Воздушный медный змей Моисея

«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»(Иоанн.3:14,15).



Долгое странствие израильтян по пустыне, как будто , приближалось к завершению. Уже ушли в мир иной многие участники выхода из Египта. На горе Ор оплакали Аарона. Казалось, оставался последний марш-бросок, и наконец-то - Ханаан. Но неожиданно выступает ханаанский царь Арада, атакует Израильтян, и даже берет в плен некоторых. Объединившись с Богом, израильтяне одержали победу(Числ.21:1-3). Можно двигаться дальше… «От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома…»(Числ.21:4) Но… возникло затруднение, едомский царь не позволил проходить по своему царству. Израильтяне пошли в обход, а это еще долгие километры пути , трудности, лишения... Предстоящее удлинение маршрута ввергло народ в приступ нетерпения, недовольства, гнева, ропота: «и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища»(Числ.21:5). На первое место выходят инстинкты, поддерживающие жизнь тела. Но ведь не требуется, не радеть о теле. Бог заботился о нуждах Своего народа все годы странствия. От голода и жажды никто не умирал. Суть Египта в материальном – еда, питье, одежда, развлечения… Так ведь и тело – материя, прах… И вероятно, оно постоянно будет «оглядываться» на «Египет» пока приземленный ум будет служить телу, а не душе.

И Царствие Божие не далеко - « внутрь вас есть…»(Лук.17:21 ).

Получается, что Египет – не географическая точка, как и Ханаан. Все очень близко расположено в одной конструкции под названьем – «человек». А путешествие, странствие, всего лишь путь к себе. Но далеко ли надо идти?


«Ели, пили, женились, выходили замуж до того дня, как Ной вошел в ковчег»(Лук.17:27)

«Так же было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;»(Лук.17:28)

Что мешало увидеть Царствие Божие?

Приземленность(материальность) ума во исполнение проклятия: «…ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах»(Быт.3:14)

«Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия»(Иоан.3:3)


Удлинение маршрута является милостью Божьей…

Но «стал народ малодушествовать на пути»(Чис.21:4)

Все понятно уже из слова – «малодушие» - «мало души».

«Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова определяет малодушие как «отсутствие твердости духа, решительности, мужества».

Значение слова малодушие по словарю Т.Ф.Ефремовой:
малодушие – слабость воли, отсутствие стойкости, твердости духа.

По словарю Д.Н.Ушакова: малодушие - это нерешительность, безволие, упадок духа. Непростительное малодушие перед лицом опасности.

В.И. Даль в своем Толковом словаре определяет малодушие как «отчаяние, упадок духа». "Не малодушничай, не поддавайся всякому стороннему влиянию, не своим мелочным расчетам".

Сила духа — сила высшей сферы человеческой души, которая в православной аскетике и именуется духом. Дух по своей природе всегда обращен к Богу, и он не может считаться сильным, если человеческое сердце не исполнено светом Божественной благодати, если в глубине его еще не изжиты грубые страстные влечения. Действие духа всегда руководится Промыслом Божиим и направлено только на добрые деяния, угодные Богу. Чем ближе человек к познанию истинного Бога, чем более его сердце освящено действием Божественной благодати, чем более свободно оно от страстей — тем сильнее дух человека( иерей Алексей Зайцев). http://www.mgarsky-monaster...

У израильтян налицо спад духа. …. Мало духа…Кто охраняет дух от упадка(страстей)? Ум. Ум, будучи просвещен Богом, отгоняет помыслы, если материален, плотской ум - привечает их.

Ум человека получает информацию от пяти органов чувств. Что он получил и передал сердцу, вызвало упадок духа в обществе, и это привело к ропоту:

«И говорил народ против Бога..."(Чис.21:5) В подстрочном переводе сказано: «И роптал народ к Богу и против Моисея говорящие: Что (же есть) что вывел нас из Египта убить нас в пустыне потому что не есть хлеб и не есть вода же, душа наша рассердилась в хлебе худом»

Варианты перевода:
роптал
2635, ;;;;;;;;;
наговаривать, злословить, хулить, клеветать.

Варианты перевода:
рассердилась
4360, ;;;;;;;;;;
негодовать, гневаться, сердиться.

Номер Стронга: 7052 худо ;;;;;;
презренный, отвратительный.

Словарное определение:
1) досл. пустой, перен. тощий, худой (§jeiw Plut.);
2) тонкий (kЫonew Plut.);
3) перен. призрачный (dжnamiw Plut.)

Израильтяне были страшно разгневаны вследствие удлинения маршрута , отдаления на неопределенное время от цели пути(только вероятно их цель была не такой, как у Бога) Еще какое-то время им придется питаться этим отвратительным хлебом. И это про манну, ангельский хлеб!

«То, что начинается в гневе, заканчивается в стыде» Л.Толстой

Это так… Но не всегда. Вспоминается похожая история, ставшая причиной 40-летного странствия по пустыне:
"И подняло все общество вопль, и плакал народ всю ту ночь, и роптали на Моисея и Аарона..." (Числ. 14:1-4).
Это было тогда, когда вернулись 12 соглядатаев, посланных осмотреть Ханаанскую землю.10 из них были поражены малодушием.
Что случилось? Трудности на пути. Возникшие трудности поколебали уверенность в умах нескольких человек. В течение ночи уныние, сомнения, ропот, истерика охватили все общество. Таково малодушие.


И вот спустя 40 лет надо сдать «зачет» по данному «уроку».

«Чем больше трудностей преодолевает душа, тем большую мощь она приобретает»(неизвестный автор)

«И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых»(Чис.21:6)

«Змеи, посланные на согрешивших, именуются ;;;;; ‹сэрафи;м› — «жгучие», «огненные», в Синодальном переводе — «ядовитые».

ядовитых
Номер Стронга: 8314
;;;;;
1. Серафим (шестикрылый ангел);
2. змей.
Места, где встречается:Числ 21:6 Числ 21:8
Втор 8:15
Ис 6:2 Ис 6:6 Ис 14:29 Ис 30:6


змеев
Номер Стронга: 5175
;;;;
змей.


жалили
Варианты перевода:
1143, ;;;;;
1. кусать (о змеях);
2. перен. угрызать, грызть, терзать, мучить.


Словарное определение:
1) кусать ,закусить губы, то есть заставить себя молчать;
2) грызть
3) колоть, жалить
4) быть едким, разъедать
5) больно уязвлять, мучить, терзать, тревожить; быть раздраженным или огорченным чем-л., быть без ума от женщин; в отчаянии, показать кому-л., где раки зимуют (точнее сделать так, чтобы у кого-либо заскребло на сердце).

Огненные (серафимы) змеи терзали, мучили, приводили в отчаяние израильтян.

И вот тут с Л.Толстым о смене гнева на стыд можно согласиться.

Есть такое выражение – « гореть от стыда» : испытывать сильное чувство стыда, стыдиться. Может быть аналогично?

-Сгорел граф Нулин от стыда, обиду проглотив такую. (А. Пушкин.)
-Он понимал, что еще секунда – и все расхохочутся, и он уйдет, сгорая от стыда. (Н. Телешов.)
-Как видите, я не сгораю от стыда за свою отсталость. (Д. Гранин.)

"Со стыда сгорел"- подразумевается наличие совести у человека, который в чем-то уличен.

"Терпеть упреки совести означает: стыдиться, сознавать свою вину, свой грех и каяться в самом себе, сожалеть и досадовать на себя" (В. Даль).


На Руси говорили:
-После дождя солнце жжет, после лжи — стыд;
-Стыдливый покраснеет, а бесстыдный побелеет;
-В ком стыд, в том и совесть;
-В ком есть Бог, в том есть и стыд;
-Убей Бог стыд, все пойдет нипочем;
-Стыд та же смерть;
-Людской стыд — смех, а свой стыд — смерть.

Есть биологические проявления чувства стыда (лицо краснеет, горит, глаза опущены и т.д.). А есть и психологические «сопроводители»: стыд как бы парализует человека («от стыда не мог пошевелиться»), вызывает невозможность говорить, выразить словами своё состояние. Также «сбивается» способность мыслить и действовать как обычно.

В.С. Соловьев(«Оправдание добра») назвал стыд охранительным чувством или стражем целостности(совершенства), заложенной в человеке Богом как норма жизни, и которое должно осуществляться в течении жизни: « разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас»(1Кор.3:16). Наша духовная природа(огненный серафим) пытается растопить холод сердца чувством стыда, то есть сильного смущения от осознания своей "неправости", "плохости", вследствие отклонения к плотскому, животному.

Но стыд не только сигнализирует об отклонении , но и заставляет исправить свой грех.

«Наблюдай время и храни себя от зла – и не постыдишься за душу твою: есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд — слава и благодать. Не будь лицеприятен против души твоей и не стыдись ко вреду твоему» (Сир. 4: 23—26).

Согрешившие Адам и Ева неверно отозвались на проявление стыда в своей душе, когда «скрылись». Но не так молодое поколение израильтян. И в отличие от отцов, они осознали свой грех, повинились и обратились к Моисею:

« И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей Господу о народе(Чис.21:7)

И хотя проблема была духовной, были вероятно и реальные змеи, которые жалили , у людей начинался жар, и они умирали.

Моисей помолился Богу, но Бог не удалил змей, а указал способ, благодаря которому можно выйти из порочного круга, по которому ходили уже сорок лет.

« И сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея(в других переводах – сарафа) и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив.
И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив»(Чис.21:8,9)

Бог повелел Моисею сделать змея и выставить его высоко пред станом, чтобы люди, ужаленные змеями могли из любой точки стана посмотреть на змея и исцелиться.


Почему змей?

История взаимоотношений человека со змеем очень древняя.

В Быт.3:1 змей назван хитрым, хитрее всех зверей полевых. По словарю старославянских слов : хитрость - мудрость, искусность.

Ныне же можно сказать, что хитрость – ум глупости.

«Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа»(Прит.19:3)


Кто прельстил Еву?
- «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»(Быт.3:1)

«боюсь, чтобы как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе»(2Кор.11:3)

С кем вел диалог Иисус Христос в пустыне?
-«если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами»(Мат.4:3)

Почему фарисеи надумали креститься?
- «…кто внушил вам бежать от будущего гнева?»(Мат.3:7)

Начнем с начала…

« Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…»(Быт.2:19,20)

Каким образом Адам составил столь уникальную классификацию живых существ? Названия животных взяты не наоб_ум.

Известно, что человек является образом Божьим на земле, а Природа является образом человека. Поэтому она и подверглась проклятию за человека. Человек как бы вобрал и обобщил в себе весь тварный мир, венцом которого стал. И Адам просто называл животных исходя из отражения в своей душе тех черт или свойств, на которые указывали животные, над которыми надо владычествовать(Быт.1:26)

«Ползающие и пресмыкающиеся животные оскверняют душу — ;;; ‹не;феш›. Дурные мысли и чувства, подобно нечистым животным, могут поселяться в душе, порабощая ее. Такой взгляд получил отражение в старинных русских народных картинках, на которых изображено сердце грешника с живущими в нем животными: злобой — в виде змеи, коварством — в виде лисицы, ленью — в виде свиньи, и т. п.» Д.Щедровицкий

Сердце, душа…там живут «животные» страсти, а их «отображения» были приведены к человеку для наименования . Чтобы они не вырывались наружу, не кусались, не жалили, не бодались, над ними надо владычествовать. Но горе, прежде всего, от неконтролируемых страстей самому человеку.


Так вот, одна из таких «страстей», не так, пока еще это только помысел …и этот помысел «сидел на дереве» в виде прекрасного, восхитительного говорящего змея…


Что такое помысел?

П’ОМЫСЕЛ, - мысль, намерение, замысел

Этимология
Образовано из по- + мысль, далее от др.-русск. мысль ж. (ср. укр. мисль), далее от праслав. *?, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. мысль ж. (др.-греч. ;;;;;;;, ;;;;;;;;), болг. ми;съл, сербохорв. ми;сао (род. п. ми;сли), словенск. m;s;l (род. п. m;sli), чешск. mysl, словацк. mysel, польск. my;l, в.-луж., н.-луж. mуs;. Встречается в им. собств. (др.-русск. Перемыслъ, Осмомыслъ, Добромыслъ). Родственно лит. maud;i;, maud;ia;, ma;sti «тосковать (по), страстно желать», ;pmaudas «досада», готск. gamaudjan «напоминать», ufarmaudei ж. «забвение», др.-греч. ;;;;; м. «речь», др.-греч. ;;;;;;;; «говорю, беседую, обдумываю», ср.-ирл. sm;ainim «думаю» (*smoudni;), нов.-перс. m;уе «жалоба» (у из d), must — то же. Использованы данные словаря М. Фасмера;



Откуда в Эдеме дерево познания добра и зла? Откуда в Эдеме опасный помысел? Они были не в Эдеме, а в уме*.
Чем занималась Ева(душа)? Думала, рассуждала, беседовала с умом. Ныне, в психологии, это называется вести «внутренний диалог». Возможно, тогда этот диалог был еще не совсем внутренним. И ум* принял, вкусил, проглотил этот опасный помысел.

*- Ум - это «компьютер», создающий и приводящий в движение мысли, которые формируют восприятие внешнего мира. Он имеет очень сложное устройство, по некоторым теориям в нем насчитывают 3 уровня, по другим -81 грань. Говоря ум, зачастую подразумевается лишь верхушка того айсберга, которым он является. Вероятно, что змей был проекцией некоторых граней ума.


«Обретены слова Твои, и я съел их;»(Иер.15:16)

Если можно съесть Божьи слова, то так же можно съесть и иные слова и идеи.


Человек есть то, что он ест. И это справедливо как в отношении материальной пищи, так и духовной.

По словам афонского старца Иосифа Исихаста, ум есть эконом нашей души, он дает душе пищу — ту пищу, которую выбирает и которой сам питается. Если эта пища истинная и здоровая, то и душа будет здоровая. Если же она нездоровая, то и душа будет болеть, будет осквернена и отравлена.

«каковы мысли в душе его, таков и он»(Прит.23:27)

«Боюсь же не как-либо, как змей обманул Еву в коварстве его, (чтобы) были испорчены мысли ваши от простоты и чистоты в Христе»(2Кор.11:3, подстрочный перевод)

Вот такие «яблоки» и «груши»…

Был хитрее всех зверей полевых, стал проклят “паче всех… зверей полевых” (Быт 3,14; см. церковнославянский).

Ум Адама и Евы испортился. Это видно из того, какой бред они потом выдали, на уровне нынешнего детского сада(Быт.3:10-13)


И мы продолжаем вкушать плоды своих помыслов :


«За то и будут они … насыщаться от помыслов их»(Прит.1:31)

Психология, восточная философия предлагают способы остановки внутреннего диалога. Тем же заняты и Божьи люди – победа над страстями, недопущение помыслов посредством непрестанной молитвы, хранение ума постоянным памятованием Бога.

«Что случается с рыбой, вынутой из воды, то бывает с умом, оставившим памятование Бога и блуждающим в воспоминаниях мира сего» прп. Исаак Сириянин


Преодолевать обычный ход мыслей — для человека настолько трудное дело, что старец Оптинский Варсонофий говорит, что «борьбу с помыслами Господь принимает за мученичество».




Знакомая моей подруги, схимонахиня, сказала: «думку бесы думают, а нам надо смиряться, т.е. принимать ситуации такими, какие они есть, не мудрствуя».

Подругу в монастыре проинструктировали: «твоя постоянная работа – это молитва, а то, что тебе будут поручать делать, неважно что, это – послушание».


«И Господь сказал Моше: сделай себе** сарафа*** и возложи его на шест; и будет, всякий ужаленный, если взглянет на него, то останется жив. И сделал Моше змея медного, и возложил его на шест, и было, если змей жалил человека, то, взглянув на медного змея, тот оставался жив»(Чис.21:8,9)



Себе
Варианты перевода:
4572, ;;;;;;;
тебя самого, себя, ты сам

** - Есть разница, сделать себе или сделать себя, не так ли? Моисея не жалили змеи, и вероятно он знал почему, и знал как нейтрализовать их яд при необходимости. Моисей имел образец, с него он и сделал символ.

змей, стихи 6,7,9
Варианты перевода:
3789, ;;;;
змея (симв. мудрость, хитрость), змей (сатана); LXX: 05175 (;;;;;;;).

сараф, стихи 6,8
Номер Стронга: 8314
;;;;;
1. Серафим (шестикрылый ангел);
2. змей.

медь
Номер Стронга: 5178
;;;;;;
медь (медные деньги, оковы, цепи и т.д.)

«..»*** - В Танахе сказано, что Бог повелел Моисею сделать сарафа (серафима)(8ст) как знамение, хотя это слово может быть переведено и как серафим, и как змей... Моисей сделал медного змея(9ст.).


Почему медный?
Медь символизирует оковы, цепи… сковывающий грех. Во дворе святилища утварь была медной, как и жертвенник. Т.е. медное представляет несовершенство, которое еще предстояло довести до совершенства. А в святилище предметы уже золотые…

Плотской ум тоже является оковами для души(внутреннего огненного серафима), потому что привязан к земле(праху) и создает шаблоны, стереотипы, логические цепи, и водит человека по пути наименьшего сопротивления, т.е.практически постоянно одной и той же дорогой. С умом надо что-то делать… Освободить!

« И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив»(Чис.21:9)

Думаю, самое интересное – «выстави на знамя» !

знамя
4592
shmeion
знамение, знак, признак;
син. 1411 (dunamiw), 5059 (teraw).

Варианты Синодального перевода:
знамения (23)
знамение (12)
знамений (6)
чудо (6)
знамениями (5)
чудес (5)
чудеса (5)
признак (3)
знак (3)
знамением (2)
предмет (1)
чудесам (1)
чуда (1)
Признаки (1)
знаком (1)
чудесами (1)

Варианты перевода короля Иакова: miracles (10), miracle (6) – чудеса, чудо.

Почему выбрано слово «знамя»? В некоторых других переводах «шест»?

Попробуем представить как могло быть дело… Если бы Моисей выставил змея на шест, знамя, крест, среди стана, а стан насчитывал свыше миллиона человек, то представляются неудобства и напрашиваются вопросы… Какой высоты должен быть шест, чтобы это знамя мог увидеть ужаленный из любой точки стана, даже лежа? Из какого материала? Вряд ли можно представить подходящее по высоте дерево, да еще в пустыне. Если же такое бы нашлось, то какой толщины оно бы было? Сколько человек его бы держало? И в установки змея на шест нет ничего необычного.

Тогда остается слово «знамение». Знамение всегда связано с необычным, нереальным, и в Библии употребляется в сочетании с чудесами. Например, знамениями названы в Библии знак сделанный Каину, радуга после потопа, чудеса Моисея перед фараоном и пр.

В еврейских источниках нашла: «Действительно, не так просто представить, как Моше установил медного змея. Хотя в Торе сказано просто (Бемидбар 21, 9): «И сделал Моше медного змея, и поместил его на шесте (нэс)» — так, чтобы тот находился достаточно высоко и был виден с разных концов стана. Однако Мидраш (Бемидбар Рабба 19, 23) говорит о другом значении слова нэс — не «шест», а «чудо». Там сказано: «Подбросил его в воздух, и он там остановился — чудом!».


У меня нет сомнения, что сделанный Моисеем змей был невероятным образом, вопреки законам физики и динамики, вознесен в небо. В таком случае отпадают проблемы с шестом.

Иисус в беседе с Никодимом сказал : «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия»(Иоанн.3:3)
Никодим сказал Ему в ответ: «как может человек родиться, будучи стар»(Иоанн.3:4)

Иисус объяснил: « И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»(Иоанн.3:14,15)

Факт употребления одинаковых понятий для описания вознесения змея и вознесения Сына Человеческого может говорить об общем смысле этих моментов.

вознес, вознесену
Варианты перевода:
5312, ;;;;
поднимать, возносить, возвышать, превозносить.

Словарное определение:
;;;;
1) поднимать;
2) воздвигать;
3) возносить,;
4) превозносить.


Никодим очень удивился услышав от Иисуса о втором рождении. Он знает только одно рождение . Но Спаситель говорил ему не про обычное, телесное рождение, а про духовное, на высоте, то есть, - человеку необходимо измениться, сделаться совершенно иным по своей душе. Это изменение в духе и называется рождением свыше, воскресением, вознесением. Оно начинается с освобождения ума от проклятия. И это может случиться и в старости, у кого как получится.

«…но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная»(Рим.12:2)

«обновиться духом ума вашего»(Еф.4:23)


Избавление от греха в преобразовании ума, змея хитрого ползучего, в серафима.
Моисей сделал символ свободного, возрожденного ума. Это правильный смиренный образ мыслей человека о себе самом и об окружающем мире, внушаемый Божественной Истиной(смиренномудрие).
В этом и состояло знамение, знак, который должны были понять израильтяне, взглянув на змея.

Поместив ум в душу(сердце), а душа , Хава, воздушна, и ум может преобразиться, взлететь от плотского к духовному, от праха к небу, стать инструментом души в достижении предназначения человека. А то, что змей медный, но летающий, и указывает, как кажется, на его полное изменение по природе.

прп. Никифор пишет:
«Когда ум соединится с сердцем, то исполняется неизреченной сладости и веселия. Тогда видится ему, как воистину Царство Небесное внутри нас есть».

Так говорила мудрая старица Ардалиона (из Усть-Медведицкого монастыря): «Ум, умерший своему мудрованию, становится проводником тайн Божиих, ему открывается ведение судов Божиих и Его всесвятой воли».



Но как смотреть?

взглянув
1914
epiblepv
смотреть (пристально), взглянуть, призирать.

1) видеть, созерцать;
2) смотреть, глядеть
3) высматривать, искать:;
4) видеть, познавать, испытывать
5) воображать, представлять
6) med. виднеться, появляться;
7) med. казаться, представляться
8) med. делать вид, притворяться:;
9) med. уподобляться, быть похожим
10) pf. = praes. быть осведомленным, (по) знать
11) pf. = praes. быть сведущим, уметь, мочь
12) (о чувстве благодарности и т. п.) чувствовать, испытывать.


Укушенный израильтянин не просто смотрел на змея, но познавал, представлял, уподоблялся, становился похожим. Значение символа было понятно. Антидот против змеиного(древнего) яда принят. Ум начал исцеляться, результатом чего стала победа над царями Сигоном и Огом.


"Взглянуть" на медного змея - то же, что "поверить" в Иисуса Христа, означает обрести "...ум Христов"(1Кор.2:16).




Фото из интернета: воздушный змей.



продолжение http://www.proza.ru/2016/04/07/472


Рецензии