Возвращение кукол

Недавно в Ставропольском краевом музее-заповеднике им. Г.Прозрителева и Г.Праве состоялась выставка кукол из коллекции петербурженки Марины Миронюк «Маленький принц. Сказочная страна». Как сообщили в краевом министерстве культуры, основой экспозиции стали авторские куклы, созданные руками художников из северной столицы и других городов России. Однако сама М.Миронюк не создает куклы, она не мастер, она - собиратель. И она так увлечена историей кукол и самими куклами, что может рассказывать о своей коллекции бесконечно. И об истории появления того или иного персонажа, и о технике исполнения.
Как поведала коллекционер, она «всегда хотела донести до людей частицу душевного тепла». Попытки сочинять стихи, писать живописные полотна показались ей неудачными. Тогда она решила не создавать, а показывать то, что уже сделано мастерами. М.Миронюк нашла себя в куклах, она видит в каждой свой характер, настроение. Она хочет донести, каким удивительным образом сочетается сказка с реальной жизнью. В какой-то момент, по ее словам, она почувствовала себя маленьким принцем и ей захотелось, чтобы и другие почувствовали себя в роли персонажей Экзюпери, стали стремиться к добру. Так родилась идея сотрудничества с самарской художницей Е.Яшенькиной, которой она заказала сделать Маленького принца и героев сказки. Интересно, что после первого успеха М.Миронюк создала фильм, представляющий самые главные моменты сюжета, в котором участвуют все куклы. Так, сердцем выставки стала серия кукол по сказке Экзюпери  «Маленький принц». Здесь 6 планет, где принц встречался с Королём, Пьяницей, Фонарщиком, Географом, Деловым Человеком и Пилотом, представляющим самого Экзюпери. Мастер точно передала через движение и пластику, характер каждого героя.
Всего на выставке представлено более сотни кукол, выполненных из разных материалов: фарфора, пластика и текстиля. Все они эксклюзивные. Среди авторских работ есть также знакомые персонажи: водяной, добрая волшебница, старушка Шапокляк, почтальон Печкин, Иван-царевич, Конёк-Горбунок, Волк из мультфильма «Жил-был пёс», (созданный Оксаной Астаховой из Феодосии). Радуют глаз и изящные куклы из папье-маше другой крымчанки Людмилы Московской. На выставке показаны были и антикварные немецкие фарфоровые куклы, и 42  коллекционные куклы Барби Яны Мирной из серии «Фаберже» или «Драгоценные камни». Для них специально создавали наряды известные дизайнеры Байрон Ларс, Кристиан Диор,  Джанни Версаче. Всего же в коллекции Я.Мирной более 200 «Барби». А еще со стендов улыбались посетителям куклы-барышни в пышных платьях, и крестьянские дети, и мишки тедди. Каждая кукла – произведение искусства, все они -  неповторимы. Поэтому их и называют авторскими.
Удивительно, что в такое кризисное время, когда с экранов телевидения, со страниц газет постоянно говорят об угрозе новой мировой войны - и такой кукольный бум.  Коллекционная кукла – дорогое удовольствие. Куклы делают из ценных сортов фарфора (например, знаменитого лиможского), хрустальные глаза выполняются вручную редкими мастерами, кукольные парички изготовлены из натуральных материалов: мохера или высококачественной шерсти. Костюмы часто выполняются с включениями фрагментов ручной вышивки, редких антикварных кружев, бисера, а порой драгоценных или полудрагоценных камней. Не удивительно, что есть куклы, стоимость которых доходит до 50 миллионов долларов! Авторские куклы подразделяются на множество жанров, например, реалистичная кукла, фантазийная кукла и т.д. Различаются куклы и по технике исполнения - горячий и холодный пластик, фарфор, текстильные куклы, и по назначению (коллекционные, интерьерные и т. д.).
Во всем мире коллекционирование кукол очень популярно. Среди кукольных фанатов – Элтон Джон, Майкл Джексон, Брюс Уиллис, Деми Мур. В Москве среди собирателей кукол супруга зам. руководителя администрации президента Юлия Вишневкая, певица лариса Долина, хозяйка галереи «Вахтанговъ» Ирина Мызина, вдова Окуджавы, а также некоторые художники, актеры, галеристы. Помимо М.Миронюк из Петербурга традиции коллекционирования русской куклы, продолжила Галина Масленникова, которая, чтобы разместить свою коллекцию кукол и мастерскую, выкупила родовую усадьбу. Мастерская Масленниковой сумела вернуть утраченные традиции артельного производства кукол, а также ей удалось решить ключевую задачу: кукольная головка из гипса, сделанная по авторской технологии органичнее, чем фарфор, сочетается с костюмом и атрибутами из натуральных материалов. Г.Масленникова дала русской артельной кукле вторую жизнь. Еще один российский коллекционер - московский эксперт и исследователь кукольной старины Наталья Курочкина, она  коллекционирует антикварные куклы. Не так давно она принимала участие в восстановлении детских комнат дочерей  Николая 2 в Царском Селе. На одном из аукционов она приобрела для музея куклу клоуна-цимбалиста, которого держала в руках на одной из фотографий маленькая княжна. Ею приобретена и кукла «Bebe Olga» с полным приданным французской  фирмы Лантернье, выпущенная в честь приезда царской семьи в Париж в 1896 году с годовалой Ольгой. Полная коллекция уцелевших царских кукол в национальных одеждах хранится в Сергиево-Посадском музее кукол.
Стоит сказать, что куклы появились  30 тысяч лет назад. Их делали из пучка травы, камня, дерева, тряпок. Лицо же у кукол оформилось в 16 веке, когда католики занялись созданием кукол для визуализации библейских сюжетов. В России первые фарфоровые куклы появились в 18 веке, их завезли из Европы. Это были очень дорогие игрушки. Даже царским детям их выдавали только по праздникам. Первые русские фабричные куклы напоминали фарфоровую бабу на чайник. В 19 веке открылся Императорский завод по производству кукол, с мастерами стали сотрудничать известные художники. После революции кукла была объявлена буржуазным пережитком. Луначарский закрыл все кукольные фабрики, самыми известными среди них были фабрики «Журавлева и Кочешкова», «Шраер и Фингергут». Даже кустарное производство кукол к 1930-м годам прекратилось. Эта печальная участь постигла «Артель Майолик» и мастерскую М.Мамонтовой, где еще с 1880 г. выпускали этнографические куклы. На советских же кукольных фабриках выпускали только целлулоидных пупсов, и только в 1948 г. объявили конкурс на новые кукольные образцы. Победили образцы артели им. 8 марта: школьница, суворовец, врач, физкультурница и т.д. И только в 60-х появились куклы, которые пищали «мама» и у них были пышные прически и красивые платьица.
Современное искусство авторской куклы породило спрос не только среди коллекционеров, но и искусствоведов, дизайнеров интерьеров, одежды и даже архитекторов. Присутствие авторской куклы в интерьере стало уже давно хорошим тоном и показателем изысканного вкуса обладателей. Ежегодно проводятся сотни крупных выставок. Среди самых известных из них на постсоветском пространстве можно выделить Международный салон кукол в Москве (Россия) и Салон «Киевская сказка» (Украина), которые по праву считаются одними из крупнейших выставок в Европе, посвященных авторской кукле. Вот так выставка кукол в краевом музее-заповеднике стала не только милым зрелищем для детей и взрослых, но и познавательным проектом, который открыл для нас еще один почти забытый культурный пласт.
 


Рецензии