Сказки о московском метро

Это далеко не первый день, когда, спускаясь в метро, во мне будто «просыпается» другой человек. Он появляется и заполняет мою голову своими мыслями, эмоциями, взглядами на окружающее его пространство. Я называю его Подземным Жителем. Он большой сказочник - во время передвижения куда-либо по подземке, ПЖ придумывает сказки о случайных пассажирах, о станциях, проносящихся мимо вагона поезда. А может это просто мое условное несогласие с Его реальностью, ведь в каждой сказке - своя доля правды. Поэтому, пусть это будут «Сказки (наподобие Барда Бидля, но) Подземщика».

Вступление

Я не знаю, кто ввел меня в этот мир, ни что это за мир, ни, кто я такой. Я невежественен во всем. Не знаю, что такое мое тело, мои чувства, моя душа, ни даже та часть меня, которая придумывает то, что я говорю, размышляет обо всём и о самой себе, но знает себя не лучше всего остального. Вижу пугающие просторы Вселенной вокруг себя, а я привязан к одному уголку этого широчайшего пространства и не знаю, почему нахожусь в этом месте, а не в другом. Не знаю и того, почему отпущенный мне краткий срок должен прожить именно в этот, а не в другой отрезок вечности, которая была до меня и останется после меня. Вижу бесконечности со всех сторон; они окружают меня как песчинку, как тень, которая появляется на миг и больше не возвращается. (Б.П.)


Я родился весной, лет пять назад. Хотя это слово сюда не очень подходит. Родился-то я уже достаточно давно, вместе со своим Наземным существом, а отделился в нем от него всего пять лет назад. Ахах, представляю сейчас Ваши лица: «Что за бред я сейчас прочел?! Как такое может быть?» Разложу попроще. Но начать придется немного издалека, чтобы совсем Вас не запутать.

Итак, человек. Это практически идеальное существо, наделенное невероятными способностями к наукам, музыке, спорту и так далее. Огромный потенциал каждого из нас раскрыт, как правило, не более, чем на 20-25% из ста возможных. Достаточно часто эти новые проценты раскрываются в нас как последствия несчастного случая, сильного волнения, или по выходу из комы, например. А большая часть людей, переживших клиническую смерть, вообще становятся всевидящими/экстрасенсами, или они просто хотят в это верить и навязывают свою «сказку» окружающим. 29 марта 2010 года моему Наземному повезло прокатиться на «счастливом» поезде. Он направлялся в сторону Парка Культуры, когда все вдруг потемнело. Первое, что Я увидел – чьи-то ноги и пол на уровне моего лица. Голоса вокруг сплетались в непонятный комок шумов и визга – я ни слова не мог разобрать. Просто продолжал лежать, потому что голова с каждым мгновением все больше тяжелела. Закрыв глаза, я вдруг почувствовал, как чьи-то руки резким движением потащили меня вбок, а затем подняли и я полетел. Голова тяжело тянула вниз, а от легких толчков тяжело ступающего, несущего меня человека, все сильнее начинало тошнить. Кто-то выносил меня из этого ада. Все больше тянуло в сон…

Открыв глаза, я обнаружил себя на эскалаторе, спускающимся в подземку. С проплывающего мимо рекламного плаката на меня таращилась девушка с мороженым в руках и приглашала посетить только что открывшуюся летнюю террасу какого-то кафе. Это был август.

Пять месяцев с моего первого появления прошли в состоянии зрителя 3D кинотеатра: ты как бы здесь, ты дышишь, видишь, двигаешься, но тебя как бы и нет. Ты растворен в фильме, но наблюдаешь за всем со стороны. Странное ощущение. Так, жизнь моей Наземной сущности – мой маленький 3D зал, а подземка – Его погружение в мои короткометражки. Так и живем в одном теле я и он: существа Подземное и Земное.

1. Серый человек

Сегодня подземка особенно наполнена людьми. Многие, наверняка, просто устали сидеть дома из-за плохой погоды и, наплевав на жижу и серость, отправились, если не в парки, то в уютные кафешки где-нибудь на углу Старого Арбата или к друзьям-знакомым на квартиры, смотреть очередной ужастик – в самый раз для такой погоды и настроения. Вчерашние школьники носятся по подземным переходам с широко раскрытыми глазами: вступительные. К такому их не готовили. Студенты спешат на практику, работу или подработку. Женщины и мужчины торопятся на деловые встречи...

Я сижу и смотрю на всю эту суету сквозь толстое стекло вагона поезда. Не то, чтобы у моего Наземного тела не было дел. Они всегда есть. Просто мое «тоннельное» время может тянуться бесконечно, притормаживая при этом время земное. Наша станция конечная, поэтому терпеть толпу приходится порядка 5-ти станций: пока не подъедем к кольцу и вагоны не опустеют. Этого времени хватает на то, чтобы рассмотреть каждого своего попутчика. Парень с девушкой в конце вагона мирно досыпают, обнявшись и посапывая друг в друга. Бабушка с огромным ашановским пакетом, который, кстати говоря, занимает целое сиденье рядом с ней, читает маленькую темно-синюю книжонку: что-то о народной медицине или Псалтырь. Они почти что только их и читают. А вот мужчинка лет 50-ти, с редкими усиками, в сандалиях, надетых на носки – модница – уже минут 10 не выпускает из рук какой-то журнальчик о последних сплетнях в звездном мире. Такой же желтый, как солнце за пальмами на его рубашке. И самое интересное, что все эти люди чувствуют себя страшно неординарными личностями, идущими в ногу со временем. И та бабушка тоже. Попробуй, объясни пожилой женщине, что в 21 веке она никого не вылечит отваром из одуванчиков и не спасет заповедью, типа «не убий». А для нее это все привычно, а значит и современно.

Серый человек – это наше прошлое: детские варежки на резинке, пришитые к нашим воротникам, сандалии того дядьки, «современность» бабули. Мы встречаемся с ним на старых фото, в тех вытянутых и расплывчатых отражениях в окнах вагонов, какое я, например, вижу сейчас прямо перед собой. Так подумать, оно такое же живое, только нематериальное. Оно в наших головах.

Тоннельная темнота и мерный стук колес расслабляют мозг, рассеивают зрение и начинают легонько вдавливать тебя в сиденье. Ты и не замечаешь, как отражение напротив тебя становится все более отчетливее и ярче. Поезд останавливается и механический голос объявляет твою станцию. Отражение поднимается со своего места и выходит вместе с другими пассажирами. Поезд уносится в темноту, продолжая убаюкивать тебя в своих стальных объятиях.

2. Интересности метро

Провалившись в темноту тоннеля, оказалось, что путешествие будет довольно занятным: у Наземщика назначены встречи на станциях как минимум четырех различных веток. И только сейчас до меня начинает доходить, какой же это уникальный все-таки механизм – московская подземка.

Я мало встречал «Подземщиков» наподобие себя. Пассажиры метро предпочитают посвящать время, которое они находятся в пути, себе, не замечая, что происходит вокруг них. А посмотреть-то есть на что…

Давайте, дорогуша, вместе поможем Маше-путешественнице в лице полудремного Наземщика отыскать невидимые «сокровища» московского метро и немного посчитаем. Начнем, пожалуй, с самого сложного. Знали ли Вы, что некоторые станции довольно необычны по своей планировке? Например, у «Александровского сада», «Кутузовской», «Зябликово» и «Международной» – изогнутый перрон.

На Филевской линии находится самый короткий и самый длинный участки пути во всем метро: перегон между «Выставочной» и «Международной» и «Фили» - «Кунцевская» соответственно. Самый длинный займет у вас с остановками 16,5 минут!

На некоторых станциях (Александровский сад, Арбатская, Каширская) прибытие поезда сопровождается мелодичным звуком: мажорным трезвучием вниз. Очень симпатичная мера безопасности, которую многие попросту не слышат из-за орущей музыки в наушниках. Меня, например, радует полифония на Каширской – восточной.

Самая глубокая станция подземки – «Парк победы» - она находится на глубине 84 м. К ней я более подробно вернусь позже, потому что помимо глубины, о ней есть, что рассказать. А самой красивой считается станция «Маяковская» ; на ней можно полюбоваться великолепными интерьерами 1938 г. (кстати, ее проект получил Гран-при одной престижной нью-йоркской выставки).

Вообще, московское метро можно смело назвать музеем, на каждой остановке которого находится что-то интересное: на «Новослободской» можно полюбоваться роскошными цветными витражами, на «Спортивной» ; посетить Музей истории столичного метро, на «Площади революции» ; увидеть знаменитые бронзовые скульптуры. Стены и своды перехода между кольцевой и радиальными линиями отделаны красным мраморовидным известняком. Если приглядеться, на них можно рассмотреть окаменевших обитателей древних водоемов ; морские лилии, раковины аммонитов, кораллы. А поезда-выставки – вообще отдельная тема разговора. Мало, где еще можно увидеть подобную красоту подземного транспорта.

Многие мои знакомые были удивлены, узнав, что при движении в центр станции объявляет мужской голос, а из центра к радиальным линиям ; женский. Это помогает слепым пассажирам ориентироваться в сложных переходах подземки.

А Вы говорите – «ничего такого в метро в нет» и «смотреть в нем нечего». Но я отвлекся и опять пропустил свою станцию. Придется возвращаться, а потом еще и бежать до места встречи, чтобы не опоздать. Ненавижу опаздывать. Надо что-то делать со своей внимательностью…

3. Люди

Если кому интересно, на встречу мы успели (довольная мина уже минут десять не сходит с моего лица). Дальше – интереснее, ибо оказаться в час пик в районе центра – это что-то с чем-то. А еще и поблуждать, в поисках нужного выхода среди обезумевших людей – пара-па-па-пам, вот что я люблю.

Думаю, многие согласятся, что метро – это практически единственное место, где достаточно легко заблудиться, как в трех березах. Люди сплошным потоком «вливаются» в подземные тоннели и таким же потоком затем «выливаются» из него. Он не поддается контролю и его невозможно остановить: стоит тебе попасть в этот поток на выход из вагона, например, ты не сможешь «прервать течение» и будешь вынесен на станцию. Толпа беспощадна: в час пик она затягивает в вагон огромное количество людей, сдавливая их в одно сплошное покряхтывающее от тесноты месиво. Эта внутривагонная каша ломает все законы физики: когда поезд останавливается, мы по инерции должны качнуться по направлению движения, но этого не происходит. Видимо ее варили в школьной столовке – тарелку переворачиваешь, а ее содержимое настолько густое и слипшееся, что так и продолжает оставаться на тарелке, даже не двинувшись. В таких ситуациях больше всего боишься быть попросту раздавленным.

Любителям новомодных квестов – доберись в час пик до нужной тебе станции, с минимальным процентом оттоптанных ног, немятой одежде и запахом своих духов или одеколона, а не того потного дядьки, который уже третью станцию держится за поручень над вашей головой.

Больше всего я, например, боюсь оказаться под мышкой такого дядьки. Мой относительно небольшой рост, каждый раз превращает это в проблему. Мокрую такую, вонючую проблему. Так что, мой квест всегда заканчивается одинаково…

Хотя, толпа бывает достаточно симпатичной: многие любезно меняются с тобой местами, когда просишься к забаррикадированному выходу. Если впереди стоит кто-то крупный, он, иной раз, берет меня за руку и вытягивает за собой из вагона. В такие моменты я чувствую себя хоббитом, который без сторонней помощи эту войну не переживет. Честно говоря, иногда только это и помогало мне не опоздать куда бы то ни было. Спасибо таким людям, которые спасают коротых.

Фи-фи-фи. А мне выходить

4. Немного о встречах, сентиментальностях и соплюшках

Вы много раз встречали таких людей в лабиринтах подземки. Не таких, как все. Других. Ис-клю-чи-тель-ных. Одного взгляда хватает, чтобы мгновенно выхватить его или ее из шумящей толпы и попытаться максимально надолго удержать навсегда ускользающий силуэт.

А по ночам, во снах, вместо одеяла, ты кутаешься в прозрачном дыме ее волос или танцуешь в жемчужных бликах его глаз. Мы мучаемся от неизвестности, от людского притяжения, которым природа наделила каждого человека. И тогда начинаются нервные поиски:

#пмм#... линия#срочно#пожалуйста, найдись ... (Кому интересно, Вконтакте есть паблос "ПММ", где ты можешь попробовать найти понравившегося в метро человека. А прикольно)

Ты стояла, такая красивая... Ты спал - такой милый ... Я не подошел: застеснялся... А я опаздывала... Ты только найдись!..

Мне всегда становится не по себе, когда я вижу явно нуждающегося в помощи человека, хочу помочь, но почему-то прохожу мимо; когда приходится разговаривать с незнакомыми людьми: в забитом вагоне попросить девушку с длинными красивыми волосами собрать их в пучок, потому что они режут мне глаза или извиниться за случайный толчок. Я продолжаю молча стоять и терпеть, или одним взглядом высказываю все, что думаю.

Но, черт возьми, как же это все-таки приятно сказать незнакомому человеку, что он замечательно выглядит, приятно пахнет, просто так пожелать ему хорошего дня или просто познакомиться!

За голубыми мерцающими экранами мы совсем забыли, какой силой обладает живое общение, какие эмоции оно приносит. Меня, например, приводят в восторг сияющие глаза удивленного от неожиданного комплимента человека. Его смущение, сменяющееся затем тихой радостью, передаются и мне. Вы спросите, что за бред? А ему или ей, как минимум, обеспечено хорошее настроение и достижение на этом фоне каких-то своих маленьких, но высот- как максимум. Мне же просто будет приятно. По принципу энергетического вампира, только наоборот: залить окружающих своей улыбкой, утопить их в своей радости!

В голове светлеет, глаза начинают искриться от распирающего тебя желания радовать, и ... вдруг, ты видишь того самого человека. Того. Ис-клю-чи-тель-но-го. В голове начинают крутиться тысячи отговорок, улыбка искривляет лицо в безразличную гримасу, и ты проносишься мимо него, оставляя, быть может, ту самую половину себя на перроне одной из станций метро.

А вечером прозрачный дым ее волос кутает тебя во сне, жемчужные блики его глаз не дают уснуть. Ты мучаешься от людского притяжения, которым природа наделила каждого человека и от своей глупости, нерешительности. Снова начинаются нервные поиски:

#пмм#n-я линия#найдись ...

Ты стояла, такая красивая... Ты спал - такой милый ... Я не подошел: застеснялся... А я опаздывала... Ты только найдись!..

Как хомячки в колесе... Изо дня в день одно и то же.

Не надоело?

Вот мне надоело. Поэтому, заметив в вагоне красивую девушку, я поднялся со своего места чуть раньше, чем поезд въехал на перрон, и специально прошел мимо нее. Сказать так ничего и не решился: вся моя уверенность и брутальность куда-то смылась, когда она заметила мою самодовольную мордаху. Единственное, что я смог сделать – дернул ее за косу, когда она отвернулась, и, выскочив из остановившегося вагона, слился с толпой. Идиот.

#ты это, найдись, что ли…

5. Несколько слов о лошадях

В физике есть такой занятный эффект – квантовый тоннельный переход. Его можно рассматривать как своего рода «утечку» или «просачивание» частицы через потенциальный барьер, после чего частица движется прочь от барьера. Иногда, в перегонах между станциями, создается впечатление, что поезд развил такую бешеную скорость, что она способна вытолкнуть его из нашего пространства и перекинуть в другое, в один из каких-нибудь параллельных миров.

Вон тот мужчина справа будто не с этой планеты: длинные волосы грязно-белого цвета, темная одежда. Человек редкого роста- под 2 метра. Такие обычно в баскетбол играют, а он совершенно на спортсмена не похож: женоподобная фигура, татуированные брови, длинные черные ресницы. Был бы он лошадью, его смело назвали бы породистым гнедым. Слишком красив для мужчины и несколько безобразен для женщины. Что-то среднее. Моя бабуля, когда видит подобные кадры, крестится и просит «инопланетян» не ставить на людях опытов. Бывает… Существа без пола, но с нереально высокой самооценкой и убеждениями. И это Вам говорит человек, у которого в голове живут два человека. Забава.

Для меня подземка – другой мир, со своими законами, правилами. У каждой станции своя история, свой «разум». Но вернемся к физике. Сегодня, почему- то, особенно интересно стало в ней копаться. Как один световой луч, преломляясь, разбивается на множество себе подобных, но в то же время совершенно разных лучей, так и метрополитен: созданная в одном месте станция, породила множество копий. Таких разных, и похожих друг на друга одновременно.

Наука – наукой, а мне опять выходить(( Если дождетесь меня здесь, расскажу Вам о своем метрошном питомце. Ну, а если нет – встретимся в одном из вагонов – ну а если найдете меня, наглядно докажу, что вход в МЕТРО-2 существует. Да и не только вход… А может кто-то уже догадался, кто я есть такой? )

6. Мои фобии

Сегодня Наземщик пробыл на своей поверхности дольше, чем обычно. Это не звучало бы так странно, если бы вы знали меня получше. Он никогда не задерживался там, наверху, свыше определенного времени, потому что наш сонный график четко разделен и отклонений никаких быть не может. Я надеюсь, он не нашел способа от меня избавиться или тогда мне придется отстаивать свое право на существование. Но не будем о грустном. Я обещал рассказать о своем питомце. Как и любому нормальному человеку, мне нравятся животные. Сколько раз мне приходилось наблюдать за пассажирами в вагонах, переезжающих куда-то с котами, небольшими собаками, даже совами. Наземщику в этом плане проще – за животным нужен особый уход, определенные условия и т.д. На поверхности это все, грубо говоря, под рукой. А у меня без вариантов. Ни одно животное не вынесет такой жизни без света и свежего воздуха. Кроме крыс и кротов, конечно. Но я не любитель такой экзотики. Вы только представьте себе Шапокляк с крыской Лариской под мышкой, ошивающихся по метрошным тоннелям, подвалам или канализационным люкам. Только Шапокляк в моем случае – не дамочка престарелого возраста, в шляпке с пером и женоподобной рясе, а молодой человек, предпочитающий хипстерским очочкам и цветастой одежде джинсовые латы средневекового рыцаря. Модник из 2007. Так что, когда я нашел Вольтера – моему восторгу не было предела. Он живет в одном из перегонов красной ветки. Он – это змееныш. Полу питон. Или не питон. В темноте не разберешь, да и знаний в биологии мне не хватает для определения Его вида. Радовался я не только новому другу, но и возможности хоть немного отомстить Наземщику за несоблюдение своего «спального» графика -он до смерти боится змей. А так, Вольтер ему снится почти каждый день. Чувствую себя маленьким коварным злодеем. Муваха-ха! А Наземщик, боится. До того, как я появился, ему приходилось самому передвигаться по подземке. В одной из заметок на телефоне я нашел его черкульки по поводу змей и всего такого скользкого. Оказалось, что он вообще терпеть не может ни метро, ни чего бы то ни было внешним видом напоминающего змею:

"Подземка своими извилистыми, переплетающимися друг с другом тоннелями, похожа на клубок шипящих змей, покрывающих своими холодными, склизкими телами все окружающее их пространство. Этот клубок гипнотизирует, чтобы потом до смерти напугать. Желтые, пронзительные глаза пресмыкающегося - ослепительные фары приближающегося поезда; режущий ухо свист влетающего на станцию состава, пропадающий после во тьме и раздающийся через несколько мгновений снова - приторное "Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш", сопровождающееся очередной судорогой, вырывающегося из пасти раздвоенного языка. Даже не знаю, чем можно объяснить эту фобию. Пока поезда нет, подхожу к самому краю платформы. Так и тянет вниз, к рельсам. Но стоит в темноте блеснуть желтым огням, я отступаю на три-четыре шага от разметочной линии и отворачиваюсь от приближающегося поезда. Вот и сейчас тоже… Самое забавное, что люди принимают страх за что-то неестественное и отодвигаются от меня, когда я шарахаюсь в сторону от поезда. Одна женщина, вот, так близко стояла к краю платформы, что поезд лобовым стеклом просто снес ей голову. Кровища, все дела… Ну нафиг.

Тут и говорить больше ничего не хочется. Ненавижу змей. А все потому, что боюсь…»

Странный человек. Хотя, может он в чем-то и прав. А чего боитесь Вы?


Рецензии