Последние годы правления И. В. Сталина
Идеей практического построения коммунизма – свободного, сознательного сообщества образованных и всесторонне развитых, а значит, свободных людей – были увлечены в СССР десятки миллионов людей.
• Курс «на развёрнутое строительство коммунистического общества» был провозглашён на XIX съезде КПСС (октябрь 1952 года).
Теоретической основой этого курса стала статья И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма».
• В этой своей работе Сталин сформулировал основной экономический закон социализма:
«Обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники».
Это не чьё-то желание или прихоть – это объективный закон, который невозможно обойти до тех пор, пока существует социализм.
И пока этот закон действует, социалистическое общество – в полном соответствии с ним – развивается как социалистическое общество.
То есть в нём увеличивается достаток для всего общества – пусть не для всех сразу намного, но непрерывно и для всех, кто трудится.
Причём увеличивается не на базе ограбления кого-то, а на базе непрерывного роста и совершенствования производства.
В конечном счёте, в соответствии со своим основным экономическим законом, социализм производит счастье – для всех. Точнее – для всех, кто трудится или потрудился.
Социализм невозможен без непрерывного, постоянного поощрения и воспитания в человеке человека.
Ещё в первые годы Советской власти, обращаясь к молодёжи, В. И. Ленин предупредил её, что коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.
• Сталин развил эту мысль в «Экономических проблемах социализма» так:
«Необходимо добиться такого культурного роста общества, который обеспечил бы всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей; чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития…»
Таким образом, образование народных масс виделось Сталину не просто средством обеспечения экономического процветания, а прежде всего средством создания интеллектуально и социально активного общества. Общества, которое было бы кошмаром для любого бюрократа, начальственного самодура и тирана.
• Сталин так же писал:
«Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьёзного культурного роста членов общества без серьёзных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно, прежде всего, сократить рабочий день, по крайней мере, до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Для этого нужно, далее, ввести общеобязательное политическое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества имели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше, - как путём прямого повышения денежной зарплаты, так и, особенно, путём дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления».
То есть Сталин был единственным в мировой истории главой государства, который практически ставил грандиозные социальные задачи, условием выполнения которых был пяти (!) часовой рабочий день!
Причём он прекрасно понимал, что реальная жизнь полна противоречий, но, сам же и убеждал страну, что «при правильной политике руководящих органов эти противоречия не могут превратиться в противоположность», а затем, будучи главой государства, уже прямо указывал:
«Нужно пройти ряд этапов экономического и культурного перевоспитания общества, в течение которых труд из средства только поддержания жизни будет превращён в глазах общества в первую жизненную потребность, а общественная собственность – в незыблемую и неприкосновенную основу существования общества…
…Задача руководящих органов состоит в том, чтобы своевременно подметить нарастающие противоречия и вовремя принять меры к их преодолению путём приспособления производственных отношений к росту производительных сил…»
«Таковы основные условия подготовки перехода к коммунизму, - заключал Сталин. – Только после выполнения всех этих предварительных условий, вместе взятых, можно будет надеяться, что труд будет превращён в глазах общества из обузы в «первую жизненную потребность» (Маркс), что «труд из тяжёлого бремени превратится в наслаждение» (Энгельс)…»
Своими «Экономическими проблемами» Сталин показал, насколько его волнует и беспокоит будущее социалистической страны как общности людей, созидающих людей, достойных ими называться.
• XIX съезд партии принял решение переименовать ВКП(б) в КПСС, утвердил директивы по 5-му пятилетнему плану развития СССР на 1951 – 1955 годы.
• После съезда по предложению Сталина руководящее ядро КПСС помолодело и расширилось.
Прошедший 16 октября 1952 года Пленум ЦК избрал вместо старого Политбюро ЦК ВКП(б) новый Президиум ЦК КПСС (36 человек).
По настоянию Сталина в партии было ликвидировано единоначалие – должность генерального секретаря была упразднена, а секретарей ЦК стало 10 человек.
По замыслам Сталина, власть должна перейти от партийной номенклатуры к Советам, т. е. действительно стать советской.
А партия ведала бы только вопросами пропаганды и подбора руководящих кадров, не вмешиваясь в экономическую, культурную, научную и другие сферы.
Свидетельство о публикации №216030500734