Буря

2 марта 2016 года. День, когда я, наконец, поехал за куриными окорочками в оптовые склады на Ярмарочную. Кто не знает, оптовые склады имеются в каждом крупном городе, и представляют собой огромные предприятия, обычно за городом, где сосредотачиваются все товары, которыми торгуют магазины. Без таких складов торговля как отрасль человеческой деятельности просто не смогла бы существовать, ведь магазин не может позволить себе огромных складов, холодильников и прочих бездонных хранилищ.

Торговля - бизнес двухступенчатый, сначала на привозимом товаре делают свою прибыль так называемые оптовики, они покупают и свозят большегрузными фурами в свой «город складов» товары из других городов, а затем продают их, разумеется, с наценкой уже магазинам. Оптовый рынок тоже многоступенчатый, в Москве первая ступень, из складов которой товары развозятся уже по России

И каждый оптовик «снимает сливки» еще до того, как товар попадет на прилавки. Магазин тоже наценивает, в результате чего товар постепенно дорожает. Иногда даже вдвое. Но вы можете сэкономить на магазинной наценке, которая весьма не маленькая, - те же куриные окорочка в магазине продаются по 155 руб./кг, а оптовый склад продает их по 115. Правда, вам продадут только целую упаковку. Для окорочков это нынче 12 кг в картонной коробке.

Даже если вам придется до складов ехать на двух автобусах (оптовые склады обычно на окраине города, вдали от суеты), то при нынешней цене льготного автобусного билета для ветерана труда в 9 руб. вам килограмм куриных окорочков обойдется в (115 х 12 + 9 х 4) / 12 = 118 рублей. Итого выгода 37 руб. на каждом килограмме, а на всей упаковке аж 444 рубля! Для пенсионера деньги немаленькие, ведь средняя российская трудовая пенсия всего 13 132 рубля. ЖКХ и лекарства, - и остается всего ничего. Поэтому многие пенсионеры покупают продукты длительного хранения в оптовых складах. Я вот куплю упаковку окорочков, разложу каждый в отдельный пакетик, и положу в морозилку, - и на пару месяцев как минимум я  мясом обеспечен.

А прилавки магазинов сейчас стремительно пустеют, причем магазины для бедных умирают первыми. Я много лет ходил в магазин «Купец», который недалеко от меня, - а теперь там как в СССР, так я осваиваю магазин «Как раз». На днях 13 р скидки получил. А вообще-то давно хотел съездить в оптовые склады за мясом. Вдруг не будет. Страна наша непредсказуемая, хорошего не дождешься, а плохого хоть черпаком черпай.

Сначала позвонил на склад, но сказали, что окорочков нет. Обещали, может что во вторник привезут. Во вторник тоже не обнадежили. Только через неделю милый голос по телефону сказал: «Приезжайте». И, надо сказать, эта история меня очень насторожила. Оказывается, на оптовом рынке стали происходить перебои с самыми ходовыми продуктами.

Это, надо заметить, много страшнее пустых магазинов. Продуктов нет. Магазинам просто нечем торговать, это не проблема магазинов, а проблема производства, - оно не справляется со спросом. Раньше мне казалось наоборот, что магазины разоряются потому, что обнищал покупатель. Оказывается, исчез не спрос, а предложение!

Вот нас уверяли, что «при рыночной экономике дефицита не будет», а он есть! Когда покупатели за исключением малой их части нищие, рыночные законы перестают работать. Владелец магазина не может поднять цены до рыночного уровня, тогда у него исчезнут покупатели и он разорится. Он вынужден сдерживать цены. А то бывшие покупатели перейдут на картошку, как было в войну: кто может, выращивает ее, а кто не может, меняет свое имущество на картошку. Рыночные отношения a’la russe.

Ну, значит, поехал я в оптовку за окорочками. Сел на троллейбус, который едет прямо до туда. Троллейбус бодренько побежал, и, казалось, ничто не предвещало беды. Но человек предполагает, а Бог располагает. Я поверил в свое везение, но забыл, что было написано в объявлении Ивановского Троллейбусного управления (теперь МУП «ИПТ»): «Ввиду нехватки водителей, кондукторов и ремонтных рабочих, из 114-ти троллейбусов на маршрут выходят лишь 96».

«После оптимизации выпуск троллейбусов значительно сокращен, а интервалы составляют 15-30 минут. Не зная расписания дождаться троллейбусов, например, 7, 8, 10 маршрутов сложно, особенно днем, когда в графике предусмотрен интервал в 40 минут.

Поскольку нет даже попыток довести до пассажиров расписание движения троллейбусов (а начать можно хотя бы с указания времени первого и последнего рейсов с точностью до минуты), мы решили сделать это своими силами и получили графики на основе личных наблюдений. Точность полученных расписаний такова, что они могут отличаться от официальных на 1-2 минуты в ту и другую сторону.
В данном разделе представлены графики движения троллейбусов, которые есть у водителей и диспетчеров, а также адаптированные для пассажиров расписания, сделанные по европейскому примеру.

Такие расписания вывешены на остановках общественного транспорта во многих странах ЕС. Они включают в себя информацию о времени отправления троллейбуса от конкретной остановки маршрута, ориентировочном времени езды до последующих остановок, а также необходимые примечания, обозначенные символом *.

Внимание! Уважаемые пассажиры! В ивановских реалиях соблюдение графиков с ювелирной точностью - сверхзадача, особенно в будни. Поэтому ко времени, указанному в расписании, нужно смело прибавлять или вычитать 5 минут. Кроме того, рейсы могут не выполняться из-за поломки подвижного состава, аварий на дорогах».

Я всех этих слёзно-сатирических ламентаций перед поездкой не читал, и, вероятно именно потому судьба решила надо мной посмеяться. Троллейбусик наш через пять остановок сломался, и нас «попросили оттель».

А поскольку никакого иного транспорта в нужном мне направлении там не было, всё, что оставалось, - это ждать следующего троллейбуса этого же маршрута. И это была роковая ошибка.

Приближалась страшная климатическая катастрофа, вы о ней, наверное, слышали. Ужасная метель и ураган. Снега выпала месячная норма. В Москве это вывело из строя все городское хозяйство на три дня.  Атлантический циклон. Морозяга, дубак страшный, сильный пронизывающий ветер, и сплошная стена снега.

Следующие троллейбусы не пришли, Неожиданно все потемнело, рванул страшный ветер, а укрыться было негде, и я за час стояния на остановке настолько сильно промерз, что мороз проник, казалось, даже за позвоночник. Ну, карачун мне пришел, была последняя моя мысль. Погреться было решительно негде.

И тут судьба сжалилась надо мной, - видно, решила оставить «вкусное на третье». Я заскочил в остановочный павильончик, продуваемый со всех сторон, но имеющий лист железа, за которым можно было спрятаться от ветра. Не ахти какое укрытие, но «за неимением гербовой пишут на простой».

А там оказалась еще женщина, которая работает на Рабочем поселке, куда было нужно и мне. Мы разговорились, и она поведала, что шансов дождаться троллейбуса у нас никаких, - похоже, машина была на маршруте в гордом одиночестве. Но есть шанс спасти наши бренные телеса: надо попытаться подловить бесплатный автобус, возящий пассажиров к большому торговому центру. Через пару остановок мы достигнем места, откуда на Рабочий поселок идут аж троллейбус и автобус, и, если повезет, можем на одном из них добраться до цели.

Даму эту я не забуду до конца дней. Кстати, у нас даже нашлась общая тема для разговора: у нее, как и у меня, дети уехали от местного счастья за границу, у нее в Австралию, - говорит, устроились неважно, квартиры своей нет, живут на съемной, зарплата так себе.

Не обошли мы и тему городского транспорта. Дело в том, что у нас несколько лет назад уничтожили трамвай, один из старейших в России, теперь вот доконали городской троллейбус. Денег в региональном бюджете нет, деньги со всей страны стекаются в столицу, а уж оттуда крохи, оставшиеся от царского стола, попадают к провинциалам. Денег этих не хватает даже на зарплаты, что уж говорить о городском троллейбусе. Всё к тому идёт, что последует троллейбус за трамваем. Я спросил, не сдержался, каюсь, о стомиллионнопроцентном рейтинге «бесконечно незаменимого», - в ответ прозвучало то, что я не отважусь пересказать.

Рейтинг г-на Путина дрожит как давление в перегретом котле на отметке 89%! Интересно, что даже у самого Господа Бога нет такого сумасшедшего рейтинга. Недавний опрос, проведенный аналитическим центром Левада Центр показал, что за более чем 20 лет религиозной свободы количество людей, которые действительно являются верующими, в России мало изменилось. Результаты опроса дали такие цифры:
Православными себя считают 69%
Неверующими 26%
Мусульманами 5%
Протестанты, католики и последователи других религий набрали примерно 1%

Итого, верующих в Бога всего 75% от всего населения. Выражаясь современным жаргоном политтехнологов, это и есть «рейтинг Бога».

Ну не лизоблюдство ли? Ультраавторитарный верховный правитель, при котором экономика страны была сведена к «трубоцентризму», регионы стали нищими, развалился не только транспорт, но и абсолютно всё, а национальная валюта по ценности стала приближаться к отрицательной величине, - имеет рейтинг выше, чем у Бога! Что он должен еще сделать, чтобы прослыть хотя бы равным Создателю? Сжечь Москву? Съесть всех младенцев? Мне кажется, что и в этом случае ему будут петь осанну. Пока власть не захватит кто-нибудь другой.

Этот мгновенный переход всенародной любви на нового начальника - тоже потрясающее качество нашего милого народа. Рабство так въелось в печенки, что не важна личность, совсем не важны ее дела, - важен только чин. Безумно любили Горбачева, потом Ельцина, но когда они лишались высшего стула, первый стал «сволочью меченой», а второй «пьяной сволочью Борей Стаканом». Теперь любят Путина, и я ни капли не сомневаюсь, что итог «любви» будет тем же самым. Нет, народ наш милый и сердобольный, но так любит начальство, что жуть берет.

Впрочем, рейтинг, похоже, такой же фейк, как и сказки про «временные трудности». Загибается Отчизна, никакого просвета впереди. Промышленности нет, - откуда деньги? Нефть подешевела до цены газировки, сейчас денег хватает только на Москву, но все мы в Москве не поместимся, и за границу нас, стариков, не возьмут, придется по одежке протягивать ножки, в смысле просто протянуть ноги, как говорится, отбросить копыта.

...Так коротали время, а буря завывала как зверь, хотя по иронии судьбы это был второй день весны. Моя подруга по несчастью периодически высовывалась за спасительный щиток, и смотрела на дорогу. На счастье, у нее были нормальные глаза, не то что мои, которые на таком расстоянии путали грузовик с автобусом. И вот, она усекла-таки приближающееся спасение!

Мы влетели в теплый автобус как две ледышки за шиворот зазевавшемуся дворнику. Невероятное наслаждение почувствовать себя снова живым! Всё прошло, и дальше судьба нам благоволила, мы быстро пересели в рейсовый автобус, и через десяток минут уже были на месте.

Попрощались, пожелали друг другу счастья, в которое уже давно никто не верил, и разошлись, и я поплелся прямиком через пустой, заметаемый снегом рынок к вожделенным складам.

Надо сказать, что там меня ожидала еще одна «добрая самаритянка», та самая работница оптового склада, с которой я общался по телефону. Она мне обещала отложить ящичек желанного продукта, и сдержала-таки слово.

...Какие прекрасные у нас люди, почему же такая неуютная страна? Всегда мне приходит на ум этот вопрос, и я не нахожу ответа. Казалось бы, с таким сердобольным и отзывчивым народом мы должны жить лучше всех на свете, а мы на 152-м месте, между Берегом слоновой кости и Зимбабве. Рекбус, кроксворд…

Обратно я тоже еле вернулся, буря не утихала, она снова набрала куражу, и видимость была нулевая. Хорошо, ходил автобус, но совсем не мой. С двумя пересадками доехал, буря к тому времени утихла. Свой дом я не узнал, он был занесен по пояс. Но всё, тьфу-тьфу, окончилось без неприятностей. Окорочка в морозилке, а я, похоже, отогрелся. Жизнь прекрасна и удивительна, она всегда лучше, чем смерть!

Валентин Спицин.


Рецензии