Вселенская родительская суббота
Среди прочих родительских суббот (а их в году семь) выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). В эти два дня совершаются особые богослужения — вселенские панихиды.
Что такое вселенские панихиды
В родительские субботы Православная Церковь совершает вселенские или родительские панихиды. Словом «панихида» христиане называют заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов.
Что такое панихида
Панихида в переводе с греческого значит «всенощный». Это заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов.
Screenshot_212Вселенская (мясопустная) родительская суббота
Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) — это суббота за неделю до начала Великого поста. Мясопустной она называется, потому что приходится на Мясопустную неделю (неделя перед Масленицей). Называют ее также Малой масленицей.
В этот день православные христиане поминают всех крещеных усопших от Адама до наших дней. В храмах служится вселенская панихида — «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».
Христос Воскресе! Дерзайте!
Вселенская родительская (мясопустная) суббота – один из основных поминальных дней православного календаря.
Вообще же каждая суббота – особый день для христиан. К субботе, по библейскому повествованию, завершилось творение мира, и она стала «днём покоя», – поэтому мы называем этот – последний день недели (подчёркиваю – последний!) несколько изменённым еврейским словом шаббат). Но в этот же день уснувший плотью Христос завершил воссоздание этого обветшавшего – то есть ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов? «Во гробе плотски (плотью), во аде же с душею, яко Бог, в раи (раю) же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный».
Поэтому в каждую субботу совершается поминовение усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня всеобщего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые ежегодные – «родительские субботы», названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей.
Почему выбрана именно эта суббота?
Перед Неделей о Страшном суде Святая Церковь молится об усопших, чтобы и они вместе с нами стали одесную (по правую сторону) от Судии. Особенно же молится о тех, кто, как говорит триодное назидательное чтение (Синаксарь), были похищены внезапной смертью на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, в пропастях; погибли от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи, а также о бедных и немощных и всех тех, которые «узаконенных псалмов и песней памяти не получиша (не получили)». Кроме того, сегодняшним молением об усопших Церковь напоминает нам о неизбежной для всех нас кончине и предстоящем суровом испытании – Страшном Суде.
Богослужебные тексты подробно раскрывают нам «богословие смерти и воскресения». «Особенно выразительна четвёртая хвалитная стихира в субботу мясопустную. Она начинается пасхальным восклицанием Христос воскресе! Как знаменательно это радостное восклицание задолго до Пасхи в первый раз услышать именно в день поминовения усопших! Это – как обоснование самой молитвы нашей об усопших. И вместе – это радостное благовестие поминаемым, с которым Святая Церковь спешит (такова её любовь!) обратиться к усопшим раньше, чем к живым: Христос воскресе… Дерзайте вси мертвии. <…> Ввиду предстоящего воспоминания Страшного Суда, Церковь хочет несколько ослабить страх этого грозного Дня, хочет приободрить усопших, а вместе и живых. Христос воскресе… Дерзайте!»[*]
Вероятно, далеко не все обратили внимание на это «несвоевременное» пасхальное приветствие в минорном богослужебном тексте мясопустной субботы. Тем более интересно поразмышлять над этим тонким наблюдением известного православного богослова в канун Недели о Страшном Суде, которого мы так боимся (?).
Вполне логично, что за этим предпоследним перед постом воскресеньем следует череда особых «полупостных» дней (седмица сырная), знаменующих постепенный переход от обыденной жизни к великопостным покаянным «подвигам».
Свидетельство о публикации №216030501078
Вячеслав Александров 2 19.12.2018 08:16 Заявить о нарушении