Командировка на Землю Игоря Муханова

                Эдуард Учаров, эссе


Понятно, что всё именно так и обстоит на самом деле. Послали наблюдателя на нашу планету. А по итогам командировки составлен поэтический отчёт. Почему поэтический? Потому, что он самый верный и всеобъятный.
В стихах нельзя соврать. Да и вообще – стихи явление сугубо земное. Именно то, что характеризует нашу планету в целом. И именно то, что выделяет её из сонма обитаемых миров.
Нет, мы, земляне, конечно, тоже не избежали зловредного «ratio». И мы в большинстве своём  подвержены инфекции умственной полноценности. Но только у нас есть совершенное противоядие от этой вселенской чумы – лирическое осмысление предметов и событий. Свободное выдыхание интуитивных форм в зарифмованном коде русской силлабо-тоники.
А ещё есть мучительные вопросы и удивление красотой непредвиденных обстоятельств:

За кудряшками облака – смех и живая возня...
«Как проник ты сюда, за решётку земного мышленья?»
И лимонная бабочка круп украшает коня,
и в полнеба сияние – радуга стихотворенья!

Муханов, космический разведчик земных состояний, повествует, например, о самом важном и непреложном законе земного тяготения – тяготении сна. Это тоже специфическое для нашей планеты явление. Так творческая сущность прямоходящего проводника в тонкие миры выхватывает фрагменты потустороннего знания и сообщает потом остальным не очень прямоходящим о постулатах не очень геометрических фигур речи:

Художник просится домой,
в еловый сон, где много шишек.
Там тень гремучею змеёй
ползёт в траве и сладко дышит.

Существует опасность текстоиспытателя раствориться в тонких материях самому. Но аватарка лирического героя выдерживает накал атмосферно-строфического давления и надёжно защищает нашего персонажа. Древними мантрами традиционного стиха отражаются беспощадные лучи сиюминутной действительности. Поэтический инструментарий и субъект исследования абстрагируются друг от друга и тогда – вовлечённость в происходящее растекается неделимыми атомическими каплями рифм по предметному стеклу не совсем здравого, но очень интересного смысла. Исследователь становится просто-напросто невидимым:

Кто я для стихотворенья,
этой ветки за окном? –
Мир живого отраженья,
сон во сне, случайный дом…

Ведь чем прежде всего занимается настоящий поэт? Он подыскивает определение миру. А значит, и вещам, живущим внутри и снаружи воображариума. Причём предметы, явления и события поэтовой реальности могут (и чаще всего так и происходит) не совпадать с материальной осязаемостью других существ, дышащих с творцом звуков одной и той же почвой, но безмерно далеко находящихся от системы координат пишущего.
Как же понять автора? Да очень просто. Самый действенный способ познания  сверхъестественного, помимо поэзии – воспитание религиозных чувств. Возжигаешь  дообеденную жертву, расстилаешь коврик, перекрещиваешь лоб, плечи и живот и открываешь личный портал иного существования:   

И ухожу в языческую Мекку
стихов – иной портал существованья,
где так светло, и ближе человеку
всё то, что существует без названья.

И всё происходит само собой. Ты попадаешь в иной мир, который ещё не описан и не обжит. Где ты – толкователь своей вселенной. Где каждый шорох и запах зависит от твоего называния. Где цвет можно вдохнуть и выдохнуть радужным пузырём нового слова, а потом попытаться поймать его и попробовать буквы на вкус. Где закольцовывается любопытная диалектика: призрачная и прозрачная долгота гласных переходит в иное состояние. Состояние беспокойного сна согласных!
А ведь впавший в сон – просыпается уже совсем другим человеком. И эти удивительные прозрения вглядываются в читателя мухановской звёздной книги почти на каждом шагу:

И, живя, не ведали о том,
как в другую жизнь входили утром:
тонкие, прозрачные, как будто
посланные в мир за молоком…

И поэт сотворяет. Он называет вещи своими новыми именами. Торит художественные тропы к увлечённому чтецу. Плетёт риторическую паутину внесмысловых образований. Его колючие и дикорастущие образы цепляют и кровавят воображение: неожиданно из-за тире выглядывает олицетворение, частная госпожа синекдоха вовлекает в общественный водоворот множественных чисел, эпитет направо и налево отвешивает пощёчины чересчур изнеженному вкусу, в зыбкие объятия миража подманивает аллегория, но всем правит бал скользящая и хрустящая на свежем морозце роскошная и ошеломительная метафора:

За горою, без поправки
на сверкающий ледник
зимний день снимает шапку,
гладит неба воротник.

Реальность оживает. Питающие её чувства несут такой энергетический посыл, что затягивают в стихотворную воронку всё окружающее. И эти Чёрные дыры космической лирики не несут опасности для жизни. Они, наоборот, обновляют её, переплавляют и заряжают спасительной силой магического искусства. Провожатель и встречатель обнажённых душ ничего не требует взамен. Отдавая всего себя, он лишь указывает дорогу, отмечает пункты входа и выхода в новую действительность и предлагает свои строки в качестве средства доставки к ним:

В тенётах счастья соловьиха
читает Фета наугад.
Стихи имеют вход и выход,
и окна в отдалённый сад,
в котором всё желает сбыться,
иметь длину и ширину…

Помимо всего прочего, в этом уникальном отчёте отыскиваются несколько конспирологических строф, расшифровав которые вполне можно подтвердить некоторые теории о цели возникновения и существования человечества на Земле. Возьмём немного отточенного пафоса гражданской направленности – действительно искренних и пронзительных строк, и извлечём из них второй или даже третий смысл, самим автором, возможно, и не подразумевающийся. И тогда человеческая жизнь предстанет пред нами тюремным сроком сосланных к нам преступиших всегалактический закон межзвёздных сограждан, а сама наша планета – как одно из тюремных учреждений Вселенной:

На атлантические жвалы,
на Колыму случайных строк
в России миллион сбежало
и отбывает жизни срок.

У каждого художника должен быть свой внутренний Алтай и внутренняя Катунь. Художник – всегда разведчик. Разведчик – художник контурных линий. Запечатлевая горные вершины и гордые реки, наш космический рейнджер заполняет карту мироздания, расширяет смыслы и меняет созвучия. И уже совсем не схематично-далёким предстаёт перед нами экспрессивный Алтай, а живая река Катунь подмывает берега аллитерационной Хатыни-беды и вносит в своё произношение отчётливый жизнеутверждающий рокот:

Катунь, глоток старинной жизни
ты прячешь в новый свой рукав!
На перекатах пеной брызжешь,
как прачка, тучи постирав.

Чем же завершилась экспедиция поэта на Землю? Описательный мир, занесённый во всеобщий и единый каталог цивилизаций, наш с вами мир – получает по итогам этой командировки право на художественное бытиё на полях бесконечных страниц библиотеки первосоздателя.
Мы – читатели этого дня, листатели судеб и событий, зеваки грохочущих чувств персонажей и свидетели сюжетных линий – в каждом стихотворении, в каждой строке и в каждом звуке поэтических откровений обретаем для себя свободу истинного вдохновения, поскольку осознаём и обретаем себя в той стране живительной лирики, где даже веточка вер(б)ы способна спасти всё сущее:

И за гранью последнего утра,
за рекою, где правда живёт,
станут почки спасать, словно Будды,
бирюзовую дымку высот.


Рецензии
Здраствуйте!
Классный текст, критическое эссе.
Выражено целое мысли мастерски.
Очень понравилось.
Так читатель обретает неисследимый путь от критики эссеиста к произведениям автора.
А бывает и так, что жизненный путь автора, наполненный удивительными зигзагами судьбы, притягивает читателя к себе, а от себя к произведениям.
Говорю о пути автора, от живописных Жигулей до легендарных гор Алтая.
Наверное, путь автора как-то запечатлён в его творениях. Догадка, как вопрошание.

Спасибо и
С уважением,

Бармин Виктор   16.06.2023 07:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор, за Ваши интересные рассуждения!
Конечно, и Жигули, и Бурятия, и Алтай - места, в которых мне посчастливилось жить продолжительное время - отражены в моих произведениях. В прозе и стихах.

Игорь Муханов   16.06.2023 13:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.