Почему Советский Союз стал не нужным? Продолжение

                В продолжении статьи «Почему Советский Союз стал не нужен ?  Не буду описывать события которые предшествовали ( они раскрыты в статье «Исповедь предпринимателя»), но отдельно хотелось бы остановиться на времени принятия закона «О государственном предприятии» , при помощи которого на предприятиях практически исчез государственный контроль и началась бесхозяйственность, приведшая к катастрофическим последствиям А началось исполнение этого закона заменой назначаемого директора, на директора избираемого , именно в то время начали свой рост ростки дерьмократии.
                Хорошо помню этот период, когда на заводе, я в это время работал на Севере нашей страны, главным специалистом, были объявлены выборы нового директора. Не думающие о будущем, а заботящиеся лишь о своем кошелке, активисты назначили день выборов и актовый зал завода были приглашены делегаты от подразделений. Сначала выслушали старого директора, при котором завод работал как часы, но не всем он был по нраву, в виду скажем так сложного характера ( а нельзя быть другим директором, если хочешь жизни завода ). После его речи, где он указал о неправильной позиции такого закона и по сути предсказал дальнейший развал и завода и страны, его попросили выйти активисты горлохваты. Новым директором выбрали ничем не примечательного начальника отдела, который был вежливым и покладистым клерком и который обещал из завода сделать конфетку. Конфетку он сделал, а завод похоронил.
                Вот в этом заключается парадокс всей перестройки, в результате наше население получило прямо  противоположный эффект. Новый менеджмент был начисто лишён чувства хозяина и ориентировался не на перспективное развитие, а на стратегию, что ухватил сегодня – то твоё. В этой ситуации денежные вливания из бюджета, направленные на интенсификацию производства, шли не в основные фонды, а разворовывались попадая в фонд заработной платы.
                Массовое недовольство перерастало в открытые формы. В 1990 г. забастовочное движение приобрело больший размах, а в требованиях стачкомов стали звучать и политические требования.
                Одновременно с кризисом социально-политическим развивался кризис и в идеологической сфере.  Осуществлялась критика истории советского общества в средствах массовой информации приняла уже откровенно огульный характер. Все реальные и выдуманные негативные моменты истории нашей страны в 1917–1985 годах раздувались, смаковались и приобретали воистину гомерические масштабы.
                На этом фоне всё чаще ставилась под сомнение социалистическая природа построенного в СССР общества, на щит поднимались, тоталитарная теория и концепция Административно-Командной Системы Управления. Это, в свою очередь, служило трамплином к рассмотрению всего послеоктябрьского периода как одной грандиозной исторической ошибки.
И как результат стали выставляться  требования как можно быстрее забыть советское прошлое и вернуться в «лоно цивилизации» через насаждение принятых на Западе экономических и политических норм и институтов. История превращалась в арену политических боёв, тон в ней задавали публицисты и журналисты, уже в то время подкормленные с ладошки запада.
                Было хорошее направление развитие кооперативного движения, но и его преславутые демократы похоронили, не дав, развиться общественным народным формам управления производством. По сути сделав из кооперативов , дочерние воровские предприятия частного порядка, зарегистрированные на вновь испеченных выбранных директоров с десятью членами , состоящими с ним в родстве и получившие лазейку увода собственности в виде финансовых средств и конечной продукции заводов за границу, откуда назад эти деньги не возвращались. Таким образом подорвав отношение к социально активному большинству, которое было заинтересовано провести только реконструкцию социализма и поднять уровень жизни в стране. 
                А дальше, как уже говорилось начались твориться сказочные чудеса в модернизированной экономике. Фактическое разгосударствление экономики привело к тому, что государственные ресурсы попадали в распоряжение части номенклатуры ( в то время уже попавшие под закон «О государственном предприятии», отвечавшей за управление теми или иными хозяйственными структурами, т. н. «управленцев»). В 1987 г. при каждом райкоме комсомола был создан Центр научно-творческого творчества молодёжи. Главной экономической привилегией ЦНТТМ стало предоставленное им право обналичивать средства с банковских счетов. За посреднические операции «комсомольцами» взималась маржа от 18 до 30% от суммы, из которых 5% перечислялась в ЦК КПСС. Практически комсомольцам отдали бразды правления обналичивания государственных средств, с целью вывода их за рубеж.
                Другой формой накопления «начального капитала» стали совместные предприятия. Разрыв между официально утверждённым и фактически существующим обменным курсом доллара к рублю гарантировали значительные прибыли практически при любой внешнеторговой операции. Т.к. СП создавались с советской стороны при участии тех или иных хозяйственных структур (министерств, НПО, МНТК и т. д.), руководство этих структур, или входившее в правление СП, или делегировавшее туда доверенных лиц, так же пополняло ряды «управленцев»-бизнесменов.
                Ряд министерств попросту были преобразованы в концерны с юридическим статусом АО. Держателями акций новоявленных концернов стали как государственные организации, так и физические лица – из числа руководства соответствующей отраслью, рабочему составу туда вход был закрыт. 
Тоже самое стало происходить и с банковской структурой, куда полезли выходцы ЦНТТМ и партийные извращенцы. В том же русле находилась и приватизация советской оптовой распределительной системы, проведённая в 1988–1991 гг. Правда, тут создавали не концерны, а биржи. Так, на базе различных подразделений Госснаба были созданы Российская товарно-сырьевая, Московская товарная, Московская фондовая и другие биржи. Вообще, СССР в тот период переживал своеобразный «биржевый бум». К концу 1990-х годов в Советском Союзе  насчитывалось уже 700 бирж, и по числу биржевых площадок СССР победно вырвался на первое место в мире.
                Основная масса так называемых бирж, даже не имела своих помещений и располагалась в обычных квартирах и имела скорее нелегальный характер. Работать все перестали и стали торговать. Торговали всем, даже тем, чего реально не существовало. Повсеместно продавали красную ртуть, но ее никто даже в глаза не видел, но деньги платили по кругу. Кто – то последний наверное проиграл. Это были такие же пирамиды обмана. Все хотели за одну две сделки стать миллионерами и забыли, что совсем недавно кто-то чертил за кульманом, кто-то точил детали, кто-то учил детей.
                В один миг вся эта государственная машина, которая никогда не давала сбоя , была направлена в хаос.
                Фактически, именно в те годы были заложены основы большинства ныне существующих крупных состояний и предпринимательских компаний, но строго говоря, все эти операции шли вразрез с действовавшим на тот момент советским законодательством и  при желании новоявленные «бизнесмены» могли быть привлечены к суду. Однако никаких репрессалий по этому поводу не следовало. Все это говорило о том, что курс на «ползучую приватизацию» имел более чем весомую поддержку на самых верхних эшелонах руководства СССР и то, что сегодня этот процесс продолжается , говорит о том же.
                Все эти экономические изменения, вели к формированию в недрах советской, партийной и хозяйственной номенклатуры особой прослойки, заинтересованной в легитимности своего «предпринимательского» статуса, а значит – в углублении реформ. В социальном отношении в стране начало ускоряться имущественное расслоение. Люди, успешно встраивающиеся в нарождающиеся рыночные отношения получили обобщённое название «новых русских». Разумеется, между ними зияла огромная пропасть, но их роднил главный жизненный посыл – им был нужен «капитализм» а не «социализм», независимо от того, каким – развитым, застойным, обновленным – он будет.
                Далее к «новым русским» стали примыкать очень далёкие от них, в плане экономическом, широкие слои советской интеллигенции. Психологически это было понятно – для СССР в целом было характерно постоянное занижение социального статуса работников умственного труда. Инженер или конструктор в среднем получали меньше, чем рабочий даже средней квалификации. Интеллигенция, занятая в непроизводственной сфере, и вовсе финансировалась по остаточному принципу. У подавляющего большинства было весьма смутное представление о реальной возможности прожить «на заработанное», т. к. основная масса социальных гарантий советского общества представлялось чем-то обязательным и неотъемлемым. Но психологически основная масса советских интеллигентов именно в этот период отказались от идеалов социализма. Затем в последствии техническая интеллигенция поняла, что совершила ошибку т.к она практически ничего от этого не выиграла и ей просто воспользовались,  а вот артистическая интеллигенция обогатилась и стала своего рода кукловодом дальнейшей перестройки.
                В целом, в 1989–90 годах на основе весьма разнородных социальных групп сложилось единое широкое протестное движение, отвергавшее идею построения социализма «с человеческим лицом» или какой-либо другой модификации/модернизации советского общества. На первый план в общественном менталитете вышла мечта жить «как на Западе». Собственно, каково оно, житьё на Западе, жители СССР практически не знали, да и сейчас не знают, представляя капиталистическое общество в основном по рекламным проспектам и художественным телефильмам, поэтому это было не столько движение «за капитализм», сколько «против социализма», ради набивания карманов и отречения от человеческой духовности и образованности.


Рецензии
Хорошее, трезвое вдумчивое описание, но система несмотря на кучу реальных достижений всё же не могла не развалиться ибо была основана на внутреннем противоречии. Нельзя построить конструктивный строй основанный на общественной собственности разрушив общество и подменив его государством/партией то есть властной элитой. Эта элита потом и слила социализм обменяв условную собственность /влияние на безусловную частную собственность, она решила что так ей выгоднее и безопаснее.

Леонид Бликштейн   11.03.2016 22:51     Заявить о нарушении
Ну я совсем бы так не согласился с тем что слила социализм коммунистическая прослойка. Коммунисты были разные, одни действительно радели за народ и были в первых рядах, а другие лезли во власть, чтобы быть ближе к кормушке. Такая же история и сейчас в отсутствии коммунистов. При наличии желания госдепа разрушить СССР извне, не получилось, а изнутри это можно сделать в любом государстве, если использовать информационную войну. Во времена развитого социализма об этом не думали, а зря. Если бы проводилась такая война в США, то скорее бы развалились штаты. Слишком много помощи оказывалось СССР по всему миру, поэтому жизнь у населения была скажем так не масляная. Но этого требовала обстановка того времени и если бы социализм завоевал 90 % территории. Я имею в виду в государственной политике, то был бы крах капитализма. США вовремя смекнули , чем им угрожает расширение социализма и сделали вывод. А социализм, еще вернется на свое место, как только народ всего мира до конца вкусит либеральную демократию.

Жека Никитин   13.03.2016 20:37   Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв ! С уважением.

Жека Никитин   13.03.2016 20:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.