Что мешает инновациям

Еще в  2010 году президент РСПП Александр Шохин от имени бизнеса обозначил основные проблемы, мешающие внедрению инноваций. У бизнеса нет ощущения острой необходимости модернизации производства и внедрения инновации, нет стимулов, мешают дорогие кредиты, неуверенность в завтрашнем дне, недостаточная защищенность права собственности, нехватка квалифицированных рабочих и отсутствие желания рисковать. Серьезной проблемой были административные барьеры в Налоговом и Таможенном кодексах.  Что изменилось за 6-7 лет и что ныне в новых экономических реалиях  мешает развитию инноваций, в частности, на Ставрополье? Об этом дискутировали на пресс-конференции на ГТРК «Ставрополье»    сопредседатель ставропольского краевого отделения «ОПОРы России» Павле Мрвалевич, директор научно-инновационного объединения СтГМУ, профессор Владимир Батурин, директор ООО НПО «СайТЭК» по производству инновационной косметики «Герцина» на основе  термальных вод и лекарственных трав Северного Кавказа.
Прежде всего, надо уяснить, что суть инновационной политики не в том, чтобы государство финансировало бизнес-проекты. Во всем мире в инновационной экономике основную роль финансиста выполняет частный бизнес и это не меценатство. Бизнес рассматривает инновации как выгодное вложение частных инвестиций с учетом высокого дохода на рынке. Если доходы от инвестиций в инновации не работают, то никакой инновационной стратегии достичь невозможно. Именно поэтому надо создать среду для нацбизнеса, где вложение инвестиций в инновации является основным способом получения высоких и стабильно растущих доходов. Тем самым снимается нагрузка на правительство по финансированию бизнеса, а ответственность за коммерциализацию технологий (в т.ч. и по разработке и реализации стратегии проникновения на рынки) перекладывается на бизнес. При этом частному бизнесу придется рисковать в надежде на получение высоких доходов. Риск толкает на взаимодействие с учеными, инженерами, менеджерами и преподавателями (высокопрофессиональные кадры основной ресурс современного производства), а также властью. Еще один момент. Эксперты считают, что основной коммерческий эффект от инноваций достигается не на стадии внедрения и первоначальных продаж на рынке, а на постоянном улучшении уже предложенных рынку новых товаров. В этом процессе никто не может заменить бизнес. Есть ли в России такая среда, стимулирующая бизнес к инновациям... Что уж тут развивать, если, к примеру, недостаток собственного продовольствия можно заместить его импортом. Таких моментов в российской экономике сколько угодно. И практически для каждой проблемы находится единственное решение – дополнительное госфинансирование.  Еще одна важная задача – определение специализации, которое отдано на усмотрение регионов. Если это региональный приоритет, то поступает стратегический сигнал от власти бизнесу, вузам (станет понятно каких специалистов готовить в местных условиях, и в этом процессе станут принимать участие частные компании). 
А что у нас в крае? Говоря о динамике развития инноваций, эксперты утверждают, что число инновационных компаний, обращающихся за господдержкой, в крае снижается. Отчего это происходит и хорошо ли это?  Судя по тому, что это стало поводом для недавнего обращения ставропольских предпринимателей к зампреду правительства РФ Аркадию Дворковичу – не очень. На 1 января 2016 года в крае зарегистрировано около 111 тыс. субъектов МСП, их доля в объеме валового регпродукта составляет 33%. По данным краевого минэкономразвития на модернизацию и развитие инноваций МСП, улучшение инвестклимата в общей сложности привлечено порядка 412 млн. рублей (из них 31 млн. из краевого бюджета). Достаточно ли этих денег? У этого направления есть несколько подпрограмм, которые также действуют в крае.  Работает и Фонд поддержки предпринимательства в СК, причем по таким направлениям, как помощь экспортно ориентированным субъектам МСП, инновациям в соц. сфере. Тем не менее, все это не убирает больные проблемы, которые в одном из последних интервью перечислила 1-й зам.министра экономразвития региона Елена Кильпа: «Я бы назвала среди них отсутствие достаточной логистической инфраструктуры, высокие тарифы на присоединение к инженерным сетям. Руководители более 70% предприятий жалуются на повышение налоговой нагрузки в связи с увеличением кадастровой стоимости объектов. Все это вызывает рост активности теневого бизнеса. Объем теневой экономики края составляет более 30 %, особенно в сфере оказания бытовых услуг, перевозки пассажиров. Немаловажный фактор — наличие административных барьеров».
Обозначив проблемы, было отмечено, что Ставрополье определилось с приоритетами. Это - туризм, строительство, сельское хозяйство. Но, как считает,  исполнительный директор краевого отделения «ОПОРы России» Вас. Григорьев, для их развития необходимы изменения в законодательстве. Так, в большинстве регионов страны для ряда отраслей снижены налоговые ставки по УСН, в крае же преференции охватывают недостаточное число направлений. «Наша организация предлагает для субъектов МСП, применяющих УСН по объекту налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», а для субъектов МСП, применяющих УСН по объекту налогообложения «доходы», — установить ставку 1 %». Сопредседатель «Опоры России» в СК Павле Мрвалевич считает, что хоть закон о нулевой процентной ставке принят, но число лиц, подпадающих под его действие, незначительно. При всех заявлениях о поддержке и развитии увеличилось число проверок.
Большие надежды возлагаются на упрощенную систему налогообложения (УСН). Если в 2014 году пользователи такой системы перечислили в бюджеты разных уровней порядка 2,7 млрд. рублей, то в 2015 году показатель вырос до 3,9 миллиардов. В выборе УСН играют дифференцированные ставки, сниженные для обрабатывающих производств, услуг в сфере образования, здравоохранения, резидентов индустриальных парков. Если же говорить обо всех системах налогообложения, то в общей сложности представителями МСП перечислено свыше 5 млрд. рублей. Однако, помимо налоговых, пенсионных отчислений, есть и другие сборы, считает П.Мрвалевич. Это и плата за лицензии, за сертификацию продукции, аттестацию рабочих мест и т.д. Штрафы также пополняют бюджет края. Причём Гражданский и Административный кодексы не учитывают масштабы бизнеса. И малое предприятие, и большой холдинг, с точки зрения законодательства - юридическое лицо, и штрафы для тех и других одинаковые. Вторая кадастровая оценка в крае теперь также стала базой для налогообложения. До этого земля и недвижимость оценивались по инвентарной стоимости, по закону кадастровая оценка должна быть приближена к рыночной стоимости, а у нас она в 2-2,5 раза выше, посетовал П.Мрвалевич. В связи с этим вызывает недоумение постановление краевого правительства «Об утверждении порядка определения цены земельного участка...». Оно фактически остановило выкуп земли под недвижимостью, принадлежащей на правах собственности МСП. «Иначе как «выстрелом себе в ногу» это не назовешь, - сказал он. - Раньше достаточно было 10% от суммы кадастровой оценки, теперь нужны все 100%. Бизнес не станет выкупать землю, и бюджет лишится хороших поступлений. Земля и недвижимость должны быть инструментами развития бизнеса, а в нашем крае их сделали балластом! Не удивительно, что деловые люди переезжают в соседние регионы, туда где выгоднее открыть свое дело: в Краснодарский край, Ростовскую область... И еще одна особенность ставропольского бизнеса - большинство налогоплательщиков в сфере МСП — представители оптовой и розничной торговли. Обработка, строительство, производство составляют всего 15-20% от общего числа предпринимателей.  Согласно статистике, из 109 тысяч объектов предпринимательства господдержку получили в лучшем случае чуть более тысячи. Это 1% от всего малого и среднего бизнеса в крае.  Возможно, все вместе и приводит к росту теневого сектора. Он уже составил около 30-40% трудоспособного населения. Остается только надежда на антикризисный план 2016 года. Он предусматривает введение патента для самозанятых граждан без регистрации предпринимательства. Задача очень сложная, связанная с большими изменениями в законодательстве. Но сейчас это, наверное, единственный ресурс для развития края и пополнения бюджета.
Что касается инвестиций, то все участники разговора были солидарны в том, что на данном этапе рассчитывать на иностранного инвестора нет смысла. В частности, из-за санкций. Чтобы рос.компании инвестировали, в крае условия должны быть лучше, чем в других регионах. Для производства важны ставки тарифов, а они (например, на электроэнергию, воду и т.д.) выше, чем в соседних республиках. Поэтому надежда только на местных инвесторов, готовых вкладывать в новые проекты. 


Рецензии