Печаль моя...
На фотографии: река Лозьва, селение Бурмантово Ивдельского района Свердловской области.
Северный Урал... Край гор, озер, болот и рек. Таёжный край. Край, облюбованный когда-то Гулагом для своих многочисленный лагерей и поселений, сейчас становится местом паломничества многочисленный туристических групп, туристов-одиночек и ...рыбаков.
Кто из людей не стремится к тому, чтобы как можно больше видеть и знать? Кого не приводит в восторг встреча с новым краем, с новым незнакомым человеком? Конечно, для всех это нужно и важно, учителю — просто необходимо.
Мне посчастливилось побывать во многих местах Северного Урада. Это были наши старые седоголовые горы, озера, реки с красивейшими прибрежными лугами и скалами и, конечно же, в деревнях-поселках, которые еще пока держатся небольшим числом населения. Приходилось посещать места, где когда-то было поселение, стояли дома, жили и работали люди, а теперь от некогда оживленных мест остались только оплывшие следы бывших фундаментов домов, где сейчас буйствуют заросли крапивы, а в отдалении – брошенные и заросшие холмики могил с покосившимися надгробными крестами с уже неразборчивыми надписями – вот всё, что осталось от кладбища, от поселка.
В поселках же, в которых народ еще держится, много интересного можно увидеть и узнать от старожилов. Взору приглашенному в избу страннику предстает удивительное зрелище быта сельчанина-старожила.
Хозяева деревенских изб стараются не отставать от городского жителя. Телевизор, стиральная машина, холодильник, платяной шкаф, стеклянный сервант, уставленный кофейным и чайным сервизами, большими и малыми рюмками и фужерами - всё это есть во многих домах. Но кое-где в таёжных деревушках встречаются дома, внутренняя обстановка которых потрясает воображение прихожего. И чего только здесь нет! Здесь и старинная русская расписная прялка, и необыкновенный по форме самовар. Здесь и иконы разного письма, разных времён. Здесь и разрисованные с металлической оковкой крестьянские сундуки и сундучки, стоящие друг на друге. Вдоль стен висят поразительные по выдумке резные деревянные шкафчики. Здесь же висят многочисленные рамки с пожелтевшими от времени фотокарточками родителей, других родственников и друзей. Здесь, наконец, в изобилии старинная русская одежда, праздничная и повседневная, женская и мужская. Она развешена по стенам, она в сундучках. Порой кажется, что находишься в этнографическом музее, до предела забитом редчайшими экспонатами.
...Жаль, что домов с уникальной утварью на Северном Урале с каждым годом становится всё меньше и меньше. Хозяева уходят в мир иной, а их потомство уже давно в город перебралось. Быт предков для потомства - это пережиток прошлого, оно его не интересует. Хорошо, если это домашнее искусство в музей попадёт. Но в большинстве случаев вещи расходятся по рукам, а то и вовсе сжигаются за ненадобностью.
Старики умирают, дома заколачиваются, деревня забрасывается. И сколько же таких деревень – поселений, приютившихся в свое время на берегах наших рек, несущих свои быстрые воды с гор Седого Урала, потеряли мы, не сберегли?!
Таких деревень – потерь на Северном Урале много. Очень много. Редко кто помнит сейчас, что на берегах Сосьвы и ее притоках когда-то были деревеньки Тренькино, Шегультан, Усть-Шегультан, Усть-Калья, Стрелебка и другие.
О деревне Тренькино, находившейся на берегу Сосьвы, в наше время разве что Тренькинские скалы с большой пещерой напоминают. Бывшая прибрежная таежная деревенька, возникшая на месте стойбища крещеного вогула Тренькин, и лежавшая на пути к северным поселениям, сейчас заброшена, а скалы, в связи с прорытием отводного канала, остались в стороне от русла Сосьвы, используемого туристами для сплава. Старое русло осушилось, по нему сейчас свободно на легковой машине можно подъехать к самой скале. А когда-то я на лодке из реки прямо в пещеру попадал.
Сейчас на берегах Лозьвы в самом северном, Ивдельском, районе Свердловской области затухает некогда многолюдная деревня Юркино. В ней остались только старики.
Горькая участь уже брошенных поселений на этой реке постигает Ушму, где осталось несколько человек коренного населения, главное занятие которых — охота. Оленеводством, былым занятием вогулов-манси, коренное население не занимаются уже давно, ещё с советских времён. Главная причина — разрушены традиционные места выпаса.
А ведь еще в середине прошлого века через все речки-притоки Лозьвы до самого северного селения Свердловской области - Ушмы были мосты. И сейчас еще кое-где можно видеть остатки этих опор. Говорят, их сломали и сожгли люди, незаинтересованные в многочисленном посещении этих мест.
На этой же реке на грани закрытия находится село Бурмантово.
Печальна судьба еще одного бывшего селения манси на Лозьве – Вижая, сгоревшее в 2010 году от сильнейшего лесного пожара. Вижай сгорел за 15 минут, жители едва успели убежать к самой реке. А ведь здесь до пожара еще была настоящая деревня манси со своими дворами, огородами, охотничьими и рыболовными промыслами. Сейчас, после пожара, предприимчивые дельцы пытаются реанимировать бывшее жилье коренного населения. Правда, ни о каком коренном населении у этих дельцов и дум нет. О себе эти алчные дельцы думают: уже построили несколько новых домиков рыболовной базы. Эта рыболовная база даже свои услуги уже предлагает. И зимой, и летом здесь можно видеть много машин состоятельных приезжих рыбаков. База браконьеров, хищнически отлавливающих запрещенной к отлову лозьвинских видов рыб тайменя и хариуса. База, где крутятся большие деньги. А вокруг на многие километры тянутся угрюмые обгорелые пейзажи. Лесу на восстановление потребуется еще с десяток, а то и больше, лет. Злые языки утверждают, что и пожар-то был устроен, чтобы выжить местных манси, чтобы захватить рыбную территорию. И никакой Закон хапугам не Закон.
На грани исчезновения в верховьях Каквы находится поселок Каквинские Печи, славившийся в свое время вкуснейшим хлебом, выпекавшимся местными мастерами – пекарями в печах с дровяным отоплением.
Когда-то на левом берегу Каквы уютно располагалась небольшая деревенька «Каква». Во второй половине прошлого века ее жители потихоньку стали перебираться в соседние города, дома оставались без хозяев и разбирались туристами и приезжими на дрова, деревенька пустела. Со временем от некогда большой и красивой деревни с названием «Каква» остался только один дом, в котором доживали свой век приветливые хозяева Алексей Иванович и тётя Тася Константиновы.
Туристы, сплавлявшиеся по реке, и редкие водители автомашин часто останавливались у моста и шли проведать пожилых людей, побеседовать с ними, свежего молочка закупить. Около двух десятков лет старики жили одни. Несколько лет назад перестало биться сердце фронтовика-танкиста, тётя Тася похоронила мужа, но переезжать к сыновьям в Карпинск отказалась, осталась одна жить в доме на берегу Каквы в окружении лесного соседства. Здесь, наверное, трудолюбивая и бесстрашная тётя Тася (как ласково называли ее сплавлявшиеся туристы) и встретила бы свои последние дни, но неожиданно вмешалась сама судьба – стихия. Весной 2008 года вспыхнувший лесной пожар перекинулся на ее подворье и в одночасье спалил дом тети Таси, оставив от него только одни печные трубы. По счастливой случайности сама хозяйка дома не пострадала.
Другие же деревни – поселения горная река Каква потеряла давно. Только пожилые люди помнят еще кордон-поселок Исаковский, Башеневку, Галку, Шихан, Полутовку, полностью исчезнувшие деревни нашей реки Каквы.
Деревни исчезли, люди разъехались, а боль в их душах осталась... По чьему замыслу исчезли с лица земли целые деревни нашего района, зарастают огороды-поля бурьяном и лесом? А может быть, разрушение началось с того самого момента, когда перестали заботиться о далеких деревнях, о тех, кто там жил и растил детей, когда перестали ремонтировать дороги, закрыли школы, медпункты, фермы; припечатали деревню холодным словом «неперспективная»
Для кого были неперспективными Галка, Каква (на реке Каква), Усть-Калья, Усть-Шегультан (на реке Сосьва), Ушма, Вижай (на реке Лозьва) и десятки других деревень, разбросанных по Северному Уралу? О какой перспективе шла речь? Фонтаны нефти в них никогда бы не забили, а вот люди жили бы и сегодня. Два с половиной века назад народ в тяжелейших климатических условиях начал осваивать богатства недр нашей местности, поставлял империи медь, золото, платину, пушнину, лес, сам обеспечивал себя продуктами питания. В лихие годы сталинских репрессий они справились и с лишениями долгого пути, с непроходимой тайгой, с голодом и болезнями. Выстояли, укоренились. А вот против новых чиновника и системы устоять не смогли – не хватило сил.
Трагедия тысячей деревень, незаметно стертых с земли и карты необъятных просторов страны, заставляет неравнодушных людей собирать по крупицам память о них, о людях, которые в 20 веке своим самоотверженным трудом создавали нашу историю. Всё меняется в жизни людей, но память должна оставаться вечной. Наш долг проследить, по возможности, судьбы людские и сохранить для потомков память об исчезнувших деревнях, чтобы каждый житель этих деревень мог сказать: «Это моя малая родина».
Да, поистине, что имеем – не храним, потерявши - плачем. Бедная Русь, многострадальная Русь. Когда же ты, народ, чтить память о предках своих будешь? И когда свою родословную дальше бабушек и дедушек знать и беречь будешь?
**********************
Свидетельство о публикации №216030500863