Борис Полевой в Кувшинове

БОРИС ПОЛЕВОЙ В КУВШИНОВЕ

Всем кувшиновцам хорошо известно имя замечательного советского писателя и журналиста Бориса Николаевича Полевого. Его книгу «Повесть о настоящем человеке» знают все советские читатели от мала до велика. И не только в нашей стране. Эта повесть переведена на десятки иностранных языков.
Борис Николаевич Полевой (Кампов) родился в Москве, а вырос в Твери. Именно с Тверью и тверским краем связаны юность писателя, начало его творческой биографии.
В Кувшинове Борису Николаевичу пришлось бывать несколько раз. В 20-е годы прошлого столетия юноша Борис Кампов выезжал несколько раз работать на сплаве леса в Селижарово. Приходилось ему сплавлять лес и для Каменской бумажной фабрики. Об этом писал в своей книге о Борисе Полевом критик-литературовед Б.Е.Галанов. В то время не было еще города, был только рабочий поселок с близ лежащими селениями и станцией. Рабочие свой поселок просто называли Каменка. А настоящее село Каменное находилось на левом, противоположном поселку, берегу реки Осуги, на месте ее слияния с рекой Негочью. Обычный рабочий поселок с фабричными трубами, огромнымными корпусами фабричными корпусами по обоим берегам реки, гудком, зовущим рабочих на очередную смену, жилыми домами рабочих.
Вряд ли тогда мог подумать молодой Борис Николаевич, что ему еще не раз придется побывать в этом поселке, а потом и городе.

Возвратившись с лесосплавных работ в Тверь, Борис Кампов начинает активно работать в качестве рабкора, а затем становится профессиональным журналистом. Его приняли работать в газету «Тверская правда».
В 1929 году по всей стране развернулось социалистическое соревнование. Инициатором этого почина был ленинградский завод «Красный Выборжец». На его призыв включиться в соревнование первой откликнулась Каменская писчебумажная фабрика. Трудящиеся этого старейшего предприятия бумажной промышленности благодаря сознательности и инициативности добились небывалых успехов. О достижениях каменских рабочих заговорили по всей стране.
В середине 1929 года в поселок каменских бумажников неоднократно приезжает корреспондент газеты «Тверская правда», чтобы рассказать о трудовых подвигах каменцев на страницах газеты. Этим корреспондентом был молодой Борис Кампов, уже известный в прессе больше всего под своим литературным псевдонимом Полевой.
Борис Николаевич пробыл в Каменке несколько дней. Все это время он неустанно собирал материал об ударном труде рабочих фабрики, интересовался историей предприятия. В результате этой поездки в Каменку молодой журналист создал большой очерк о работе каменских бумажников, об их энтузиазме, задоре, успехах. А успехи эти были действительно значительны, если учесть, что в 30-е годы прошлого столетия Каменская писчебумажная фабрика вырабатывала 6% всей бумажной продукции тогдашнего Советского Союза. Этот очерк был опубликован в трех номерах газеты «Тверская правда» (№ 105 «Достижения Каменцев», №и № 133 и 134 «Каменцы сдержали слово» и «Старая фабрика помолодела»).
Однако молодой и энергичный корреспондент освещал не только производственные успехи. Он так же интересно рассказывал и о зарождающемся современном быте рабочих периода строительства социализма. Так в газете «Тверская правда» № 94 за 1929 год на третьей странице появляется заметка: Б.Полевой «Без крепких напитков. Первые итоги работы советских чайных».
Естественно, изучая жизнь рабочего поселка Каменка, журналист посещает каменскую чайную. В номере 133 «Тверской правды» за 1929 год на четвертой полосе в рубрике «Жизнь наших уездов» опубликована заметка «За тюлевыми занавесками. От нашего специального корреспондента». Заметка подписана «Викт. Жоржин». Как оказалось, это один из газетных псевдонимов Бориса Кампова-Полевого. Думаю, кувшиновцам будет любопытно познакомиться с этим историческим текстом, одном из свидетельств жизни тех времен.
«- Чайная на Каменке есть?
- А вам какую – советскую или частную?
- Давай советскую!
И лошадь затрусила по знакомой дороге. Подъехали к большому с виду мрачному дому. Сквозь запотелые стекла окон тускло проглядывают узоры тюлевых занавесок. Ход со двора. Больше смахивает на трактир большого села. Только красивое полотнище с надписью:
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ – СОВЕТСКАЯ ЧАЙНАЯ!
Свидетельствует о том, что это и есть достижение Каменского ЦРК.
Внутренний вид немного приветливее внешнего. На окнах чистые занавески. Чистые обои, несколько цветков и картин да немного почище, чем в других чайных, скатерти.
В чайной почти пусто. Два посетителя молчаливо сидят за шашками. За столом сидит гражданка да блестит лысиной увлекшийся едой поп.
А ведь в чайной тихо, уютно и тепло. Можно очень хорошо отдохнуть.
Но к вечеру теплая и уютная чайная преображается. Скатерти помяты и облиты. Нередко воздух оглашается сочной матерщиной. От утренней чистоты не осталось и следа. Пол загрязнен отбросами, окурками, плевками. Газеты разбросаны, измяты. Кучками рассевшись по столам, из-под  полы распивают принесенную с собой водку.
Так вечером меняет свое лицо советская чайная. Ее уже нетрудно спутать с частным трактиром.
Почему же это так? Очень просто. Ведь мало прибить вывеску над чайной и этим одним показать, что она советская. Необходимо, чтобы в чайной перевоспитывался посетитель, надо создать для этого культурную обстановку. В каменской чайной вы не найдете плаката, агитирующего за чистоту и культурность, за трезвость.
Плоха та чайная, которая, называясь советской, фактически унаследовала традиции царских трактиров.
Новая советская чайная должна быть культурным местом отдыха. И об этом должны организаторы ее позаботиться немедленно».
Очень хорошая бытовая зарисовка. И самое главное – уже выкристализовываля ни с кем не сравнимый стиль Бориса Полевого.
В годы Великой Отечественной войны Борису Николаевичу Полевому вновь пришлось побывать в Каменке, получившей в 1938 году права города и переименованной в Кувшиново. Теперь он уже был военным корреспондентом газеты «Правда» на Калининском фронте. Упоминание о пребывании в Кувшинове мы находим в книге писателя, вышедшей в издательстве «Молодая Гвардия» в 1978 году под названием «Эти четыре года… (Из записок военного корреспондента)».
В первом томе книги мы находим интересную корреспонденцию с интригующим заголовком «Ромео и Джульетта Калининского фронта», которая прямо начинается так: «Штаб наш перебазировался на этих днях значительно западнее, в село Сафонтьево, что недалеко от поселка наших тверских бумажников, где когда-то у здешних владельцев бумажной фабрики, людей странных и необыкновенно для купеческого звания прогрессивных, подолгу живал Алексей Максимович Горький. Тылы, редакция фронтовой газеты комфортабельно разместились в этом обойденном войной поселке. Штаб фронта - километров на десять западнее, в просторном красивом селе.
Под прессу расщедрившийся комендант отвел большую пятистенную избу…» (стр. 133).
Военному корреспонденту «Правды» часто приходилось бывать в Кувшинове  в редакции фронтовой газеты, посещать госпитали, разместившиеся в те суровые годы во всех подходящих для этого помещениях, в том числе и в клубе имени В.И.Ленина (бывшем Народном Доме, построенном владельцами фабрики в 1913 году для рабочих). Здесь Борис Николаевич услышал много замечательных историй от бойцов Калининского фронта, которые были использованы писателем впоследствии при создании своих художественных произведений.
Много пришлось поколесить по местным дорогам Борису Николаевичу, собирая материалы о боевых действиях фронта, об участниках сражений. Всякое случалось в пути. Но один случай особенно запомнился Борису Николаевичу. Он собирался срочно выехать в Москву, так как получил известие о болезни сына. В это время туда направлялся вездеход, и Борис Николаевич хотел попутно доехать на нем. Но в штабе его не отпустили. «…А вечером пришло известие – мурашки побежали по спине. Оказывается, совсем недалеко от Сафонтьево, при въезде с полевой дороги на большак, немецкие пикировщики прямым попаданием разнесли вездеход…».
Об этом трагическом эпизоде писатель сообщает в своей книге «Эти четыре года…», в корреспонденции под названием «Вот и не верь в провидение» (стр. 141-142).
Да, действительно, судьба спасла писателя, потому что еще его главные книги были не написаны, их ждали фронтовики, их ждали все советские люди в эту годину суровых испытаний. Впереди была книга «Повесть о настоящем человеке», которая стала настольной книгой всех бойцов армии.
В Кувшинове Б.Н.Полевой впервые близко познакомился с командующим Калининского фронта, Маршалом Советского Союза И.С.Коневым. По долгу своей профессии писателю много приходилось колесить по фронтам. Встречи с Маршалом Коневым случались и после Калининского фронта у журналиста-писателя Б.Полевого. В победный год они с маршалом встретились в освобожденной Праге. И тогда у них было много задушевных бесед. Воспоминания о них впоследствии легли в основу биографической книги о полководце И.С.Коневе, созданной много лет спустя Б.Н.Полевым.
Нам, кушиновцам, приятно сознавать, что наша родная земля не однажды вдохновляла многих великих людей нашей страны, в том числе и Героя Социалистического труда, лауреата Государственной премии Бориса Николаевича Полевого.








 



Рецензии