О науке и религии

Апрельский диспут мы посетили целой группой христианской молодёжи. Тема дискуссии была «Атеизм и религия в капиталистических странах». Мы опоздали приблизительно на полчаса, и наше появление в актовом зале дворца культуры вызвало бурное оживление среди атеистов. Их глава, Виктор Ефимович Переверзев, безмятежно восседавший за столом президиума, немедленно водрузил свои очки на переносицу, чтобы получше разглядеть нас. А потом безбожники стали блокировать верующих, предоставляя «зелёный свет» и дорогу к трибуне исключительно своим коллегам по неверию.

Один из них, араб, студент медицинского института, неправильно читавший по-русски по бумажке, говорил 20 минут (вместо регламентированных 10-ти) и, однако, его никто не остановил.
Все выступления неверующих были усыпляюще монотонными и беззубыми. Это были в основном цитаты из устарелых атеистических трактатов. В аудитории назревало недовольство засильем атеистов, требовали дать слово верующим.
 
Вскоре возможность высказаться представилась мне. Когда ведущий поинтересовался, откуда я, множество голосов за меня ответило: «Из Мариуполя».
— Дорогие друзья! Позвольте мне, прежде всего, выразить свою озабоченность, свое беспокойство. В наши дни много говорят об отмирании религии. Но учтите здесь и другую сторону: ведь отмирание религии в какой-то степени создает для атеистов щекотливую проблему. Ведь с отмиранием религии неизбежно должен отмереть и ее антипод — атеизм, и таким образом, атеисты останутся без куска хлеба (смех).
Более полвека существует наше государство, и уже давно покончено с эксплуататорами, но этого отмирания что-то не видно. С треском провалились многие авантюристические лжепророчества, обещавшие показать последнего верующего, словно допотопного динозавра по телевидению (в зале оживление).
Кстати, само слово "безбожный" в русском языке имеет смысл не только "отрицающий Бога", но ещё: "бесчестный, бессовестный", например, "безбожный враль". Откройте любой толковый словарь и посмотрите!
Я хотел бы сегодня избавить вас от таких нелестных синонимов и давайте, положа руку на сердце, ответим честно и прямо (говорят, кстати, что продавец, который положит руку на сердце, а не на весы, никогда не обвесит покупателя), так вот честно давайте скажем сегодня: «Почему сказки печатают, а Библию, объявляя сказкой, числят в "индексе запрещенных книг" и считают "книгой за семью печатями"? Там, говорят нам, сказки... Но почему же атеисты рвут и мечут, вплоть до истерики, до пены у рта, против Бога и Библии?
Против кого, спрашивается? Сказочных персонажей? Почему мы не боремся точно также, скажем, против Кощея Бессмертного или Бабы Яги? (оживление в аудитории). Мое предложение: а что, если бы вам, наряду с кафедрами научного атеизма организовать бы еще и кафедры научного антикощеизма, и там  доказывать отсутствие вышеупомянутого товарища? (в зале смех). А попутно заняться, как говорится, критикой и опровержением бабизма-ягинизма (смех, бурное оживление). Или писать диссертации против Деда Мороза?! Деньги будете грести лопатой!

Ведущий вскочил с места и обратился ко мне:
— Николай Васильевич, то есть, Николай Петрович, прошу прощения, Вы говорите совершенно...
— Тогда я перейду к более конкретным вещам. Сегодня много говорится и пишется о том, что бедные атеисты, вроде негров, дискриминируются в капиталистических странах, ну, в частности, там запрещается преподавание теории дарвинизма. А я думаю, что не надо бы так. Ведь мы гордимся своими предками, их фотографиями заполняем альбомы, вывешиваем их в публичных и общественных местах, так почему бы нам, скажем, и портреты обезьян не вывешивать, таким образом, и не гордиться ими? Прабабушка ведь как никак (смех).

Впрочем, говорят, труд сделал это. Дали обезьяне в руку палку — эдакую палочку-выручалочку, и отпал у нее хвост, и остался этот "хвост" в виде задолженностей академических, у студентов... по научному атеизму. Разрабатывались пальцы — и пошли "неандертальцы". Теперь, говорят, среди людей уже не наблюдаются такие атавизмы. Кстати, для меня, грешным делом, слово "атеизм" и "атавизм" — суть синонимы. Да и фамилии атеистов — вы посмотрите какие: вот сейчас в руках у меня книжечка "В поисках рая и ада". Автор — Чертихин (в зале смех), еще другие фамилии атеистов: Чертков, Черняк и тому подобное. По иронии судьбы, что ли так? (бурный смех).
В прошлый раз я процитировал здесь Энгельса, говоря о том, что Энгельс в молодости был верующим человеком, чем бурю негодования вызвал со стороны некоторых, заявляющих, что произведение Энгельса "Шеллинг — философ во Христе" — памфлет. Но что такое памфлет? Это произведение, осмеивающее в резко обличительной форме какое—либо лицо или явление. Этого, к сожалению, не скажешь о словах Энгельса: «Безбожие бесстыдно и нагло поднимает свою надменную голову..." Какой тут смех? Впрочем, может быть, это "медвежья услуга" атеизму или действие по принципу: "Бей своих, чтобы чужие боялись"».
Ведущий занервничал:
— Ваше время истекло!
Раздались возгласы в зале: "Только 5 минут прошло".

— Я хочу вам сказать о духовном движении, которое вы  называете "христоманией".  В повестке вечера этот вопрос есть.
Это движение было начато "битлами". Когда Джордж Харрисон исполнил популярный шлягер "Мой возлюбленный Боже", "битлы" записали эту песню, и она разошлась тиражом в 3 миллиона экземпляров под названием "Иисус Христос — суперзвезда". А потом они исполнили "Госпелл", то есть, Евангелие. Это движение распространилось по всему западному миру, и охватило миллионы приверженцев — молодых людей, которые жаждали непосредственного, личного общения с Богом. Позже появился новый музыкальный стиль — так называемый "Джезус-рок". Так что молодежь сегодня тянется к Богу, особенно за рубежом.
Правда, нам говорят, что это буржуазные предрассудки. Все сваливают на буржуазию. У человека есть такая струнка в его психологии — валить свою вину на другого.

Скажем, ребенок упал, ушибся, — мать "отшлепывает" стул за это, и ребенок мгновенно успокаивается. Мы, как правило, ищем в своих бедах "козлов отпущения", на которых взваливаем вину.
Обычно мы виним жену, помещиков, капиталистов, буржуазию. А, может быть, вина в нас самих заключается и, возможно, нам следовало бы проанализировать эти сугубо человеческие проблемы? Собственно, этим молодежь в западном мире и занята.
Вы скажете — это детские игры, забава. Может быть, в какой—то степени эти Осирисы, Адонисы, Будды и Кришны не совсем соответствуют истине, но это поиски истины, понимаете? (Ведущий стучит по микрофону).
— Когда грешный мир заблудился, то по-разному он ищет выход. Это только атеизм в одиночестве, потому что он ничего не ищет! А вот серьезные люди ищут!

На столе ведущего при попытке снова постучать по микрофону он опрокинулся, на что зал отреагировал бурным смехом. Пока хозяин его лихорадочно устанавливал, я продолжил свою речь:
— Вот кукла, например. Девочка ласкает ее, гладит ее. Это с одной стороны — игра, а с другой — неосознанный материнский инстинкт. И когда эта девочка вырастает, она уже будет так заботится о своем ребенке.
Ведущий стал решительно останавливать меня, снова называя другим именем:
— Николай Петрович, ваше время истекло! Вопросы, пожалуйста. Прошу.
Первый вопрос: почему вы не стали священником, если так верите в Бога, а стали врачом?
— Что я вам скажу, дорогие друзья? Священник и врач — это вполне совместимо — таких случаев в истории сколько угодно. Нам сегодня говорят, что наука и религия вроде бы несовместимы. И автор, задающий этот вопрос, пытается продвинуть аналогичную мысль. Недалекие люди утверждают, что религия, дескать, уже против науки открыто не выступает, а якобы приспосабливается к ней. А вот древнеегипетские жрецы, вавилонские священнослужители, которые создавали основы нашей цивилизации и которые, с одной стороны были священниками, а с другой стороны — врачами, астрономами и научными работниками. И храмы в то время выполняли функции и обсерваторий, там они создавали первые анатомические атласы, первые географические карты, первые математические формулы и таблицы. Они были одновременно и культурными, и верующими людьми.

Атеисты вместе с ведущим стали дружным хором восклицать:
— Все ясно. Спасибо!
Это у них отработанный прием, чтобы оборвать дальнейшее объяснение.
С вопросом поднялся с места доцент, заведующий кафедрой философии педагогического института.
— Я прошу узнать, то есть, сказать, как товарищ выступающий относится к Шукшину?
Голос из зала (язвительно):
— Это по теме, да?
Мне пришлось успокоить публику:
— Ничего, друзья, насчет Василия Макаровича Шукшина можете задавать любые вопросы.

Доцент продолжал:
— Ваша аргументация против атеизма напомнила мне один сюжет из Шукшина...
Пришлось его сориентировать:
— Простите, вы что — выступаете или вопрос задаете?
— Я уточняю. Этот сюжет называется: "Срезал". Скажите, на чьей стороне ваши симпатии не как верующего, а как читателя — на стороне того, кто "срезал" или тех, кого "срезали"?
Такой психологический зондаж с провокационной подоплекой свидетельствовал об обиде (у Шукшина некий Глеб "срезал" кандидатов наук, не обладая обширным кругозором). Я разыграл недоумение.
— Я не совсем понимаю цель вашего вопроса, вас, как доцента обидело то, что я выступил против кафедр научного атеизма?
— Нет, мне хотелось бы глубже знать мотивы вашего выступления.
— Мотивы моего выступления ясны как день Божий — показать истину молодежи, которая ищет ее в СССР так же, как и в западных странах. Только там ее искать надо.
— Спасибо!

Последовали вопросы биографического характера.
— Интересно, какие у вас были оценки на госэкзамене по философии и по научному коммунизму?
— Не хочется хвалиться, но придется: пять с плюсом. Мой ответ на госэкзамене был признан лучшим. А по научному коммунизму — судите сами, если институтская газета писала "глубокие знания по научному коммунизму показал студент" (тут была моя фамилия).
— А не противоречиво ли это вашим убеждениям?
— Нисколько. Изучение материализма не предосудительно для верующего. Надо знать оружие нашего мировоззренческого противника. Кстати, с этой целью римский Папа организовал в Ватикане католический институт атеизма, которым похваляется, что от не хуже московского (бурное оживление и смех). Кстати, доктор философских наук Ершов, принимавший у меня экзамен по атеизму похвалил меня и успокоил: "Ничего, Александр Петрович, Ленин тоже в школе изучал закон Божий" (смех).
— Но он же не стал верующим! — выкрикнул кто-то из зала.
— А я не стал неверующим!
— Ясно! Спасибо, Николай Петрович. Спасибо!

Затем доцент запорожского индустриального института задала мне вопрос:
— Вот, вы врач, самая гуманная профессия. Что вам помогает лечить людей — религия или знания, приобретенные в советском вузе? И еще: вы сослались на историю, сказали, что самыми знающими были священнослужители. Но почему же на протяжении веков эти попы скрывали свои знания от народа?
— Это не совсем так. Нам известны имена священников — Николая Коперника, Грегора Менделя. Мы знаем и то, что генетику на определенном этапе объявили "идеализмом, поповщиной", кибернетику — лженаукой, клеймились многие прогрессивные ученые — я думаю, что экскурсию в историю проводить не надо. В книге Барабышева И. П. (1959) говорится о глубоком застое и идеальном загнивании реакционно—мистических рассуждений Эйнштейна, Джинса, Эддингтона. Таким образом, и Эйнштейн стал "мракобесом". В этом смысле история — понятие растяжимое. Да священники были просвещенными людьми, а знания они свои не скрывали — просто основная масса была не подготовленной, не была охвачена просвещением, как теперь. Касательно врачебной деятельности — мне здесь помогает и моя принадлежность к религии. Я считаю, что врач должен видеть в человеческой личности душу. Еще древние учили, что слово, растение и нож — методы, которые лежат в основе медицины. И, прежде всего, слово. К сожалению, иногда медицина "ветеринаризируется" и на человека подчас смотрят как на бессловесную особь. Я лично считаю, что будущее принадлежит психотерапии, и врач должен иметь идеалистические убеждения, не выпуская из виду душу пациента.

— Вы касались теории дарвинизма в капиталистических странах. Почему она там запрещена?
— Потому что не обоснована, противоречит принципам термодинамики и не имеет никакого научного подтверждения. Даже доктор Дюбуа, который открыл яванского питекантропа, отрекся впоследствии от этой теории обезьяночеловека и две работы на эту тему опубликовал. И мы сегодня видим — раскопки проводились, нашли "небракского человека", — шум-звон по этому поводу подняли. А потом специалисты проанализировали и пришли к выводу, что, собственно говоря, — это скелет древнеамериканской свиньи. Таким образом, атеистической науке "подложили свинью" в буквальном смысле этого слова (смех).
Поскольку мне после уже этого говорить не дали, я высказал пожелание:
— Будем объективными, будем искать истину. Христос говорит: "Придите ко Мне, и Я успокою вас". Ищите только честно, добросовестно и без всяких предрассудков. Только ищите в первую очередь Царствия Божия и правды Его!
В заключение, подводя итоги диспута, главный безбожник Запорожья Виктор Переверзев сказал:
— В общем, я скажу, что товарищи, приезжающие из других городов делают наши вечера интересными… И мы приглашаем вас всех, уважаемые наши соседи, приезжайте!

1982

(Из авторской книги «Популярная апологетика», 1994).


Рецензии
"Диспут с атеистом"
http://www.proza.ru/2018/02/16/1230
Спаси Вас Господь!

С уважением,

Сергий Пономарь   15.04.2018 22:50     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за отклик.
Искренне рад Вашей благодатной лепте в христианскую апологетику и созвучию наших размышлений.

Да благословит Вас Бог!

С глубоким уважением –

Александр Азовский   16.04.2018 20:00   Заявить о нарушении