Утятница нашла убийцу Архипа Середы

  ЗОЛОТЫЕ СКАЗЫ СИБИРИ
 
 ОХОТНИЧЬИ СКАЗЫ
 
               
      УТЯТНИЦА


В старое время в наших рыбинских местах птица всякая на озерах жировала. Водилось в тихих заводях множество уток-чирков. Селезни у чирка с изумрудным пером. Красота ненаглядная. Самочки обычные, коричневые. А селезни, как царевичи, изумрудными перьями изукрашены. Добывали диких уточек сотнями и тушили в русской печи.
Но пришло другое, смутное время. Не вернулся однажды с Коноплянского озера известный охотник. Убил  подлец хорошего человека. Полагался на то, что не сыщут злодея в необъятной тайге. Но вывела его на чистую воду собачка - утятница.
Случилось все после переворота, в смутное время. Не взялись еще новые власти за крестьянина. Так только, по началу мягко давили.
Обложили каждый двор всенародным хлебным оброком. Будто объявился у нас на вольной стороне один помещик, один барин -  красный великан.
Брали - брали, да  все мало было. Ну да речь не про то. Получилась у нас из за этого налога горькая  история.


Жил в недоброе время в деревне Амосовка богатый крестьянин Архип Середа. Заядлый был охотник. Служила Архипу на утиной охоте особая редкая собачка.
Разлилось вокруг наших деревень много малых озер. Жируют там прекрасные утки. Подстрелит  Архип на лету прекрасного селезня, а взять не может.  Стало быть, нужна для уток особая, плавучая собака. Утятница. Подарили ему для охоты помощницу.  Таскать из воды тяжелых уток.  Доставали такую животину, где то чуть ли не в столицах. Через третьи руки. Породная собачка. Красивая. Пятнистой такой масти, навроде куриной рябушки. А уши то самые смешные. Висят чуть не до земли  и сами коричневые.


Дивилась на нее вся деревня. Отродясь таких диковинных собак тут не видали. Дивятся на нее дети, смеются, а она смотрит на них такими добрыми глазками,  словно царевна какая-нибудь. Мордочка у самой длинная. Нос на мордочке большой кожаный. Чует все за версту. Умная.

 Скажет ей Архип принести что, все принесет.
Прозвал Архип ласковую собачку Утей. Так и подзывал ее: " Утя, Утя!» А она, уши по ветру, так и  летит, так и несется к нему. Росту малого. В длину две кошки.
Насаждалась красная артель. Начали наших хозяев загонять в общее хозяйство.

    Собрали партийные всех наших поселян на свое собрание.
Заставили там Амосовку выбирать себе председателя. Вроде старосты или мытаря для сбора налогов. Никто власти помогать не хотел, но иначе беда бы пришла. Приехал бы из города чужой случайный человек.


Очень стало бы плохо при чужом управителе. Распотрошил бы он наши сытые дворы. Если уж платить красные оброки, то лучше  своему человеку, который здесь вырос. Чтобы знал он всех и пожалел родную сторону сильно разорять. Больше положенного не взял. Решили все выбрать из двух зол меньшее.
Заметного и видного человека лучше Архипа  не найти. Рассудил он нас с этой новой властью честно и правдиво. Сам добросовестный такой. Возвела община Архипа Середу  в председатели.

Не хотел, конечно, Архип казенные долги разгребать. Чувствовал на себе черные взгляды. Но все добрые люди его умоляли. Деваться уже некуда было.
По жизни был Середа самым добрым и работящим человеком. Любил  охоту и свое крестьянское ремесло.


Подходила наша сибирская осень. Наступало самое время для охоты.      
А тут еще упала на Архипа эта нежданная власть. Хотели люди от него справедливости и правды в беззаконное время.
И не знал  еще Середа, как ему поневоле из-за той власти пострадать придется. Оказался охотник наш против воли между людьми и теми, кто хлеб отнимал. Между молотом и наковальней.

Торговался он с новой властью, чтобы защитить деревню. Уговаривал богатых сельчан уплатить за бедных и за старых. Упрашивал он всех платить за вдов, за убогих, чтобы лишний раз с разверсткой не приставали и не приезжали.
А я, обещал Архип, дам вам другие льготы. Власти не обозлились и не приезжали потрошить непокорных. Спасались так от разорения несколько лет.


Но была в деревне сходка непокорных людей против изменений от власти. Во главе возмущенных был бывший каторжник по кличке Патлатый. Говорить они гордые с Архипом не хотели. Устраивала их вражда между теми, кого заставляли собирать большие оброки и теми, кого обижала власть.
 
Шайка решила убить Архипа. Надеялись смутьяны на то, что место дальнее и другого на его место уездная власть не найдет. Время тоже их поджимало. Пришло время сдачи оброка - продовольственного налога. Приходил к ним Архип и напоминал, что надо сдать хлеба в налог шесть пудов. Это было не много. Собирали у нас богатые урожаи. Был малый налог заслугой Середы. Он успешно торговался с новой властью, представляя  местных всех бедняками.

 
Занимался до осени Архип своей землей. Собирал сибирскую рожь в широкие закрома. Хозяйство у Середы процветало. Жил хозяин, как богатый, зажиточный. Красовались на могучей правой руке дорогие канадские часы с подзаводом. Дивились на них все крестьяне.
Середа сам был большим и сильным мужиком, грузным и в плечах  широким. Занимался он в свободное время и золотом. Ходил за желтым песком на ручьи, на прииск. Золото у нас заменяло деньги.

А как листья пожелтеют, собирался хозяин с ружьем на озера. По всем тихим омутам уточки водились. Выбрал он для охоты в том году  питавшее речку Конопляночку тихое озеро Коноплянское. Жировали там бесчисленные стаи уток  чирков.
Любил Середа поохотиться с ружьем. Всесторонний был таежник. Даже на медведя ходил, а с собой никого не брал, потому что был удалой, ловкий очень и сильный.
Но больше  всего уважал он утиную охоту. У него на Коноплянском озере имелась лодка. Озеро за Коноплянкой разливалось большое, на три версты  в длину. Заросли берега его желтой лилией и густым камышом.


Ночевал Архип в приозерной избушке и по три дня охотился. Осенью там охотники делали припас на осеннюю охоту. Чтобы не бегать в лес по сырости осенней непогодой. Нарубил Архип дров, приготовил всего на зиму.  Затем с утятницей вышел в лодочке на утиную охоту. Стрелял он из прекрасного ружья немецкой работы очень удачно. Набил он на Коноплянском озере пять десятков уток-чирков. А утятница тут же прыгала в воду и уток подбитых ему приносила.

Порядок в дни охоты у него был такой. Утром он ставил закидушки, днем охотился, а вечером уже варил себе уху. Чистил и солил рыбу, чтобы не портилась.
Прошли уже августовские заморозки. Мошки и комарья не осталось. Воздух над озером чистый и прозрачный. Не надышишься.
Поужинав как всегда, в ту ночь Архип лег спать. Собирался завтра утром идти домой. Но так не пришел.


Случилась эта беда  за версту от деревни Коноплянки.
Совещались тем временем в лесных зарослях недобрые люди. Взялся за черное дело сам вожак, сам лиходей Патлатый.

Приплыл Патлатый ночью на другой лодке. Избушка там поблизости стояла. Изба у Архипа была не закрыта, считал он что нет у него врагов. И закрываться ему не от кого. А Утя спала у порога на улице. Она проснулась, поднялась, даже лизнула пришельца за руку. Но по доброте своей не зашумела, не залаяла. нла она своего, деревенского.


Патлатый прошел. Утятница его пропустила. Потому, что хорошо знала. Прошел враг в сенцы. Пахло в избушке вкусно наваристой ухой. Освещалось из камелька все теплым мерцанием тлевших поленьев.  А на широкой лавке, устланной овчинами, спокойно спал после охоты могучий Архип.
Патлатый, ничего не говоря, решил убить его подло, со спины. Боялся, что Архип легко победит его.


Схватил лохматый у печки топор, размахнулся и ранил спящего в голову. Ударил подлец острым топором Архипа по затылку. И мгновенно убил.
Но сразу не убежал, а вынес и спрятал убитого. Опустил, как говорят, все концы в воду. После убийства сел злодей в лодку и уплыл по озеру. Никто ничего бы не знал и не ведал.  Тут то и пригодилась верная собачушка.


Наутро из Коноплянки в Гмырянку прибежала Утятница. Забежала в дом Архипа и стала кружиться по комнатам и подвизгивать. Лизала она в щеку жену Матрену и жалобно скулила. Посмотрев, что жена ничего не понимает, собачка убежала. Через два часа Утя снова вернулась и опять забегала и запрыгала, лизнув даже лицо Матрены. Почувствовала тогда уже жена неладное. Пошла Матрена к братьям и рассказала, что Архип не вернулся с озера, а Утя бегает по дому одна.

 
Запрягли братья лошадь в телегу и поехали следом за утятницей. Утя бежала впереди, а лошадь торопилась за ней. Братья ведь не знали, где именно он охотился. Все озера были полны уток. Поэтому они ехали за верной собачкой. Привела их Утя к избушке на Коноплянское озеро. Подъехали братья к избушке. Но Архипа там не нашли. Не знали, что и думать.


          Пригодилась снова верная собака. Забежала Утя вперед, выскочила стремглав на мостки, да бросилась в озеро. Поплыла она к дальним камышам другого берега. Сели братья в лодку, ударили веслами и поплыли быстрее за ней. Переплыв середину, заметили они, что Утя делает круги на одном месте и дальше не плывет. Старший брат Середы разделся и нырнул на этом месте в озеро.  Увидел он там, на глубине, убитого Архипа.

Привязаны были к ногам его печные полосники - тяжелые такие толстые решетки для осыпания золы от углей.  Подняли братья Архипа, положили его в лодку, потом перенесли на телегу и привезли домой.


Когда везли убитого Архипа по деревне, текла  у него с одежды вода и бежала по рукам. Но, как ни в чем ни бывало, шли у охотника на руке славные канадские часы. Время на них было точное. Словно живая, бежала по кругу тонкая секундная стрелка. Вода озерная им не повредила. Часов таких и потом в наших местах полвека не было. Лежало в телеге и прекрасное его ружье ручной работы заморских мастеров.

 Заплакала добрая Матрена и надела широкий черный платок.   
Приехали солдаты с винтовками и главный с ними следователь с наганом. Суд был в деревянном доме напротив новой школы. Делали все там. И следствие, и опознание, и суд.

Начались аристы. Арестовали десять подозрительных. И самого Патлатого. Привели всех и посадили в деревянной школе на лавке. Вошла туда жена Архипа Матрена с утятницей. Следователь внимательно следил за собакой. Спокойно прошла Утя мимо восьми человек. Но девятым сидел убийца Патлатый.


Вдруг зарычав, бросилась утятница на Патлатого как зверь. Подпрыгнула Утя, взлетела, и вцепилась убийце в подбородок. Вцепилась намертво, так, что едва оторвали нашу Утю от Патлатого. Успели едва оторвать ее, не то бы прокусила ему кадык и загрызла до смерти.


Тут все и открылось. Разоблачен и осужден был убийца Архипа, разбойник Патлатый. Увезли лесного душегубца на каторгу. А всех других подозреваемых отпустили...


  Опустел Матренин двор без хозяина. Навсегда остался в людской памяти заступник народный, хозяин  и  охотник Архип Середа.


Поймала утятница убийцу. А сама совсем ведь небольшая была, не больше двух кошек. Уши длинные, сама редкой породы, утятница. Окрас у нее седой с темными пятнами. Все в деревне удивлялись на нее. А дети играть с ней любили.
 Звали ее Утей, и по охотничьему.
Утятница.               


Рецензии