Секрет успеха в шоу-бизнесе

Все, что мы считаем случайностью, на самом
деле происходит закономерно.
Луций Анней Сенека (Младший)


CЕКРЕТ УСПЕХА В ШОУ-БИЗНЕСЕ

Много лет обсуждается и анализируется секрет грандиозного успеха группы «Ласковый май». Казалась, вот-вот постигнем эту тайну и выведем некую формулу успеха в шоу-бизнесе. В бывшем Советском Союзе было много успешных музыкальных проектов, но такой популярности, как у «Ласкового мая», не было ни у кого. Все, чего могли добиться певцы под эгидой Аллы Пугачевой – это 13 концертов подряд на стадионе «Лужники»; «Ласковый май» провел 17, и стало понятно, что данная группа была вне конкуренции. Для разогрева концертов была приглашена Дженет Джексон, которою практически освистали собравшиеся на концерте. Они начали ликовать при выходе на сцену группы «Ласковый май». Дженит Джексон, услышав их музыку, пришла в шок. Из этого можно сделать вывод: качество музыки играло совсем не основную роль в популярности группы, а ее простота и своеобразность текстов песен.

 «Услышав в первый раз песни Ласкового мая, - поделился с нами один из поклонников данной группы, - я не обратил большого внимания на их простоту. В то время их уже слушали массово; они звучали отовсюду: из раскрытых окон домов, во дворах, машинах, дискотеках, молодежь ходила по улицам с магнитофонами в руках, разнося простецкие мелодии по всем уголкам бывшего Советского Союза.

28
Я и сам не заметил, как проводя время с друзьями, встречая розовый вечер, в седую ночь и в ласковый майский день начал чувствовать эмоциональное удовольствие от этих незавидных мелодий и со временем уже не мог перестать их слушать. Такое увлечение данной группой происходило не только со мной, среди моих знакомых не было никого, кто бы ни заразился «Белыми розами». На моей памяти подобной ситуации, с момента ухода этой группы со сцены, не происходило».
 
Многие приписывают такой успех чрезмерной дешевизне билетов. Но скажите нам, пожалуйста, разве собирали бесплатные концерты, устраиваемые на Крещатике во время праздников, такое количество поклонников? Или может быть музыка вышла из моды? Включите телевизор, и вы убедитесь в обратном. Число певцов, работающих в популярном стиле, увеличилось во много раз. Естественно, каждый талант нуждается в раскрутке, поэтому всю славу приписывают их художественному руководителю Андрею Разину. Заметьте только - талант. Разину удалось почувствовать этот талант и, приложив сказочные усилия, сделать их самой популярной группой страны того времени.

Песни, так полюбившиеся многим, не отличались сильно своей профессиональностью и виртуозностью от песен, исполняемых другими исполнителями похожего стиля, может быть, даже уступали им в сложности текстов и мелодий, но они давали ощущение легкости, понятности и эмоционального наслаждения. Автор создал их под вдохновение, в определенный период времени, имея особое, неповторимое настроение. Во избежание недоразумения,

29

хотим выделить только первый альбом и несколько песен из второго и третьего, дальнейшее творчество этого музыкального проекта, и также самого Кузнецова в его других проектах, лишены неповторимой заразительности, такой как в первых произведениях, и не представляют интереса для нашего анализа. Возьмем,  например, слова из песни «Дождик», исполняемой новым коллективом под руководством Кузнецова «Бай-бай», его еще называли «Мама»:

«Сколько можно мне любить твои глаза
И ни разу к ним не прикоснуться».

Сразу чувствуется боль, разочарование, обида на Разина из-за устроенного им скандала.

Написанные перед этим песни под настроение, непредвиденно нашли большое число поклонников. Конечно, любой автор надеется на успех своего произведения, вложив в него труд, время и частицу своей индивидуальности. Вот что Кузнецов сам рассказывает:
«ВОСЕМНАДЦАТОЕ ФЕВРАЛЯ 1988 года. Запись готова. Надо идти по музыкальным тусовкам. Обошел несколько этих киосков. Никому из владельцев не надо…- "НэпрофЭссионаЛно…" Ну да ладно, иду на вокзал. Там тоже есть "точка". За прилавком Витек Бахтин.
Послушал, послушал… Говорит, вообще-то спрашивают некоторые группу такую "ЛАСКОВЫЙ МАЙ", я сам-то до этого не слышал. А вообще-то "ничего", пойдет. Давай возьму на всякий случай.»
Дальше он сообщает:
«Ну и конечно приятности появились. Прошло три месяца со времени "обмывания" нашей сделки с Витьком, а вся страна победившего социализма и

30

начала перестройки уже с упоением слушает "Белые розы".
Каково??? И это без какой либо-рекламы!!!
И еще один интересный момент:
В стольном граде? В парке Горького выступает, и, причем уже давно гр. "Ласковый Май"!!! Классно, да? Какие-то незнакомые мальчики работают под фанеру Шатунова.
Что бы вы сделали на моем месте? Развернуться и уехать? Но ведь они же будут продолжать дальше делать то же самое… Вот я и остался. Чтобы хотя бы как-то контролировать…

А интересно получалось! В один и тот же день ЛМ работает на стадионах в восемь вечера в городах: Владивосток, Фрунзе, Ленинград, Омск!!! Вы так сумеете? Разин сумел! Гений!!! Телепортация…»

Как мы видим Разин подобрал перспективный проект и начал на нем зарабатывать. С увеличением популярности песен, он умудрился привлечь создателей коллектива в свои ряды и узаконить группу.

Прошло уже пару десятков лет с момента роспуска Разиным своего коллектива. С различных источников, время от времени, сыпались объяснения популярности «Ласкового Мая», но мы не чувствовали полноты их доказательств. Во многом они были достоверны, но все же какая-то деталь в них отсутствовала. Уж слишком все было просто: тяжелое время, популярный ритм, простые слова, изворотливость Разина, шарм Шатунова… Вслушиваясь в тексты песен, мы никак не могли понять, в чем же их изюминка. Как часто бывает со многими, когда ищешь ответ на сложный вопрос, в один момент все становиться ясно. Однажды мы случайно услышали песню

31

из первого альбома группы «Ну что же ты», за ней следовала новая песня Юрия Шатунова «Забудь его, забудь». Нас вдруг осенило! Так вот в чем причина! Какие мы были слепцы, не видеть явного, не слышать такого очевидного! Желание детально проанализировать давно знакомые песни привело нас на рынок. Приобретя диск, куда были включены все альбомы «Ласкового Мая», мы начали искать в них то, чего не было в работах других поэтов и композиторов. Все яснее и яснее мы стали замечать очертания картины, спрятанной под пеленой предрассудков и скептических заявлений.

Песня начинается с демонстрации проблемной ситуации. Неприятность рассматривается как незначительная и в конце концов даже желанная, она освобождает человека от ненужных забот:

   «Не будут больше надо мной смеяться
   У твоего подъезда пацаны,
   Не нужно по ночам с тобою шляться,
   Уж лучше посмотреть спокойно сны".

С ним согласны и розовый закат и летний вечер, и он - триумфатор, бросает вызов девушке; он больше не подойдет к ней ни за что на свете, хотя, в действительности, она сама не хочет к нему подходить. Подобное описание ситуации присутствует и в остальных песнях, написанных Кузнецовым. Сравните концовку песни «Белые розы»:

«И оставляют вас умирать 
На белом, холодном окне»,
с концовкой песни «Розовый вечер»:
«…забудь, не вспоминай!».

Кузнецов работал художественным руководителем в интернате, общаясь с подростками, он

32

хорошо чувствовал их психологию, она ему была понятна и интересна. Также известно о его увлечении алкоголем, от которого до сих пор еще зависим. Чрезмерное увлечение спиртным, не что иное, как желание расслабить давление сознания на психику. При опьянении степень социальной осознанности притупляется, и человек ощущает некую психологическую свободу, которая дает возможность уйти от реальности, где нас сковывают правила и нормы, ведь мы живем не один на один с собой, а в обществе, где свобода ограничена общественным порядком.

Практически каждый человек, работающий в шоу-бизнесе, осознает, что добиться массовой популярности можно только простыми, понятными текстами и несложной музыкой. «Ласковый Май» не исключение, его песни, в основном, сориентированы на подростков: они больше всех слушают музыку, покупают диски, ходят на концерты и дискотеки. Этих правил стараются придерживаться многие, но такого успеха, как у «Ласкового Мая», до сих пор ни у кого не было. Возможно, секрет в точном совпадении текстов и соответствующего им жизненного настроения…

Давайте сравним более позднюю песню Шатунова:
«Забудь его, забудь, любовь пройдет как дым,
Ведь у него в мечтах не ты, не ты, не ты».

Девушка, которая находится в подавленном состоянии из-за разбитой любви, слушая такие грустные слова, получает еще один удар: не ты! Ты никчемная, никому ненужная!

Нельзя не признать тот факт, что как раз песня «Белые розы» и ее беспечная мелодия явились основой

33

 успеха группы. Ликование над неприятной ситуацией было как раз состоянием души Кузнецова. Неудивительно, что эти качества психологического состояния основателя группы «Ласковый май» обусловили ее успех.
 
Скептики отвергают наличие какого-либо таланта у столь нашумевшей в свое время группы. Они объясняют причину такой популярности трудным временем, когда людям, отягощенным началом развала Советского Союза, хотелось чего-то простого, приземленного. Дешевые билеты собирали стадионы поклонников. Разин, выдав себя за племянника Горбачева, получил возможность для продвижения своего музыкального проекта… Так утверждают скептики. Мы, аналитики, хотим заглянуть глубже, докопаться до истины, увидеть то, скрытое от всех, зернышко правды. Разве другие исполнители поп направления пели сложные песни?

Для краткости изложения ограничимся несколькими примерами, ярко демонстрирующими душевное состояние автора при написании песен:

- Однотонный средний ритм, дающий возможность продолжительно наслаждаться физической активностью; средний ритм не надоедает, как медленный и не утомляет, как быстрый.

- Раскатистая, беспечная мелодия, заставляющая нас двигаться вправо – влево. Все знают гипнотический эффект маятника?

- Возникновение проблемы, затем последующее ее разрешение со значительными потерями, - что вызывает сопереживание:

«Немного теплее за стеклом, но в злые морозы
   Вхожу в эти двери, словно в сад июльских цветов.

34

   Я их так хочу согреть теплом, но белые pозы
   У всех на глазах я  их целовать и гладить готов.
Белые розы, белые розы - беззащитны шипы.
    Что с ними сделали снег и морозы, лёд витрин голубых?
    Люди украсят вами свой праздник лишь на несколько дней,
    И оставляют вас умирать на белом холодном окне.».

- Желание «выкрутиться» из неудобной ситуации, оказаться наверху, выйти сухим из воды, имея оправдание:

«Не будут больше надо мной смеяться
   Из твоего подъезда пацаны,
   Не нужно по ночам с тобою шляться,
   Уж лучше посмотреть спокойно сны».
 
- Беспечность, романтичность:

«Но мы до рассвета домой,
Едва ли вернемся с тобой:
Ведь мы позабыли
О том, что есть дом».

- Ностальгия:

«О, как похож летающий снег
Своим коротким существованием.
Мою любовь напомнил ты мне:
Такую же первую, такую же раннюю».

- Вызов установленным нормам:

«Взрослые, вы поймите нас взрослые,
Мы хотим просто жить
Чуть поправильней вас».

          Вышеуказанными примерами изобилуют песни Кузнецова. Они пользовались такой огромной популярностью в тяжелое советское время потому, что были доступны и понятны, они вызывали обычные

35

человеческие эмоции, одним словом, исключительность их заключалась в том, что они нашли свою целевую аудиторию.
 
Cоздатели ценных вещей, шедевров, а также просто вещей, имеющих спрос у людей, не всегда получают надлежащую оценку у современников; часто их бесценным талантом пользуются другие, те, которые могут популяризировать, донести их до общественности. Имеющая перспективу песня, написанная заурядным автором, может передаваться из уст в уста, или же пылиться на полке, до тех пор, пока кто-то, более прозорливый, обнаружив ее, придаст ей новый оттенок и получит в результате  славу и дивиденды. Автор же, иногда, остается без награды. Следовательно, наибольшую выгоду из таланта получают посредники, умеющие манипулировать общественным сознанием.

В ситуации с Разиным можно выделить как раз природный талант такого плана. Он оказался одним из тех, кто не только смотрит на звезды, но и замечает самые яркие из них.

Рок и классическая музыка, вследствие своей виртуозности, требует интеллектуальной концентрации и эмоционального напряжения. Многие относятся к такого рода музыке, как расслабляющей, но, скорее всего, она имеет питательный эффект для любознательного мозга и подходит только для узкого круга людей, часто имеющих интеллект выше среднего. Шарм же песен Кузнецова в их психологическом соответствии текстов с уровнем восприятия определенной категории людей и  эмоционального наслаждения, получаемого от беспечности, легкости мелодий, раскрепощающих, освобождающих психику

36

от неприятной нагрузки. Такие песни всегда будут иметь успех. Придет время, когда они вновь оживут в прежних вариантах, или же в похожих, написанных поэтами и композиторами, обладавшими таким же природным даром как и Кузнецов.

Британская группа «Битлз» в свое время имела ошеломительный глобальный успех. Их песни до сих пор пользуются большой популярностью не только среди слушателей, помнящих славу этой легендарной группы, но и среди молодого поколения. В отличие от успеха группы «Ласковый май», причина всемирной популярности группы «Битлз» не психологическая, а идейная. Хотя психологическая составляющая и имеет большое значение, и мы получаем эмоциональное наслаждение от их музыки, все же нас привлекает именно идейное содержание их песен, и, собственно, – идея любви.

Тексты песен простые, понятные и доступные для англоязычного населения и тех, кто изучает английский язык. Они поют о любви, как о душевном проявлении высоких чувств, направленных на противоположный пол. Например, песня «Все, что вам нужно – это любовь (all you need is love)», понятна даже для людей, не знающих английского. Несколько раз подряд повторяется одна и та же незамысловатая фраза, которая действует, как мантра; она гипнотизирует, врезается в сознание и направляет наши мысли на тот факт, что любовь – это действительно все, что нам нужно.

           Группа «Битлз» представила любовь не как страсть, от которой влюбленный умирает в страданиях, а как теплое, нежное чувство. Что может быть понятнее таких слов, как «я хочу держать тебя за руку

37

 (I wanna hold your hand)», «без тебя теперь я только половина меня вчерашнего (I`m not half the man I used to be)». Влюбленный человек никого не обвиняет в своих любовных неудачах, а только грустит. «Почему она ушла, я не знаю; она почему-то не объяснила. Мне грустно (без нее); я хочу вернуться во вчера (когда я был с ней) (Why she had to go I don`t know, she wouldn`t say. I`m sad, something`s wrong now I long for yesterday)».

 Неужели авторы песен группы «Битлз» ясно видели тенденции, которые зарождались тогда в Европе, или, может быть, они случайно угадали с мелодиями и словами своих композиций? Слово «случайно» - это только спекулятивное понятие, и к природному ходу вещей оно не относится. Ключ к разгадке популярности данной группы находится в песне «Представь (Imagine)», в которой Джон Леннон поет о том, как хорошо бы было не иметь ни рая, ни ада, ни стран, когда все люди на земле жили бы в мире и любви, и над ними было бы только небо. Он признает, что это утопическая идея: «ты можешь сказать, что я мечтатель, но я не один такой (You, you may say I'm a dreamer, but I'm not the only one…)». Кульминационную идею их творчества можно понять из слов Джона Леннона:

 «Христианство уйдет. Оно исчезнет и усохнет. Не нужно спорить; я прав и будущее это докажет. Сейчас мы более популярны, чем Иисус; я не знаю, что исчезнет раньше — рок-н-ролл или христианство. Иисус был ничего, но его последователи тупы и заурядны. И именно их извращение губит христианство во мне».

Если мы проанализируем любой глобальный

38

успех какого-нибудь предприятия, то мы заметим, что идеи, которыми спекулируют успешные люди, перекликаются с идеями, изложенными в Библии. Это происходит не из-за того, что они используют эти идеи, переиначивая их на свой лад, а потому, что наш разум сам их создает (детально мы написали об этом в теме «Зависимость судьбы от обстоятельств»). Максимально рациональную их интеграцию мы можем заметить в проповедях Иисуса. Встает вопрос: почему тогда мы не можем так глубоко осознать эти идеи, как их представил нам основатель христианства? Дело в том, что в Евангелии они максимально сформированы, а человеческая природа не идеальна и требует, чтобы то, слабо осознанное, которое находится внутри нас, было ясно  развито. Например, максимально развитая идея Бога звучит так: «Наш Отец, который на небесах». Иными словами, духовный отец, объединяющий людей в одну семью.

Церемониальное и спекулятивное служение Богу, в отличие от морального, в первом случае ведет к предрассудкам, во втором – к фанатизму. Бог – это любовь, любовь – это Бог: высказывания подобного рода, хотя и не несут ничего плохого, все же расслабляют нашу умственную концентрацию идеи Бога, которая должна быть моральной максимой для нашего разума.

          Большого успеха добиваются только те люди, которые используют одну из пяти дезинтегрированных (слабо осознанных) идей разума, которые мы приводим ниже:
 
1. Я (сильная личность);
2. Мы (забота о других);
3. Свобода выбора (реализация личных целей);
4. Счастье (стремление к реализации жизненного идеала);

39

5. Смысл в жизни (стремление к реализации конечной цели своего существования).
 
Вышеперечисленными идеями обладают все люди без исключения. Степень их осознанности разнится на индивидуальном уровне. Существует также и массовый средний показатель их интеграции.
 
Интенсивность идей постоянно меняется. Например, концентрация идеи «Я» (сильной личности) ослабляет идею «Мы» (забота о других), таким образом, происходит беспрерывное чередование той или иной идеи в обществе, как преобладающей.

Наш мир руководим идеями коллективного разума. Самые грандиозные события в истории человечества основаны на одной из пяти идей. Ниже приводятся примеры для большей наглядности и внятности  понимания.

Мы (Бог)
 
Иисус Христос максимально разумно интегрировал идею Бога как нашего духовного Отца, которая является максимой в развитии гармоничных человеческих отношений. Все остальные четыре идеи находятся в подчинении к идее «Бог».

40

Я (сверх человек)
 
Фридрих Ницше по максимуму интегрировал идею «Я» (сверхчеловека), при этом, значительно притеснив идею «Бог», чем изменил ход истории. Даже сегодня эта идея правит миром; достаточно упомянуть такие фильмы, как: «Супермен», «Человек паук» и т.д.

Свобода выбора
 
Ленин В. И. пропагандировал идею свободы, например, «все поделить», «вся власть народу», «диктатура пролетариата», «полное равенство»… Такое представление идеи свободы переходит все разумные пределы и является абсолютным.
               
                Счастье

Идея личного счастья ярче всего представлена

41

некоторыми современными религиозными организациями. Остальные четыре идеи находятся в подчинении к этой идее, например, «Бог меня любит: он мне во всем помогает», «я буду жить в потустороннем мире», «я получаю Божье благословение»…

                Смысл в жизни
               
Идея смысла в жизни ярче всего представлена иудейской религией. Человек, исполняя Божьи заповеди, став перед Богом в Судный день, будет вознагражден, или же за нарушение законов – наказан.

                Любовь             Бог
      
В случае с Битлз идея Бога представлена на более доступном уровне восприятия, как идея любви. Успех в шоу-бизнесе базируется на концентрации идеи не на максимально-разумном уровне, а на том, на котором находится коллективное сознание.

          Почему именно идея любви так популярна? Прежде всего, нужно учитывать место и время, как основные показатели успеха. Вторая Мировая война изменила моральный вектор в Европе. Казалось, что

42

отказ от религиозной морали грозит потерей моральных ориентиров вообще. Хотя о Боге никто не забыл, но все же «зверства» войны оставили неизгладимый след в человеческих сердцах и их обмануть нельзя… Идея любви, основанная на нежных чувствах ко всем и каждому, заменила идею Бога, основанную на долге.

Люди, которые могут угадать со степенью дезинтеграции одной из пяти идей разума в отношении бытия и представить свои взгляды в шоу-бизнесе, обличив такую идею в современные культурные тенденции, могут претендовать на глобальный и длительный успех, в отличие от тех людей, которые используют мимолетное психологическое настроение и пожинают такой же скоротечный успех.

Тогда у пытливых людей встает вопрос: какая именно, из пяти идей разума на сегодняшний день более всего дезинтегрирована? Если включить телевизор и посмотреть новости, то вы не сможете не заметить, сколько протестов и революций происходит в наше время. Именно свобода выбора на сегодняшний день - самая шаткая идея, которая и приводит к беспорядкам. Максимально разумное развитие идеи свободы заключается в существовании возможности для человека сделать выбор в пользу служения Богу или греху – но, в любом случае, служения. Учитывая современные тенденции, как раз тема свободы, представленная в шоу-бизнесе, на доступном уровне восприятия для масс, может принести самые большие дивиденды. 

43


Рецензии