Бесполезный голос

Посоветовали мне как-то раз послушать песню из шоу "Голос", которую исполнил некий виолончелист по фамилии Юфа – мол, у парня такой восхитительный голос, что прямо мороз по коже, когда он поет…

Прослушал я песню и совершенно не вдохновился. Да, голос у парня имеется. С фамилией тоже все в порядке – практически новый Кобзон. Вот только если он будет петь такие же песни как на конкурсе – через год его и не вспомнит никто. Был Юфа, да весь вышел – вместе со своим голосом.

А все потому, что главное для русского уха в песнях – не голос исполнителя. Песня для нас – это, прежде всего, мелодия. Стихи в песне менее значимы, а голосовые возможности исполнителя – тем более. Разумеется, хорошо, когда голос у исполнителя есть, но он лишь дополнение к основному блюду – мелодии.

Возьмем классическую советскую песню "Лучший город Земли" в исполнении Муслима Магомаева. Голос у Муслима был великолепный, но Магомаев за свою карьеру спел немало песен именно этим голосом, но какие из них вы слышали в последние годы? Наверняка только две: "Лучший город Земли" да еще песню про свадьбу ("А эта свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала…"). Почти все песни Магомаева ушли в небытие, а вот "Лучший город Земли" живет до сих пор благодаря композитору Арно Бабаджаняну.

Та же история с Геннадием Беловым – лирическим тенором. Вот уж у кого уникальный был голос! Но что мы помним из его немаленького репертуара? "Звездная песня неба", "Травы, травы", "На дальней станции сойду" – вот, пожалуй, и все. В основе каждой из этих песен – замечательная мелодия, что и обеспечивает их долгую жизнь.
 
И такая ситуация складывается с песнями почти любого популярного исполнителя. Чаще всего после него остается всего несколько хитов (в исключительных случаях – несколько десятков), каждый из которых основан на уникальной мелодии.
 
Если я вас еще не убедил, что мелодия важнее голоса, то вот вам еще один аргумент - совершенно неотразимый. Выше я говорил о тех исполнителях, кто обладал мощным и красивым голосом, но ведь наряду с такими певцами и певицами были и такие, кто сильного голоса не имели, а мы их слушали и слушаем до сих пор.
 
К примеру, кто из советских и постсоветских людей не знает Марка Бернеса? А ведь его бы в шоу "Голос" точно не взяли. Сильным его голос точно не назовешь – у него был приятный тембр, но не более того. Бернес предпочитал даже не петь, а просто наговаривать текст – как французские шансонье. Тем ни менее, отсутствие голоса не помешало ему записать множество замечательных песен, которые вошли в золотой фонд российской музыки: "Темная ночь", "Любимый город", "Журавли", "Москвичи", "Тучи над городом встали", "Песенка фронтового шофера", "Хотят ли русские войны", "Шаланды полные кефали". Нельзя было жить в СССР и не слышать эти песни. А если вы их слышали, то запомнить их было не сложно: у всех этих песен была уникальная мелодия, выделяющая ее среди других.

В 70-80-е годы композитор Юрий Антонов выдавал один хит за другим и пел свои песни сам – без всякого голоса. И что, кто-то это замечал?… Потом мы точно также не замечали отсутствие голоса у композитора Вячеслава Добрынина, который решил нас осчастливить своей "Не сыпь мне соль на рану" и другими запоминающимися композициями.

После перестройки количество безголосых исполнителей на российской эстраде резко возросло – после прихода на сцену Ее Величества Фонограммы. Теперь исполнителю нужно было лишь записать в студии пару хитов (как показывает практика, на это способны не только те, кто не имеет голоса, но и те, кто не обладает музыкальным слухом), после чего можно кормиться много лет одними корпоративами, открывая рот под фонограмму.

Безвременно ушедшая от нас Жанна Фриске была весьма популярной певицей совершенно точно не из-за своего голоса, который у нее отсутствовал.  Несколько  студийных хитов с запоминающимися мелодиями ("Где-то летом", "Портофино"…) успешно компенсировали этот недостаток. 

Зарубежных исполнителей мы тоже уважаем отнюдь не за их голоса. Нам нужны только мелодии! В этом случае мы будем слушать и Пьера Башле ("Pleure pas Boulou"), и Аманду Лир (Chinese Walk), и даже Франка Дюваля с Дитером Боленом. Последние два исполнителя – это просто хрестоматийные примеры популярных певцов с полным отсутствием вокальных способностей. На их фоне даже Юрий Антонов – Лучано Паваротти.

Итак, сильный и красивый голос – это не самое главное в популярной песне. Голос важен только в тех музыкальных жанрах, которые на первый план выводят именно голосовые возможности исполнителя, а не музыку. К таким относятся различные виды горлового пения и опера. Есть некоторые люди, которые от вибрирования связок в гортани исполнителей получают удовольствие – для них и существуют данные песенные жанры. Ну и ладно – пусть слушают голоса. А нам нужны мелодии! Даже тем, кому медведь на ухо наступил!   


Рецензии