Америка Николая Фешина

            Николай Фешин - художник двух континентов.

/ Его картины экспонируются в крупнейших музеях мира и в престижных частных коллекциях. Работы именитого мастера высоко ценились в разные годы минувшего столетия. Сегодня на аукционах стоимость отдельных картин зашкаливает за миллионы американских долларов.

Так, на аукционе МaсDougall’s полотно «Маленький ковбой» было продано за 10,8 млн долларов. /
......................................

Фешин Николай Иванович (1881-1955) — академик живописи; действительный член Петербургской Академии Художеств (1916), член Товарищества передвижных художественных выставок (1916).
......................................

 Вашингтон. Посетители Национальной галереи ковбойской славы и центра наследия Запада в Оклахома-Сити часто удивляются, когда видят работы русского художника.
Но Николай Фешин, родившийся в Казани, прожил несколько лет в Таосе (штат Нью-Мексико) в конце 1920-х и начале 1930-х годов, и для него это был плодотворный период. “Выставленные у нас работы – на темы американского Запада, в основном созданные во время пребывания Фешина в Таосе”, - сказала куратор оклахомского музея Энн Моранд.
  Фешин уже был международно признанным художником, когда он эмигрировал из России в 1923 году, поселившись сначала в Нью-Йорке, а затем в Таосе. Он продолжал укреплять свою репутацию, создавая впечатляющие живописные и рисованные портреты коренных американцев и других жителей Нью-Мексико, а также пустынные пейзажи.
  Фешин уехал из Таоса в 1933 году и много путешествовал, в конце концов поселившись в Калифорнии. 

.......................................

  Штат Нью-Мексико. 16 июня 1996 года в Таосе открылась гостиница, которую иначе как экстраординарной не назовешь. Это - первый и единственный в США отель, создатели которого поставили перед собой задачу сохранения и, в известном смысле, расширения уникальной коллекции работ, принадлежащих известному русскому художнику Николаю Фешину, жившему в Таосе с 1927 по 1955 год.
  Решив поселиться в Таосе (его, как и многих его собратьев по ремеслу, пленил удивительный «свет», присущий этим местам), Фешин купил несколько обветшалых построек, типичных мексиканских «адоби», которые начал перестраивать на свой вкус и лад. Замечу, что достаточно взглянуть на дом, в котором теперь расположен музей художника, чтобы оценить его безусловный архитектурный дар и мастерство резчика по дереву: ворота, двери, ставни, мебель выполнены в стиле, типичном для русской деревенской избы и украшены затейливым орнаментом. Весьма забавный гибрид: испанский «адоби» и российский фольклор в сочетании с экзотической архитектурой, в которой идеи конструктивизма сочетаются с традиционной мексиканским стилем. Сейчас в доме и примыкающей к нему мастерской разместился музей – «Институт Фешина».
  Отъезд Фешина в США был во многом подготовлен влиятельным американским коллекционером Уильямом С. Стиммелом, приобретшим еще до революции несколько работ Фешина. По некоторым данным в стиммеловской коллекции было более дюжины фешинских полотен. В 1921 году Фешин получает через представителей Американской администрации помощи (АРА) в Казани письмо от Стиммела, в которое были вложены деньги – в порядке помощи художнику в условиях разразившегося в Поволжье массового голода. Согласно данным официальной статистики голод охватил 37 российских губерний общим населением в 90 миллионов человек, из которых голодало не менее 40 миллионов.

  Позже, в своей американской биографии Фешин расскажет об ошеломляющем эффекте, произведенном в Казани в 1921 году приездом американских специалистов, призванных помочь голодающим. У художника была возможность встретиться с несколькими членами APА, чтобы написать их портреты. В книге Бертрана Патенода «Большое шоу в Бололэнде. Экспедиция Американской администрации помощи в Советскую Россию во время голода 1921 года» также упомянут этот факт и приведены суммы гонораров: «ему заказывали свои портреты за 250 000 рублей, или 50 долларов за каждый». Эти цифры подтверждают, что голод и нужда не являлись основным мотивом эмиграции Фешина. Скорее, это было стремление к благоприятным условиям для творческой самореализации.

  Поворотным пунктом в творческой жизни в Америке для художника стал город Таос. Он возник из-за открывшегося туберкулеза, требовавшего другого климата. И тогда Мэйбл Додж Люхан - основательница знаменитой колонии Таоса, покровительница искусств, журналист и состоятельная дама, пригласила Фешиных провести лето в Таосе, в Нью-Мехико. К моменту приезда семьи Фешиных (лето 1926 года) это был культурный оазис, ставший благодаря усилиям Мэйбл Додж международным мини-центром модернизма. Таос, небольшое поселение, окруженное горной цепью Сангри де Кристо (в переводе «кровь Христа», поскольку на закате снежные вершины воспринимаются кровавыми), от которой начинается пустыня, пересекаемая Рио-Гранде; привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века: они начали здесь селиться, чтобы писать природу, индейцев, ковбоев и испанскую архитектуру. По мнению ведущего специалиста по Николаю Фешину, казанского искусствоведа Галины Тулузаковой, исследовавшей архивы Таоса, «в этом удивительном месте сошлось все – грандиозность природы, необычность культурной ситуации, смешавшей традиции индейцев, испанцев, мексиканцев, европейцев и особенно американцев, сонное спокойствие провинциального городка, в то время почти деревни, и артистическая среда цветущей художественной колонии, одной из самых знаменитых в Америке». («Николай Фешин и Таос. Новые материалы». Сб. «Зарубежная Россия 1917-1945»).

Здесь Фешин встретил много уже известных и ставших в будущем известными людей. Он дружен с художниками Л.Гаспаром (выходец из России), Джорджией О’ Кифф, писателем Д.-Х. Лоуренсом, поэтессой Эллой Янг, фотографом Полом Страндом. Шесть лет в Таосе были самыми яркими и плодотворными в американской жизни Фешина. Именно в Таосе своеобразие художника раскрылось не только в живописи, но и рисунке, скульптуре, резьбе по дереву и архитектуре.

В Таосе одним из самых интересных мест является Пуэбло, городок, построенный индейцами в шестнадцатом веке. В нем художник находит героев новых полотен. Русский живописец настолько пришелся по душе индейцам, что ему даже позволяли быть очевидцем некоторых религиозных церемоний, в течение столетий строго охраняемых от чужых глаз. Считается, что фешинские рисунки индейцев Таоса — одни из самых романтических, возвышенных образов «людей духа земли».

  Из произведений живописи таосского периода Николая Фешина к выдающимся можно отнести «Танец Кукурузы» («Corn Dancer», частная коллекция США), изображающий популярный среди таосских художников сюжет ритуального индейского танца, «Пиетро» («Pietro», между 1927 и 1933 г.г. , Eiterljorg Museum of American Indians and Western Art, Индианаполис), рисуночные портреты индейцев. Именно благодаря этим работам Фешин вошел в общий контекст Таосской художественной колонии. В тоже время было бы преувеличением считать, что сильные работы художника связаны исключительно с индейской и испанской культурой. Важную часть составляют портреты людей из творческого окружения. Российские искусствоведы особо выделяют портреты отца, жены Александры и дочери Ии, привлекающие «естественностью и свежестью образов».

  В 1933 году, после развода с женой Александрой (совершенного по ее инициативе из-за увлечения местным поэтом и издателем Спадом Джонсоном) художник и их дочь Ия (которая предпочла быть с отцом) проводят зиму в Нью-Йорке. Затем переезжают в Лос-Анджелес, где в течение последующих двадцати лет художник экспонировался на выставках Stendahl Galleries. В конце 1930-х путешествует по Мексике, побывал в Японии и на Яве, что нашло отражение в его позднем творчестве. При этом всю оставшуюся жизнь Фешин обращался к таосским мотивам.

  Художник умер во сне 5 октября 1955 года. По словам дочери, взявшей на себя хлопоты по сохранению его наследия, Николай Иванович Фешин всегда помнил о Родине и всегда подчеркивал, что самое сильное и плодотворное влияние на него оказали годы детства, юности и зрелого творчества в России. В соответствии с волей отца, Ия Фешина передала на Родину коллекцию фешинских работ и захоронила его прах в Казани (1976 год). На родине художника с уважением и большим интересом отнеслись к его творческому наследию: в Музее изобразительных искусств Татарии в Казани открыта постоянная экспозиция. О творчестве художника рассказывают республиканские СМИ. На сайтах интеллектуальных центров – библиотек Казани содержится развернутая и полезная информация о талантливом земляке; в рамках школьного предмета «мировая художественная культура» проводятся занятия по теме «Фешин – художник двух континентов».

  В США Николая Ивановича Фешина называли «русским американцем». «Русские американцы» - художники, среди которых, выдающийся русский портретист Михаил Вербов, завоевавшие широкое признание Николай Черкасс, братья Лазухины, Владимир Шаталов, Владимир Одиноков, представительница младшего поколения - Елена Золотницкая, неизменно подчеркивали свое восхищение личностью и творчеством художника.

....................................

                "Маленький ковбой"

  Эта картина является одним из самых блестящих портретов Николая Ивановича. Он любил писать детские портреты. Его не пугали даже проблемы, возникающие при работе с юными натурщиками.

  Образ ковбоя - это не просто дань американской среде. Он по рекомендации врачей для профилактики туберкулёза несколько лет жил в маленьком поселке Taos, в северной части штата Нью-Мексико, у подножия Sangre de Cristo Mountains, и знал не понаслышке о жизни ковбоев, которые время от времени ему позировали.


  Считается, что этот портрет Николай Иванович написал «в один присест», учитывая целостность и непосредственность, с которой он фиксирует в позе ребенка страсть к верховой езде и внутренний динамизм. Лошадь не видна, но её присутствие ощущается в плотно сжатых вожжах.

  Художник полностью сосредоточен на образе мальчика. Он наслаждается кротким лицом и пухлыми губами. Яркие пятна джинсового комбинезона и красного шарфа приглушаются серым фоном. И это говорит о Фешине, как о потрясающем колористе, который может из трех основных цветов получить всё богатство вибрирующих оттенков игры со светом.
.......................................

  Большую работу по изучению работ Фешина проводит казанский искусствовед Галина Тулузакова, исследуя архивы города Таоса в штате Нью-Мексико, она опубликовала ряд интересных статей об американском периоде жизни художника. В настоящее время наиболее полно творчество выдающегося художника дано в большой монографии американского искусствоведа Мари Н. Балкомб, которая была издана в виде художественного альбома еще в 1975 году.


 http://risuem.com/nikolay-feshin/

Альбом http://www.ozon.ru/context/detail/id/5636831/

Книга http://www.ozon.ru/context/detail/id/3992425/



 













 


Рецензии