Интернационалисты Николая II

Жизнь - она, как Ходжа Насреддин - всегда хитрее любого хитреца и изощреннее любого сочинителя. Она в каждого человека вкладывает столько интересного, что перед ним любая книга меркнет. Надо только человека разговорить. И ещё уметь слушать. Для меня, например, ярчайшим событие жизни стала встреча на тракторном стане, в семидесятые годы, с обычны колхозным водовозом. Я его задел простеньким вопросом, а он мне такое выдал... оказалось, в 1945 году он стоял в русском Почетном карауле в Вашингтоне на похоронах президента Рузвельта. А ведь и до сих пор мало кто знает об этой дипломатической миссии.
А тут краем уха слышу - в наши края приехал какой-то странный китаец с библейским именем Сисой. Вроде бы родственников ищет.
Если бы просто Сисой - я бы уже внимание не обратил. А тут целый китаец?
Словом, червячек любопытства в груди уже зашевелился, и окольными путями судьба привела меня к странному азиату.
А дальше...
...я опять вынужден перехватить дух, чтобы не сбиться с повествования. Как-нибудь я распишу эту историю в красках, а пока просто обрисую простым карандашом.
Итак, китаец оказался совсем не китайцем, а тайцем, то есть гражданином Тайланда. И настоящее его имя очень замысловато, что-то вроде Товичакчай Сурапонг, хотя, по русски, и вправду, его зовут Сисой.
Если совсем точно - Сисой Максимов Погодин, и на деле таец наш, по наследству - самый настоящий русский человек. Или, скажем точнее - потомок настоящего русского человека.
Немного предыстории.
Помнится, в советские годы случилась шумиха о том, что Русская Православная Церковь за рубежом признала царя Николая !! святым. Вот тогда газеты и телевидение постаралось показать людям всю изнанку самодержавия. По экранам прошествовал фильм о Распутине "Агония", а газеты перепечатывали стихи некоего поэта Ю. Энтина с такими словами :

"Сначала нужно стать Кровавым,
Ну, а потом уже святым".

И тогда проскользнул сюжет о том, что царь, в неслыханной щедрости своей, подарил королю Сиама - Тайланда по теперешнему - роту отборных русских гвардейцев из своей охраны.
Я , конечно, зацепился за это сообшение, и вправду, в старых книгах нашел подтверждение событию. А когда появился Интернет, то отыскал даже фотографию той подаренной роты.
И выходило - сообщение советских документалистов подтвердилось. И я закрыл для себя тему.
А тут - таец Сисой Максимович Погодин. Вот он - на расстоянии вытянутой руки. Сидим с ним на Землянщине в саду усадьбы, некогда принадлежавшей художнику Михаилу Ивановичу Погодину. Нынче усадьба пуста, выморочна. Мой собесеник сокрушается. Вряд ли кто остался от старой фамилии.
По русски он говорит очень плохо, чуть лучше, чем я по-тайски . Да и во внешности приезжего - ничего русского. Разве что разворот плеч,да громадные ладони.Гвардеец! С ним - двенадцатилетняя девочка-тайка. Востроглазая и ни слова не понимающая по русски. Внучка Варвара.
Говорим долго, с трудом понимая друг друга. И вот что я вынес из рассказа Сисоя Сурапонга.
В числе подаренных Николаем королю Сиама Раме !У солдат был и Сисой Артамонов Погодин. Призван по богатырскому сложению и благодаря грамотности сразу в гвардию. Служил в Петербурге и Царском селе.
Когда отпраляли в Сиам, согласия не спрашивали. Сначала солдатам сказали, что отправляют на церемонию коронации, а в Бангкоке зачитали царский приказ о переподчинении роты лично Раме !У.
Солдаты пороптали, и успокоились. Король сделал русских гвардейцев самой привелигированной воинской частью с высоким окладом.Ни разу не отправлял в бой. Русские оказались очень привлекательными женихами. И со временм все переженились на местых женщинах.
Дети гварейцев еще были обличьем русскими, но уже внуки почти растеряли черты славянства. И только русский язык и дедовские имена в семьях свято хранился и передавался в поколениях. Но, сознается собеседник, уже ему было трудно вспроизводить речь прадеда, а вукам он передать её просто не в состянии. А приехал он в Россию по настоянию отца, мечтавшего побывать на родине предков. Но в советские годы это было почти невозможно.
Что теперь, переспрашивает меня таец? А ничего . Холодно у вас в России и пусто. Вот могилки родни подкрашу - и уеду в Тайланд.Домой.
Я же вернулся к себе . Находясь под впечатлением от встречи, опять нырнул в Интернет. Надо же обновить, подкрепить свои знания.
Увы! Как я теперь вижу - накануне 400-летия Дома Романовых у нас опять подчистили историю. Из всех документов о деяниях последнего русского императора вытравлены сведения о подаренной роте.
Оно и понятно. Как-то не сочетается с образом святого откровенная работорговля. Даже если за рабов расплачиваются очень выгодной монаршей дружбой. Как говаривал тот же Ходжа Насреддин :"Если вода утекла, она утекла навсегда".

...
На снимке: король  Сиама РамаIY и русский император НиколайII


Рецензии