Время смыслов. Глава 55. Обзор т. 2-5

1. В этой главе мы начнем разбираться с тем, что такое гипономика BHA и в каких отношениях она находится с эпиномикой CFD(мировоззрением властного субьекта F),о которой шла речь в предшествующей 54й главе. И в качестве представителя гипономики мы возьмем знаменитого афинского философа Сократа,которого в 399 г.до христианской эры афиняне осудили по обвинению в религиозных нововведениях и развращении молодежи и приговорили к смертной казни.

2.Сократ, которому к этому времени было около 70 лет, на суде вел себя (с точки зрения судивших его афинян)довольно вызывающе. Сравнивал себя с оводом,который не дает разжиреть афинскому коню,говорил,что все эти десятилетия убеждал афинян заботиться не только о внешних украшениях (вспоминается акрополь,недавно отстроенный Периклом, на присвоенные у афинских союзников деньги), но и о внутренней душевной красоте и об истине и справедливости, которая по его мнению реально существует, а не является только удобной умственной конструкцией,которую при необходимости можно выбросить (а именно так, как мы увидим думали многие афинские политики его времени): "Желать вам всякого добра я желаю, о мужи афиняне,и люблю вас, а слушаться буду скорее бога чем вас, и, пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас,кого только встречу, говоря то самое, что обыкновенно говорю: о лучший из мужей,гражданин города Афин, величайшего из городов и больше всех прославленного за мудрость и силу, не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах,чтобы у тебя было их как можно больше,о славе и почестях, а о разумности, об истине и о душе своей,чтобы она была как можно лучше, не заботишься и не помышляешь?" (Платон, Апология Сократа).

3. Сократ утверждал, что нужно подумать о жизни в целом,а иначе она ничего не стоит.А если человек на самом деле заботился о добре и справедливости,то ему и смерти нечего особенно бояться,потому что плохое к хорошему человеку не прилипает.

4. Иными словами афинскому имперскому властному релятивистскому (а иногда и нигилистскому)эпиномно/эгономному CFD мировоззрению,сосредоточенному на личной выгоде С, деньгах Н, власти F и связанной с эпиномными достижениями и могуществом славе, то есть известности в мире D, Сократ, ситуацией судебного разбирательства,поставленный в контекстное поле Н контролируемого, наказуемого обьекта власти, противопоставил гипономное BHA жизнепонимание, ориентированное на разум/справедливость/истину (контекстное поле А)и красоту/добро/совершенство(контекстное поле В).

5. Вот именно этот факт,что на суде столкнулись по сути дела две альтернативных концепции политики, что Сократ, лояльно и добросовестно служивший в афинской армии в период только что закончившейся Пелопоннеской войны (431/404)противопоставил себя всему афинскому имперскому политическому мировоззрению обычно как то исчезает из поля зрения исследователей. Ведь наше время время специализации. Философы читают Платона,а его современника великого афинского историка и критика афинской политики Фукидида читают историки.И получается, что мало кому приходит в голову соединить эти две половинки и посмотреть на процесс Сократа в контексте только что рухнувшей (в результате поражения в войне)афинской империи и ее властной идеологии.

6. Во втором томе этой книги который мы начнем с анализа афинского империализма нам нужно будет хотя бы в общих чертах разработать теорию взаимодействия разных контекстных парадигм идентичности и выяснить истоки дуалистического субьективизма, ведущего свой путь от Перикла, Сократа, Цицерона и Марка Аврелия. Одним из наиболее выразительных символов этого дуалистического субьективизма оказываются разные варианты конных статуй, такие как знаменитый Медный Всадник, Фальконетовский памятник Петру Первому. Прообразом всех этих статуй  является сохранившаяся в Риме конная статуя императора стоика Марка Аврелия, который в одном лице соединил эпиномную традицию империализма Перикла, Александра и Цезаря, и критиковавшую этот империализм гипономную традицию Сократа, собеседника Александра Диогена, основателя стоицизма Зенона, Цицерона и Эпиктета. Этот дуалистический субьективизм лежит в основе новоевропейского цивилизационного проекта, он определил собой его величие и его падение. Как мы увидим, анализ этой дуалистической модели идентичности оказывается необходимым для того, чтобы понять восприятие первой мировой войны образованной частью последнего молодого поколения  дореволюционной России.

7. Но по настоящему проанализировать развитие этой дуалистической модели значит по сути дела поднять всю историю европейской социокультурной традиции,начиная по крайней мере с Древней Греции. Этот анализ мы начнем во втором томе на примере Сократа, софистики и афинского империализма, но затем сосредоточимся на сравнительной истории экзистенциальных кризисов социальной идентичности. Такой переход обусловлен тем, что разнообразные типы опосредования от философии Платона и Аристотеля до философского и мистического монотеизма в его разных конфессиональных воплощениях, до различных философских систем Нового времени, исторически говоря, представляли собой попытки найти и разработать эффективное разрешение таких кризисов. Поэтому мы начнем с анализа самих кризисов (2 и 3й тома), а уже затем в четвертом и пятом томе будем рассматривать развитие различных систем опосредования противоречий, наметившихся в ходе этих кризисов.

8. Систематический разбор экзистенциальных кризисов социальной идентичности мы начнем во втором томе, посвященном главным образом истории США в 19 и начале 20 века с упором на проблему рабства и генезис Гражданской войны между Севером и Югом. Третий том будет состоять из трех частей: первая будет посвящена истории кризисов социальной идентичности во Франции от эпохи Просвещения до Парижской коммуны (примерно 1764-1871 гг.). Вторая часть будет посвящена русской и советской истории 1870-1945 гг. Третья часть будет посвящена истории Германии от конца Семилетней войны до начала Второй мировой войны (1764-1939).

9. Четвертый том будет сосредоточен на исследовании других уровней идентичности и моделей социокультурного опосредования в рамках европейской философской,религиозной и научной традиции от Платона и Аристотеля до конца эпохи развитого средневековья (ок. 1320). Эти модели сыграли огромную историческую роль в развитии европейского проекта, во многом заложив его основы, но по разным причинам были в ходе этого развития отодвинуты на задний план, начиная примерно с 18 века. Вместе с тем огромная контекстная энергия,добытая в ходе многовекового использования этих отставленных в сторону моделей, осталась внутри европейской идентичности, но была переключена на другие цели.

10. Пятый том должен дать детальный анализ этого радикального переосмысления европейской культуры ( ок. 1320- ок. 1770 гг.), определившего и огромные культурные и социально-политические достижения этой культуры, поставившие ее в центр мирового культурного и социального развития и трагическое крушение европейского культурного и социально-политического проекта в ходе кризиса 1848-1945 гг. Достигнутый после 1945 г. в Европе социальный компромисс между массами и элитами, между рынком и государством определялся не внутренними, а внешними факторами,в первую очередь ситуацией двухполярного мира эпохи Холодной войны.

11. Негласный компромисс между противоположными идейными лагерями также основывался на сознании того, что идейное, политическое и культурное развитие самого европейского проекта зашло в тупик. Рост популярности постмодерна в конце 20 века был только одним из симптомов этого тупика и связанных с ним тенденций к саморазрушению. Развитие европейской интеграции в конце 20/начале 21го века скрывало за собой окончательное слияние бюрократических и деловых элит и упадок социального государства в Европе после разрушения советского и восточноевропейского социализма.

12. Важнейшее историческое достижение середины 20 века победа над фашизмом была в первую очередь результатом усилий советского народа. Европейское сопротивление фашизму при всем уважении к личному героизму его участников носило ограниченный характер (за исключением Сербии и Греции)и это показывало, что происходивший с конца 19 века постепенный рост влияния протофашистских идей и течений внутри европейского общества имел под собой глубокую основу.

13. Учитывая неспособность и нежелание нынешних европейских элит пожертвовать властной монополией, выгодами  и привилегиями, связанными с современным порядком вещей (ситуация сильно напоминающая конец Веймарской республики в Германии), есть все основания полагать, что вновь произойдет усиление влияния фашистских и полу фашистских  групп внутри политической сферы тем более, что элитизм и иерархический строй общества, культивируемый фашизмом, вполне приемлем для большей части современной западноевропейской властной элиты, которая уже сейчас рассматривает остатки демократических прав и свобод, как ненужное препятствие для реализации собственной экономической  и социальной политики.

14. Поскольку сам кризис европейского проекта (в его начальной фазе 1848/1945 гг.)мы уже рассмотрели на примере истории Франции, России и Германии в третьем томе пятый том сомкнется с третьим и таким образом будет представлять собой заключительный этап всей этой работы.

15. Книга Время смыслов должна послужить основой для систематического философского осмысления динамики социальной идентичности в контексте этого многообразного исторического опыта. Читатели смогут лучше понять философские аспекты моего подхода, если они познакомятся с моей философской книгой Реальность смысла: Философия исторического опыта, черновой начальный вариант которой я также постепенно публикую на Прозе ру.В этой философской книге я также постоянно обращаюсь к историческим примерам в том числе и из еще не написанных частей книги Время смыслов. То же самое можно сказать о другом социально-философском наброске Понимание и общество.

16. Другие неоконченные исторические книги также соотносятся с продолжением книги Время смыслов: На переломе. 1914., а также Числа и идентичность разрабатывают темы второй (российской) части третьего тома, а Свиток и сапог поднимает ряд тем, о которых должна идти речь в четвертом томе. Фреска бесконечности должна дать начало работе над темами пятого тома. Возможно, что вся книга Время Смыслов будет ограничена тремя томами, то есть сосредоточена на анализе конкретных примеров экзистенциального кризиса различных исторических обществ. В таком случае материал, относящийся к четвертому и пятому томам, ляжет в основу других отдельных книг.

Конец первого тома.


Рецензии