На вершине Главного Кавказского хребта...
Продолжение: На Кавказ...
Базу партии нам подобрали между железной дорогой и автотрассой Грозный - Махачкала, на окраине Гудермеса, около огромного карьера. В этом карьере уместилась вся наша автотехника, сейсмостанции и радиостанции.
С приведением в порядок своей техники, в рабочее состояние мы и начали работу на новом месте.
Мне предстояло работать в горном отряде, где начальником
отряда являлся Пахомов (инициалов не помню), геофизик - оператор Вяльцев Юрий. Маршрут нашего профиля проходил через вершину Главного Кавказского хребта: Хасавьюрт - Ботлих - Хунзах - Буйнакс – Бежта – Лагодехи.
Самолетную радиостанцию Р-805, мы смонтировали в автомашине Газ-69, а водителем был назначен местный русский, Николай Васильевич, лет 45 от роду (фамилию не помню). На этой радиостанции мне предстояло пройти весь намеченный маршрут через Большой Кавказский хребет…
И вот наступил день выезда на профиль.
Сажусь я в Газ-69, на переднее сиденье и замечаю, что рядом с водителем, слегка прикрытыми тряпицами лежат бутылки три с портвейном.
- Ты что, - говорю,- Василич, пить собрался?
- А я по таким дорогам трезвым ездить не могу! – без тени смущения, категорически заявил он.
- Каким ещё дорогам? – еще не совсем вникнув в суть его ответа,- переспросил я.
- А вот поедем – увидишь…
Спорить с местным жителем преклонного возраста, я не посчитал уместным, и, не желая его обидеть, сказал ему единственно, что пришло в мою голову, в тот момент:
- Тогда поехали в магазин, я тоже прикуплю что-нибудь выпить.
- Правильное решение, сынок, - улыбнувшись, ответил он и завёл машину.
Дорога от Хасавьрта до Ботлиха постоянно шла в горы, но горы были покрыты растительностью и не имели очень крутых обрывов и пропастей. А вот после Ботлиха проселочная дорога резко пошла вверх, и появились каменные горы и пропасти. Меня удивили какие-то горки нагромождений камней, на поворотах и торчащие в них палки с привязанными к ним тряпочками.
- А это что обозначает, - кивнул я на эти каменные горки с палками.
- А это обозначают - то, сколько душ улетело в пропасть, негромко проговорил он и потянулся за бутылкой с портвейном. – Помянуть надо…
Помянул и я.
Мне приходилось ездить по Военно-Грузинской дороге, через Крестовый перевал – там асфальтовая дорога и зеркала - полусферы.
Подъезжаешь и видишь, за много метров до поворота, свою машину и что делается на дороге, за поворотом.
Но эта дорога не имела асфальтовых покрытий, выпуклых зеркал, и была гораздо сложнее. А частые каменные нагромождения, с торчащими в них палками с тряпками, подчеркивали эту опасность.
Глядя с высоты хребта, на серые сгустки серого тумана, медленно плывущего ниже нас, невольно вспоминались слова А.С. Пушкина:
«Здесь тучи смиренно плывут подо мною».
Николай Васильевич не подвёл, и мы благополучно добрались до места назначения…
…С Юрием Вяльцевым, геофизиком-оператором отряда и старожилом конторы «С», нам приходилось работать часто по ночам, ибо приём взрывов с ПВ имели особенность: каждая работа (взрыв тротила, пороха), ровнялась тоннам и более взрывчатки. Принималась взрывы сразу несколькими сейсмостанций, разбросанных на большой территории по Северному Кавказу и Калмыкии. А длинные сейсмические косы, частенько пересекали автодороги, и приходилось выбирать время, когда движение прекращалось, или уменьшалось. Для этого и существовала радиосвязь – нужно было согласовать время такой работы, зарегистрировать и зафиксировать отметку момента взрыва на осциллограмме.
Свидетельство о публикации №216030502155