О кухне, о мире, о себе

(размышления старого мушкетера)

 «В эту минуту вошел Базен, неся шпинат и яичницу.
     — Беги, несчастный! — вскричал Арамис, швыряя ему в лицо свою скуфейку. — Ступай туда, откуда пришел, унеси эти отвратительные овощи и гнусную яичницу! Спроси шпигованного зайца, жирного каплуна, жаркое из баранины с чесноком и четыре бутылки старого бургундского!
     Базен, смотревший на своего господина и ничего не понимавший в этой перемене, меланхолически уронил яичницу в шпинат, а шпинат на паркет.
     — Вот подходящая минута, чтобы посвятить вашу жизнь царю царей, — сказал д'Артаньян, — если вы желаете сделать ему приятное: «Non inutile desiderium in oblatione».
     — Убирайтесь вы к черту с вашей латынью! Давайте пить, милый д'Артаньян, давайте пить, черт подери, давайте пить много, и расскажите мне обо всем, что делается там!»

Александр Дюма «Три мушкетера»

«Мир изменился.. Я чувствую это в воде, в земле.. в воздухе…» Не знаю как вам, а мне так и лезет в голову начало эпопеи «Властелин Колец», потому что складывается ощущение, что мы скоро вообще перестанем понимать образ жизни наших предков.  К чему я это веду? К тому, что кухня, как и мода ужасно переменчива. Вот взять, например, картофель. В XVII веке в Европе его выращивали как декоративный цветок, который являлся символом любви. Привезенный из-за океана овощ спорил с розами за право быть символом страсти к противоположному полу. Можно без преувеличения сказать, что Европу того времени охватила «картофелемания» - обои были в картофельный цветочек, платья в картофельный цветочек, девушки ходили в венках, нет, не из клубней конечно, а из цветков картошки. Только грянувшая страшная Тридцатилетняя война изменила положение дел. Европейцы, у которых выгорели города, селения, сады и поля, вспомнили, наконец, что индейцы все-таки картошку едят и заморские клубни спасли немало людей от голодной смерти. Правда, одновременно со сковородками, полными той самой, поджаристой, вкусной (фитоняшки падайте в обморок!) прошли и сонеты в честь странного земляного овоща. Мир изменился… В очередной раз…

Сходная история с кофе. Европейцы отказывались его пить и называли его «отваром из старых сапог» - за его вкус, цвет и запах. Так продолжалось до тех пор, пока хитрые французы не догадались положить в кофе сахар. И началась мания на кофе…

Всеобщее помешательство, как известно, не имеет границ… Стоит кому-то заявить что продукт полезен, как все бросаются его употреблять. Стоит кому-то заявить, что продукт вреден, как все перестают его есть или пить. Вот, например, табак. Проникший, как и многое из Американского континента, из индейских культур, он стал просто притчей во языцех. Если в XVII веке табак продавался в аптеках как лекарство, «средство для придания мышлению остроты», то о нашем отношении к табаку можно не упоминать. Табак это яд!… Рак легких и все-такое… Объясните это сэру Конан Дойлю и его мистеру Холмсу, или Д.Р.Толкиену и его героям, особенно хоббитам и Гэндальфу. Кто поручиться, что через 100-200 лет нашей борьбы с курением, алкоголем и «вредными» продуктами – типа мяса, шоколада и всего такого прочего - мы не перестанем вдруг понимать Шерлока Холмса и мушкетеров, хоббитов и Гэндальфа, ковбоев и музыку кантри?

Куда идет наш мир? Каким он будет?

Хорошо конечно поехать на Бали и посидеть недельку-другую на манго и папайе, но почему это стало аксиомой, некоей стопроцентной истиной? С высоты этой истины мы, открыв «Три мушкетера» вообще ничего не поймем. Впечатление будет таким: «Фуу, они жрали мясо и пили вино бочками, это вредно для здоровья! А еще дрались на шпагах и убивали гвардейцев кардинала! Вино, мясо и насилие отягощает карму! Какое убожество! Лучше бы читали книжки и занялись йогой!» Мы не заметим в этой книге ни любви, ни дружбы, ни приключений… И от этого, мне, старому мушкетеру, грустно… Утешает только то, что в тарелке еще осталось жаркое из баранины с чесноком, в бутылке еще плещется вино, под рукой эфес шпаги, на тот случай, если вон те парни в красных плащах начнут отпускать свои глупые шуточки. И друзья конечно рядом… Так что мы еще поборемся! Один за всех и все за одного!


Рецензии
Кстати, в кофе сахар положили не французы - европейцев приучил к кофе украинский шляхтич Юрий Кульчицкий, живший в Вене. Он нехило погеройствовал в битве под Веной в 1683 году, во время нападения турок, и Ян Собеский, спасший город, в награду презентовал ему весь кофе который нашел в турецком лагере. А там его было немало... В общем, Кульчицкий открыл в Вене первую кофейню. И как раз он добавил в кофе сахар и сливки - отсюда "кофе по-венски". А еще цвет напитка после сливок стал похож на рясу монахов-капучинов (а именно монах-капучин Марко д"Авиано бродил по Европе, призывая королей объединиться против общего супостата).

Короче, теперь в мире есть три памятника Кульчицкому - в Вене, во Львове и в егородном селе Кульчицы в Львовской области. И, кстати, из того же села Сагайдачный происходил. А еще в той битве сражался и был ранен львовский православный епископ Иосиф Шумлянский.

А вообще Венская битва чем-то похожа на оборону Минас-Тирита. В роли Гэндальфа - Марко д"Авиано, в роли Теодена - Собеский, в роли Ангмарца - турецкий визирь Кара-Мустафа (его потом казнили за проигранную войну), в роли Денетора - австрийский император Леопольд, в роли Имраиля, оборонявшего город, - Карл Лотарингский, а в роли Ган-Бури-Гана, показавшего короткую дорогу, - Кульчицкий!

Кстати, я польщен что мой перевод Пангура вдохновил вас на рассказик!

Виктор Заславский   17.03.2016 10:52     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв! Не удержусь от ответного комментария. Пан Ян Собесский, который был королем Речи Посполитой, некоторое время прослужил в королевских французских мушкетерах и с гордостью носил лазурный плащ, украшенный "мушкетерским крестом". Любопытно правда?)) А ваш перевод Пангура прекрасен! Мне он понравился больше всех вариантов.

Олег Мансков   18.03.2016 10:50   Заявить о нарушении