Гл. 16 Крестоносец Рольф Штайнер

Рольф Штайнер родился 3 января 1933 года в Мюнхене. Сын протестанта и матери-католички, учился на священника. Он с детства мечтал поехать миссионером в Африку. Миссионера из Штайнера не получилось, зато вышел рыцарь – крестоносец.
В возрасте 17 лет Штайнер поступил во Французский Иностранный Легион. Мать, после этого, прекратила общение с ним. Говорят, что к решению стать легионером юного Штайнера подтолкнул бурный, но не продолжительный роман с некой молодой  католической  монахиней. Рольф "сдался" в Легион в Оффенбурге. Был направлен на обучение в Алжир. После обучения в Алжире, он был отправлен служить во Вьетнам, в 1й Парашютный Полк Иностранного Легиона. Там он отважно сражался, после чего снова вернулся в Алжир, где продолжил воевать уже против арабов. Прослужив в Легионе 12 лет, был арестован за участие в подготовке заговора против президента де Голля, после чего находился в заключении 9 месяцев.

В 1967 году он, проживая в Париже, сошёлся с бывшим своим сослуживцем Роджером Фалько, который и организовал их наёмную службу в Биафре. Штайнер вылетел в Порт-Харкорт через Лиссабон и был зачислен в Армию Биафры на должность командира роты. Проявив себя  талантливым командиром и организатором, он получил задание создать 4ю бригаду коммандос Биафры. Первые 3 бригады и не существовали вовсе, это было хитроумным шагом дезинформации нигерийцев. Рольф использовал как символ своего подразделения череп со скрещёнными костями, который считал знаком воинской доблести. В Биафре он провёл много успешных миссий со своей 4й бригадой. Одна из них 25 мая 1968 года закончилась уничтожением 6 истребителей и бомбардировщиков советского производства.
В Биафре Штайнер провел, в общей сложности, 12 месяцев, нанеся ряд чувствительных ударов нигерийским войскам. Также он занимался организацией тренировочных лагерей и производства оружия. Он не только создал в биафрской армии части специального назначения, но и обучил биафрийцев более совершенной и эффективной тактике борьбы: быстрые мобильные группы, тактика обходов и ударов с тыла и флангов была, в целом, успешной в противостоянии с нигерийской армией, предпочитавшей передвигаться по дорогам, большими соединениями, пуская впереди ударный кулак из бронетехники и наемников.
Бойцы его "Чёрного Легиона" (4й бригады) под флагом "Весёлого Роджера"(череп с костями) и с девизом "Моя Честь зовётся Верность"(девиз SS) вселяли в нигерийцев ужас.
Его действия и действия его команды были настолько успешны, что вызывали ревность у других высокопоставленных военных чинов Биафры. Форсайт в «Истории Биафры» пишет, что Штайнер после боев за Абу стал действовать слишком независимо. Причиной для разрыва с правительством Биафры стала конфискация Штайнером нескольких джипов «Красного креста» для нужд его бригады. В итоге он был арестован и выдворен из страны.

После своего возвращения в Европу, Штайнер узнал о бедственном положении христиан в Южном Судане, которые боролись против притеснявших их воинствующих мусульман, пытаясь создать собственную республику.
Война в Судане между арабским севером и неарабскими племенами юга, исповедовавшими, преимущественно христианство, шла с 1955 по 1972 г. В этой войне Судан пользовался поддержкой Египта и СССР, а повстанцы – ряда центральноафриканских стран, в первую очередь Уганды. Итогом войны стал мирный договор, заключенный при посредничестве эфиопского императора Хйлэ Силассиэ в Адис Абебе, в 1972 г. По нему Юг оставался в составе Судана, но с правом довольно широкой автономии, вплоть до содержания своей 12 тысячной армии.
Штайнер предложил свои услуги главе Уганды Иди Амину и возглавил войска Уганды, поддерживавшие суданских повстанцев. Он не только успешно сражался вместе с повстанцами в Судане, но и решал многочисленные межплеменные споры между различными южными племенами, а также помогал гражданскому населению. В 1969 году он нашёл деньги и закупил тонны медикаментов, продовольствия, генераторы, инструменты, гидравлические насосы, инкубатор для цыплят и сто пудов семян томатов. Он хотел создать и привести в действие экспериментальные хозяйства и сети распределения продовольствия. Им была создана сеть экспериментальных ферм и построена больница в Форт Амори.
Активная деятельность, которую развил Штайнер, не всем пришлась по нутру. В итоге он поссорился с лидером повстанцев Джозефом Лагу, который видел в нем угрозу своему авторитету. К тому же в Уганде обострилась внутриполитическая борьба. По приказу нового президента Уганды Оботе Штайнер был схвачен и выдан суданским властям. 8 января 1971 года его доставили в Хартум.
Штайнер на отрез отказался оболгать президента Амина, которого считал своим другом и благодетелем. «Моя честь зовется верность» - для него это были не пустые слова. Тогда Штайнера обвинили в "преступлениях против Африки" и приговорили к смерти, которую заменили 20-летним сроком заточения из "гуманных побуждений":  за него выступилось правительство Западной Германии и оказало давление на власти Уганды. В тюрьме он провёл 3 года. Его держали в специальной клетке посредине тюремного двора с температурой 40 гр. тепла в тени под открытым солнцем, морили недельными голодовками, отбили почки. От пыток он частично ослеп: Штайнеру сыпали в глаза толченый карбид и перец.
В конце концов, в результате политического давления, он был освобождён и уехал уже навсегда в Германию, где и написал свои мемуары – книгу "Последний искатель приключений".

Штайнер никогда не был наемником в том смысле слова, как мы привыкли это понимать... Он никогда не воевал за деньги, только за идею. Будь то Биафра, где он должен был получать как командир 4й бригады коммандос не менее 5000 марок, но не брал причитающихся ему денег или в Южном Судане, где он в чине вырос до генерала-лейтенанта. Будь это развесёлый сильный парень в зелёном берете с Люгером за поясом, или лысый, измождённый на процессе в Хартуме, но Штайнер всегда оставался человеком идеи, что роднит его с другим рыцарем – графом Карлом Густавом фон Розеном.


На фото полковник Рольф Штайнер в Биафре. Берет французского паращютиста, на рукаве нашивка армии Биафры с встающим солнцем и эмблема 4й бригады коммандос - черепом и костями на черном фоне.


Рецензии