Стыдливые умолчания и цензурирование классиков
Сразу должен сообщить, особенно для молодежи, которая не в теме, о том, что именно из-за этого “Дневника” оценка творчества писателя в разных кругах весьма неоднозначна. Сейчас объясню – почему.
“Дневник” покрывает период времени за 1873 – 1881 годы. Открываю главу “Мечты и грезы” (1873), читаю:
“Настоящие, правильные капиталы возникают в стране не иначе как основываясь на всеобщем трудовом благосостоянии ее <…> Не раз уже приходилось народу выручать себя!”
Что-то непонятно, мысль как будто разорвана. Не похоже это на Федора Михайловича. От какой напасти народу выручать себя приходилось? И что же там, за этим многоточием скрывается? После недолгих поисков (слава богу, в век интернета живем), обнаруживаю пропажу:
“Настоящие, правильные капиталы возникают в стране не иначе как основываясь на всеобщем трудовом благосостоянии ее, иначе могут образоваться лишь капиталы кулаков и жидов. Так и будет, если дело продолжится, если сам народ не опомнится, а интеллигенция не поможет ему. Если не опомнится, то весь, целиком, в самое малое время очутится в руках у всевозможных жидов, и уж тут никакая община его не спасет: будут лишь общесолидарные нищие, заложившиеся и закабалившиеся всею общиной, а жиды и кулаки будут выплачивать за них бюджет. Явятся мелкие, подленькие, развратнейшие буржуа и бесконечное множество закабаленных им нищих рабов — вот картина! Жидки будут пить народную кровь и питаться развратом и унижением народным, но так как они будут платить бюджет, то, стало быть, их же надо будет поддерживать. Мечта скверная, мечта ужасная, и — слава богу, что это только лишь сон! Сон титулярного советника. Поприщина, я с этим согласен. Но не сбыться ему! Не раз уже приходилось народу выручать себя!”
Неполиткорректно писал Достоевский 140 лет тому назад, хотя, надо признать, и достаточно прозорливо. За то и обвинен был неоднократно в антисемитизме. Вот, к примеру, как оценивает его мировоззрение Еврейская энциклопедия:
“ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821, Москва, – 1881, Петербург), русский писатель.
Антисемитизм был неотъемлемой частью мировоззрения Достоевского и находил выражение как в романах и повестях, так и в публицистике писателя. В Достоевском соединялись ксенофобия и ненависть к “инородцам” и “инославным” вероисповеданиям, являющиеся характерными чертами русского национализма нового времени, и глубокая религиозная вражда христианина к иудаизму.” (КЕЭ, том 2, кол. 374-376, http://www.eleven.co.il/article/11467 ).
Вот, значит, и решила ответственный редактор издательства ЭКСМО Е.Басова подправить классика, обкорнать слегка, ну, чтобы поприличнее выглядел. Не знал он тогда, в XIX веке, что в XXI не только такое слово, как “жид”, но и менее грубое “еврей” произносить в приличном обществе будет вроде как неудобно. А лучше всего вообще этой темы не касаться. Стоит только произнести это слово вслух, как сразу же привлечешь к себе настороженное внимание и в глазах окружающих прочитаешь немой вопрос: “А не антисемит ли ты?”
Это правда, тема довольно скользкая. В просвещенной Европе, к примеру, за одно только сомнение в истинности сакрального числа 6000000 не только работу потерять, но и за решетку угодить можно запросто на вполне реальный срок. (Не подумай только, дорогой читатель, что я в этом числе сомневаюсь, не дай бог! Это исключительно констатация факта возможности юридической ответственности за подобные сомнения).
Вернемся, однако, к нашей книжке. В примечаниях к “Дневнику писателя” редакционная группа поясняет, что из-за большого объема весь материал в данный том не поместился и кое-какие главы были пропущены. Цитирую:
“Объем книги не позволяет издать “Дневник писателя” полностью. Поэтому в нее не вошли произведения, требующие подробных комментариев академического типа и специальной читательской подготовки. Само перечисление исключенных глав (“Три идеи”, “Из книги предсказаний Иоанна Лихтенбергера, 1528 года”, “Германский мировой процесс. Германия – страна протестующая”, “Черное войско. Мнение легионов как новый элемент цивилизации”, “Мечты о Европе”, “Римские клерикалы у нас в России”, “О том, что думает теперь Австрия” и т.п.) говорит о том, что в них речь идет преимущественно об узко или, напротив, глобально политческих вопросах, либо потерявших свою актуальность, либо предполагающих глубочайшее знание мировой истории. К тому же время не подтвердило отдельные прогнозы Достоевского, в которых отразилась запутанность происходивших в его время социальных процессов, имевших весьма сложную генеалогию.”
Особенно интересно в данном отрывке малозаметное “и т.п.” в конце перечисления назвний исключенных глав “Дневника”. Дело в том, что в “и т.п.” входят те самые главы, из-за которых Достоевский и заслужил клеймо антисемита, а именно: “Еврейский вопрос”, “PRO И CONTRA”, “STASTUS IN STATU (Государство в государстве) Сорок веков бытия”, “Но да здравствует братство!”. Если можно обойти неудобные вопросы, то, разумеется, благоразумнее сделать вид, что вопросы эти слишком сложны, требуют “специальной читательской подготовки” и т.п. А то, что неискушенный читатель так никогда ничего о взглядах Достоевского на эти вопросы и не узнает, так это, возможно, и к лучшему.
Справедливости ради следует отметить, что не все издательства стараются стыдливо обойти неполиткорректные вопросы стороной. К примеру, другое московское издательство, АЛГОРИТМ, не постеснялось включить в книгу “Федор Михайлович Достоевский. Политическое завещание. Сборник статей за 1861-1881” (АЛГОРИТМ, Москва, 2006) перечисленные выше четыре “неудобные” главы. Спасибо ему за это.
Свидетельство о публикации №216030401880