Просчёт... Санькины истории

              (Малая Белебейка)
      Летняя встреча двоюродных братьев в Родительском доме деревни Малая Белебейка всегда сводилась к какому-нибудь  неожиданному приключению. Нашего Саньку сюда привозили на лето из Южного Казахстана, и среди братьев он был самым старшим.  Следом шёл тёти Фенин сын Колька из Уфы, и замыкал команду Мало-Белебеевский Санюк со своими младшими: Сергеем и двойняшками Георгием и Валей. Конечно, младшие, чаще всего, не принимали участия в ответственных экспериментах, считалось, что просто маленькие ещё…
      Фонтан всевозможных, и бывало, что рискованных для жизни идей, никогда не прекращался. Кто именно являлся инициатором или заводилой того самого фонтана идей, определить было практически невозможно.  У кого-то из братьев неожиданно возникала  какая-нибудь интересная, ещё толком не сформировавшаяся  мысль, но произнесённая вслух, она… Тут же две другие головы подключались,  и вот вам готовое, не всегда сопряжённое с техникой безопасности, приключение на их за…  Короче, на то самое место, на котором они сидят и по которому, бывало, ох как отцовский ремень  хаживал…
    Чья была эта идея, вряд ли кто вспомнит, но интерес к ней увлёк наших братьев так, что, забыв про безопасность, они рьяно взялись за её претворение в жизнь. Для этого понадобилась ножовка, острый нож и… В общем, все необходимые инструменты были найдены в бывшем амбаре, приспособленном  дядей Колей под мастерскую. Там же была найдена и медная трубка подходящего диаметра.
       Отпилив с помощью ножовки по металлу от неё небольшой кусок (сантиметров пятнадцать), ребята  дружно взялись за дело. Пыхтя и высунув языки от усердия, братья, разделившись, принялись за создание, как им самим тогда казалось, самой безобидной, но очень занимательной детской игрушки всех времён.
      Нарисованная на дощечке от деревянного ящика фигура необходимой  формы была аккуратно выпилена и затем тщательно обработана рашпилем*. После грубой обработки в ход была пущена наждачная бумага, на время «тиснутая» у дяди Коли с верстака. После необходимых работ, проведённых с медной трубкой, её, с помощью плоскогубцев и вязальной проволоки от того же ящика, накрепко притянули к деревянному изделию. Для ещё большей надёжности сплющенный и загнутый конец трубки шурупом привинтили к рукоятке, и вот изделие практически готово. Осталось с помощью треугольного напильника в нужном месте на  трубке пропилить запальную щель, а для крепления запала  забить согнутый  «л»-образно маленький сапожный гвоздик и … можно пробовать.
      После недолгих споров (заряжать порохом или спичками), большинством голосов (два против одного) было принято решение самопал** зарядить серой от спичечных головок, и для первого выстрела  дробь в ствол не закладывать, а просто забить бумажный пыж. Двадцать спичек, очищенные от серы, теперь сиротливо валялись на верстаке, а зажигательная смесь, аккуратно засыпанная в медную трубку, была тщательно утрамбована специальной палочкой и забита поверх крепким газетным пыжом.  Ещё одна обломанная спичка с целой головкой пошла на запал.
       Лежавшая на верстаке готовая к действию игрушка,  казалось, сама так и просилась в руку, говоря: «Ну! Возьми-и-и меня.  Крепко зажми в руке. Рукоятка такая гладкая, удобная, а какая я красивая и, главное, намно-о-ого внушительнее простой обыкновенной рогатки. Теперь мы с тобой будем самыми сильными и отважными». Налюбовавшись на свою работу, братья решили проводить испытание за деревней.  Мало ли что, да и посторонних любопытных глаз не будет. А чтобы не было спора кому проводить испытание, решили тянуть короткую спичку, благо их валялось тут достаточно.
      На правах старшего  Санька выбрал три одинаковых спички и, обломив одну примерно на треть, зажал их все вместе в руке. Кому удастся  вытянуть  короткую, тот и будет испытателем. Первым тянул Санюк. Его спичка оказалась длинной, и он с сожалением посмотрел на неё, а потом с мольбой в глазах уже на братьев. Следом потянул Колька и, как-то совершенно спокойно, не выражая никаких эмоций, вдруг проговорил: «А у меня короткая!» - и для подтверждения своих слов показал короткую спичку. Санька разжал руку и посмотрел на оставшуюся - она была длинной. Ну! Как говорят в народе: «На «нет» и суда нет». Значит, в этот раз Кольке повезло больше, чем остальным.
      За деревню ребята пошли уже после обеда. Ведь бабушке Федосии были не известны планы внуков по поводу секретных испытаний, и поэтому команда: 
 - «Ребятня, ну-ка марш за стол, обедать пора! Живо!» - была принята без возражений. Да, с бабушкой вообще спорить было бессмысленно, её даже старшие, и те слушались, как большого армейского командира…  А после обеда…
      Колька стоял чуть впереди. В его вытянутой правой руке был крепко зажат самопал, в левой же он  держал спичечный коробок. Лицо его выражало полную решительность к действию. Братья стояли чуть позади и левее, метрах в двух. Они с нетерпением ждали. Три, два, один и-и-и… испытатель коробком решительно чиркнул по запальной спичке. Он только успел  отдёрнуть  руку и, отклонившись, отвернуться от искр, посыпавшихся из запального отверстия, как тут же раздалось громкое и короткое : «Бах!» Колька, резко взмахнув правой рукой и что-то откидывая в сторону (но это был явно не самопал), быстро поднёс руку ко рту. Лицо его мгновенно покрылось бледными пятнами.
- Чё-ёрт! Больно-то ка-а-ак, - поскуливая, произнёс Колька, тщательно слизывая и сплёвывая кровь с руки  прямо в траву. Испуганные братья кинулись было к нему на помощь.
- Да  ла-а-адно, вы! Цел  я!  Всё нормально, - успокаивая  братьев, проговорил раненый испытатель, - От самопала одна ручка только и осталась, а остальное  улетело куда-то, только мимо уха и просвистело. Оно-то и поцарапало мне руку, - и он, довольный своей заключительной речью, как-то болезненно  хихикнул. Ему повезло. Увернувшись от запальных искр, он непроизвольно спас себя от неминуемой жесточайшей травмы. Не убери он голову, самопал бы угодил прямо ему в правый глаз. А это уже о-о-о-о… Влетело бы им ремня от все-е-ей души… Надо-о-олго бы запомнили.  Хотя-я-я, этот случай они и так запомнили на всю жизнь.
      А просчёт в изготовлении был элементарным. Рисунок рукоятки с цевьём был размещён на дощечке не вдоль древесных волокон, а ровно поперёк - он так лучше помещался. Тем более,  что дощечки для  ящика изготавливались из слоистой и смолистой  сосны.
      Свой следующий самопал Санька изготавливал уже в одиночку у себя дома в Аксуеке, и в нём были учтены все недостатки того первого, чуть не покалечившего брата,  опытного образца. Такие вот приключения иногда происходили с нашим героем…

                -----------------------------------------------

Рашпиль* - грубый напильник по дереву для предварительной обработки изделия.
Пищаль, или самопал ** - общее русскоязычное название ранних образцов средне и  длинноствольно огнестрельного оружия. Пищали, появившиеся в последней  четверти XIV века, использовались для прицельной стрельбы по живой силе и укреплениям.
      


Рецензии
Александр, чудный рассказ! Буду читать ещё.
В моих"Искринских историях" тоже написано о детях-изобретателях.
С уважением.

Елена Ляхова   09.03.2016 22:35     Заявить о нарушении
Елена, я обязательно загляну к Вам на страничку и обязательно почитаю "Искринские истории". А за прочтение этой истории мой Санька говорит Вам Спасибо и приглашает ещё заходить в гости. У него есть что рассказать о себе.
С уважением, Александр МБ!

Александр Мой Брат   09.03.2016 23:34   Заявить о нарушении