Деньги под проценты

   Не могу слушать, когда говорят о наркоманах. Мне больно. У меня был сын, славным и ласковым рос мальчуганом. Из троих моих детей он меньше всех доставлял хлопот: хорошо учился в школе, слушался старших, не обижал сестренок. В нем я видела опору в старости.
   Семья моя никогда в роскоши не купалась. Жили, как все, на заработанные деньги, но не бедствовали. Когда начался развал Союза и переход к рыночной экономике, в городе закрылись многие предприятия. Мы с мужем потеряли работу. Он начал торговать метлами. Возил их с Алтая на пассажирском автобусе. Потом взялся за мед. Он привозил, я продавала. Это только кажется, что на нем можно разбогатеть. Не каждый день люди покупают мед. Дорого. А за место на рынке приходится платить сполна.
  Когда мужу надоело мотаться туда-сюда, он задумал завести свое дело, открыть частную фирму и обслуживать машины. В газетах, на остановках, на столбах в ту пору появлялись объявления: «Дам деньги под проценты». На одно из них муж соблазнился. По его расчетам, мы могли бы отдать деньги в срок.
   Подошел срок, а нужной суммы для возврата не было. К помощи родственников и знакомых обращаться не стали, хотели сами справиться со своими проблемами, тем более что они тоже не шиковали и едва сводили концы с концами. Лучше бы обратились.
   Сначала нам вежливо звонили, потом начали требовать, угрожать, что поставят на счетчик, наконец, выкрали нашего сына. Что мы пережили – словами не передать. Все думы были только о  ребенке. В голову лезли картины одна ужаснее другой, но в глубине сердца жила надежда, что с нашим парнем ничего не случится. В полицию мы не пошли – боялись, что его могут убить. Вот тогда мы подняли на ноги всех родственников, соседей, знакомых, занимая у них в долг. Они не скупились – отдавали последнее. Мы заложили квартиру, почти за бесценок продали машину, приобретенную еще в благополучные времена. С большим трудом, но нужную сумму набрали. Голова моя от переживаний за сына поседела в несколько дней. У мужа стало барахлить сердце. Неделя полной неизвестности  показалась нам вечностью. Отдали деньги и стали ждать обещанного возвращения сына. Время тянулось невыносимо долго. Вздрагивали от любого звонка в дверь или по телефону.
  И вот нам его вернули, оставив под дверью. Но в каком виде? Исхудавший, с блестящими глазами, он не походил на нашего прежнего  Азамата. За неделю они сделали из него законченного наркомана. Отныне все его мечты и стремления были об одном – уколоться. Вы не представляете, какая это для родителей мука – видеть своего ребенка в таком состоянии. Он плакал, просил, умолял, требовал дать ему наркотик. Больше ничего не интересовало его в этой жизни. Руки опускались от бессилия, мы ничего не могли изменить. Я поняла, что наркомания – это страшная болезнь, от которой нет средств.
  Когда сына ломало, не знаю, кому из нас было хуже. Мы страдали вместе с ним. Прежде я всегда считала себя слабой, но муж не выдержал первым. Отказало сердце. Он сильно переживал, чувствовал себя виноватым во всем случившемся, хотя никто его не винил. Он хотел как лучше для семьи. Недолго прожил и сын. Простой инфекции оказалось достаточно, чтобы победить ослабленный организм. Надо ли говорить, что мы с дочками испытали, похоронив одного за другим двух близких людей? Такое чувство, что земля опустела. Тоска и спустя годы разъедает душу. Ничто меня больше не радует. Трудно и больно вспоминать о прошлом, только вера в Бога поддерживает во мне жизнь.
  Говорят, что надо молиться за врагов, за своих обидчиков. Я не могу. Это выше моих сил…


Рецензии
Правильное откровение. Сегодня тоже многие берут долги, не задумываясь о последствиях. А кто виноват? То-то и оно!
"... и молиться не учи, не надо. к прошлому возврата больше нет..." (Есенин)

Серега Рсфср   05.03.2016 05:26     Заявить о нарушении
Лучше "вытягать ножки по одежке".

Ирина Бурыкина   05.03.2016 09:38   Заявить о нарушении