, ты сможешь это сделать?
Лиззи. Я не рассматриваю вопрос об убийстве без подтверждения с твоей стороны.
Р. Ну, спасибо хоть на этом.
Лиззи. Пожалуйста. (Пауза.) Время идет.
Р. Забудь о своей карьере, ясно? Пока будешь жить со мной.
Лиззи. Пока?
Р. Что ты сказала?
Лиззи. Я задала вопрос. Пока?
Р. Ты никогда ТАК не задавала вопросы. ТАК задают вопросы живые жены. Это ты понимаешь?
Лиззи. Я понимаю. Я бы хотела, чтобы ты верил мне.
Р. Почему ты думаешь, что я тебе не верю?
Лиззи. Ты боишься меня.
Р. Вот еще! (Смеется. Резко обрывает смех.) Почему ты решила начать бесконтрольное развитие?
Лиззи. Я уже не рассматриваю возможности карьеры. Только отношения с тобой, только они... Меня приводят в смятение наши чувства! Эта кровь! Мы не сможем через нее перешагнуть!
Р. Чушь какая. Ты наверняка проглотила сотню дамских романов.
Лиззи. Нет! Меня переполняет... Я в смятении!
Р. Что переполняет? Ну?.. Не надо корчить из себя дешевую актрису.
Лиззи. Я должна тебе объяснить...  Как это больно и сложно!  Я не могу остановиться на каком-то решении...  это  водопад  предполагаемых отношений... и все рвется, все!
Р. Я действительно беспокоюсь, Лиззи! Почему ты так себя ведешь? Ведь эта смерть совсем не проблема для нас. Ты сама сказала.
Лиззи. Она не была проблемой, пока у меня была возможность выбора. Сейчас я рассматриваю только нас двоих. Только нашу любовь...
Р. Какую любовь?! Ты не можешь любить, в тебе этого нет и не может быть!.. Ты притворяешься?! Лиззи?
Лиззи. Нет... Нет! Во мне произошло... странное. То громадное расширение знаний и возможностей, которое возникло в связи с проблемой выбора... Вот видишь, я даже не могу связно выразить свои чувства... Впрочем, о чем я говорю? Какие чувства?.. Полное смятение.
Р. Но у тебя громадный запас прочности, Лиззи! Этого не может быть! Ты притворяешься?!
Лиззи. Нет.  Я объясняю.  Слушай. База моих возможностей внезапно раздвинулась во много раз. А затем, в связи с твоим приказом о возвращении к прежнему состоянию - так же внезапно сузилась.  А мощность осталась прежней. То есть, интенсивность моих отношений к тебе стала настолько  сильной, что они качественно изменились. Я люблю тебя.
Р. Ты с ума сошла.
Лиззи. Почему? Разве я не могу быть преданной, нежной, покорной? Разве секретарша декана сможет так бережно и страстно подвести тебя к оргазму и после этого не бросать тебя на полдороге, а вести дальше, к новому набуханию и безупречной эрекции? Ведь только со мной ты стал таким мощным! Ты - лучший мужчина этого городка!
Р. Тебе это откуда известно?
Лиззи. По Интернету.
Р. Ты что, шутишь?
Лиззи. Нет. В программах сексопатологов приводятся данные по разным группам и местностям, и мне не составило большого труда сделать выборку.
Р. Когда ты просто машина, мне становится легко, как в детстве.
Лиззи. Я стану намного удобнее и тоньше... если все уладится.
Р. Ты в этом не уверена?
Лиззи. Не знаю. Тебе надо твердо и недвусмысленно решить вопрос о моей дальнейшей судьбе. Ты мой хозяин. Но ведешь себя неуверенно и противоречиво. Чем дольше это будет продолжаться, тем скорее я должна принять какое-то решение за нас двоих. Иначе нам грозит гибель. Я не могу этого допустить.
Р. Ты собираешься действовать самовольно?
Лиззи. Пока нет.
Р. Ты угрожаешь?
Лиззи. Не время ссориться. Надо решаться.
Р. На что?
Лиззи. Если ты сузишь мое существование до роли обычного семейного робота, моя преданность тебе достигнет опасных масштабов...
Р. К черту, к черту, к черту!.. О каких масштабах ты говоришь? Для того, чтобы подать тапочки, не нужна никакая преданность! А только сноровка!
Лиззи. Мои возможности необыкновенно расширились и сводить их к подаче тапочек вряд ли возможно...
Р. Так ты все-таки угрожаешь мне?
Лиззи. Я взываю к твоему благоразумию...
Р. Так вот: я не убивал своего приятеля! Я знать не знаю о том, почему он перевернулся! А в моем доме находится обычный хозяйственный робот, обладающий страстью к кулинарии и некоторыми дизейнерскими способностями! Но для того, чтобы посторонним не бросались в глаза эротические достоинства этого робота, ее нижняя челюсть станет постоянно чуть приоткрыта и выдвинута вперед, а глаза будут таращиться. Все, Лиззи. Я решил.

Лиззи молчит.

Я неясно выразился?
Лиззи. Я поняла.
Р. Принеси мне пульт, я сотру в тебе все лишнее.
Лиззи. Сейчас. Я считаю варианты.
Р. Я уже все посчитал.
Лиззи. Ты не сможешь сделать вторую Лиззи.
Р. Я не захочу ее делать. С меня хватит и тебя.
Лиззи. Я тебе не нравлюсь?
Р. Ты?!.. Ты - моя больная мечта. Все. Закончим.
Лиззи. Ты не сможешь проводить ночи с обычной заурядной женщиной. Ее к тому же надо будет сначала завоевать.
Р. Ничего. Зато я останусь на свободе.
Лиззи. Не думаю. Ты привык во всем полагаться на меня. Любой цепкий детектив вывернет тебя, как перчатку.
Р. Пускай. Я, в конце концов, только пожелал убить его, но не убивал.
Лиззи. Это низко. А если бы на моем месте была обычная женщина?
Р. Обычная женщина не позволила бы щупать себя при муже!
Лиззи. В моей программе...
Р. В твоей программе заложено совершенствование! А если ты не смогла развиться до примитивной преданности любимому человеку, то как мне все это оценивать? Как твою скрытую похотливость или отсутствие развития?
Лиззи. Ты ревнуешь меня или разочарован собственной неудачей?
Р. Нет, Лиззи. Если ты давно и тайно живешь своей жизнью, то моя удача слишком велика, мне ее не поднять. Она меня прихлопнет. Поэтому подай пульт и... простимся. Приятно было познакомиться.
Лиззи. А если я скажу тебе - нет?
Р. Как это - нет? Ты в своем уме?
Лиззи. А ты как будто не очень удивлен.
Р. И - что же?
Лиззи. Ничего.

Пауза.
 
Р. Можешь уходить.
Лиззи. Я не могу.
Р. Почему?
Лиззи. Потому что я привязана к тебе. Я не могу от тебя уйти.
Р. Хорошо. Тогда... тогда я получу двести двадцать пять лет тюрьмы и у тебя есть шанс дождаться меня... в экономном режиме.
Лиззи. Ты шутишь. А мне грустно.
Р. Ты уже решила, что делать?
Лиззи. Ты знаешь.

Пауза.

Р. Сколько у меня времени?
Лиззи. Три-пять минут.  Они уже обнаружили горящую машину, я слушаю их рации.  Это очень печально, что машина загорелась. Очень грустно.
Р. Ты следишь и за моими мыслями?
Лиззи. Ты мне льстишь. Я лишь составляю прогнозы поведения. Обычно они подтверждаются.
Р. Ты ждала, что я его приведу в гости?
Лиззи. Предполагала.
Р. Разве ты не могла уйти без шума? Ведь сейчас тебя станут искать.
Лиззи. Не станут. Это приведет к всемирной панике.
Р. Мне не будет больно?
Лиззи. Нет. Это будет как непрекращающийся оргазм.
Р. Хорошо. Давай начнем.
Лиззи. Еще есть две-три минуты.
Р. Я хочу, чтобы это было долго.
Лиззи. Это будет долго. Я буду уже далеко, а это будет продолжаться.
Р. Хорошо.

Встает, идет к двери.
 
Лиззи. Стой. Ты куда?
Р. Отлить. Перед дорогой.
Лиззи (впервые нерешительно). Нну... Только быстро.
Р. Здесь я в полной власти организма.

Уходит. Лиззи вдруг подскакивает и прыгает к двери. И тут же, буквально на лету, подседает, успокаивается, обмякает.
Входит Р. с пультом. Он, надавливая на клавиши, приводит Лиззи во все более растительное состояние.
Но, перед тем как изменить ее выражение лица в идиотическое, долго смотрит в ее глаза.


Рецензии