О морали и этике в деревне

               
                Твоя мораль-это твои привычки,не называй                других    аморальными из-за того,что   у    них другие привычки.
                Б.Шоу.

Вопрос о морали ( и этике) в деревни является как бы интимным и мало освящённым. Экспертеые опросы показывают ,что примерно половину респоддентов считают ,что  моральный облик горожанина значительно ниже чем жителя  деревни. Мне лично кажется ,что на этот облик влияют и влияли всегда общие для города и деревни  социально -экономические факторы. Особенностью деревни является более сильное влияние на поведение людей общественное мнение её жителей,которые  знают друг друга и подвергают обсуждению любые факты  ,все новости связанные с поведением их жителей.( о рождении,о смерти,о появлении в селе нового человека, о том кто с кем гуляет,кто у кого начует,о свадьбе ,о разводе,о краже и других преступлениях ). Я в моральные стороны жизни деревенских ребят и девушек как-то мало вникал и многое до сих пор мне не понятно,но кое- что знаю и этим буду оперировать в очерке. Кое-кто считает ,что моральный облик молодёжи в деревне всегда был низким. Я не разделяю этого мнения. Наверное,в семье не без урода... У каждого свои привычки Среди  привычек есть  и те,которые в обществе называют дурными,или дурацкими.Это те ,которые не нравятся тем с кем общается  конкретный человек. У одного человека могут быть одни привычки у другого другие. Множество существенных дурацких привычек и есть мораль данного человека в данных условиях. Не все уживаются с этими привычками,но как сказал Б.Шоу ,если это привычки не твои ,то не следует называть во всех случаях их аморальными..,если это не преступления.
 Преступлений в сельской местности совершается меньше чем в городе
   Тяжкие уголовные преступления за мою жизнь в деревне (в Малокуейном и в соседних деревнях) совершались редко.За 40-50 лет было совершано одно убийство  жителя нашей деревни другим её жителем.. Причину точно я не помню,но знаю , совешено убийство было у пьяной драке и поставило всех жителей деревень на "рога" не на один год.  Я знал того и другого.С детьми убитого я вместе учился и дружил. Один из них спас меня ,когда мы катались на коньках, лед провалился , я оказался в практически подольдам и он вытащил меня за ноги. Убийца был осужден на 20 лет. Говорили ,что после тюрьмы он просил прощения у жителей деревни, просил  принять его деревенский коллектив. Формально на него как на преступника  пальцем не указывали, но он так и остался в изоляции и жил до конца в одиночестве.Даже те девчата и женщины,которые не считались красавицами, не шли сним на контакт. Как будто его в деревне и не было ,хотя он ходил на работу,в кино и на собрания.
 Ещё было одно преступление - кража двух молодых чудесных жеребцов из помещения пожарки. Случилось это тёмной летней ночью. Никто не увидел и не услышал. Но получилось так ,что моя сестра Тамара проснулась и что-то услыхала : или крик или ржание жеребца,Через какое-то время она пошла и рассказала об этом дедушке,котрый пошёл к пожарке -там уже знали о краже- и сообщил о слышанном Тамарой..Но  воры всё уже сделали увели лошадея и исчезли сами. ,то было дерзкое ,жестокое ограбление.  Это преступление так и осталось не раскрытым. Хотя мой дед предпринимал усилия через свои связи в Казахстане что-то узнать ,но ничего из этого не получилось. Это были лучшие молодые лошади в нашем колхозе.
. У нас в деревне был один велосипед у Алексеевых,и мы все ребята обучались на нём ездить. Году в 1949 мне купили маломальский велосипед. И однажды у меня его украли.Это было большое горе. Меня лишили серьёзного предмета привлекательности  девчёнок и средства поездки на охоту с Лёней Булатовым. Охота это практическое взаимодействие с природой -с лесами,озёрами,степью,болотами,птицей,зверьём.....-незаменимое занятие процесса взросления и формирования любви к родному краю. Конечно,воровали огурцы ,подсолнухи с огородов ,брюкву,морковь..,но это было редко и без большого ущерба для хозяев,хотя делали мы это конспиративно,но иногда  попадались и возникал шум на уровне  семейных отношений.
  В деревне нашей было много девчонок и меньше ребят.Девчонки быстрее взрослеют  начинают гулять с ребятами ,которые были по-старше моего возроста. Но в вечерних играх мы тоже участвовали активно,хотя и на второстепенных ролях.
 Мой дядя правильно мне говорил ,что если ты увлечёшься гулянием -считай всё пропало и учёба по-боку и помощь матери будет не достаточной. Позднее я убедился ,что  если ты имеешь в жизни серьёзную цель,например -учёбу и ещё раз -учёбу,то ты должен ограничить себя от других занятий,которые  увлекательны,но ни к чему хорошему не приведут.Особенно это относилось к общению с деревенскими девочками,которых было больше чем достаточно. Но почему же нас ,в том числе и меня,так тянуло в деревню ,из Лопаток, от куда мы стремились домой кождую субботу? Конечно,повидать маму! Но и сходить на вечеринки,поиграть на гармошке ,потанцовать ,с кем-то пофлиртовать..Деревенская жизнь ,во всяком случае моя,была скромной,но обстоятельства иногда стимулируют нечто более свободное ,от чего ты убегаешь ,а другие  остаются   и живут в этих условиях. Правда известный певец Барри Алибасов объявил,что в деревнях с молодых лет  начинают гулять и спать с девчонками. я не знаю как относиться к такому заявлению ,но думаю,что это обыкновенная бравада. Такого не было. Но кое-что было.
..Женятся в 16 лет,разводятся  ,опять женятся....И это не считалось чем-то предосудительным...Молодые солдатки ,оставшиеся после погибших на фронте мужей активно общались с ребятами значительно  младше себя-и никто серьёзно их не осуждал. Регистрировались в ЗАГСе редко. Но детей рождалось мало. Иногда читаешь в книгах ,посвящённых войне,что  в определённых сложных ситуациях женщина -медсестра ,врач брала на себя "обучать" мужскому делу молоденьких солдат перед наступлением ,в котором они могут погибнуть,не знав радости общения с женщиной...Это можно осуждать,но можно и не осуждать....Было нечто подобное и у нас в деревне..Появилась одна симпатичная женщина лет 23,которая познала городскую жизнь и жизнь интимную. Она была очень весёлая ,толковая ,симпатичная и активно участвовала в различныз сходках и вечаринках молодых и не очень ребят и видимо устраивала им  первоначальные уроки интимной жизни.  Слухи поползли по деревне,но не злые и не очень осуждающие её занятие. Охватила она этими ночными мероприятиями многих ребят 15-17 летнего возроста.. Жизнь этим она,скорее всего не испортила. И лица своего она не потеряла. Я не знаю как  можно увязать это с высокой деревенской моралью,но это было так.. Если учесть,что обстановка такова,что в деревне часто спали и взрослые и дети в одной комнате,то многое из интимной жизни взрослых там узнавалось в  малолетнем возросте.. и не свихнуться с определённой  инстинктивно привлекательной дороги  это тоже испытания,это  если хотите победа над собой в борьбе ,в которой всегда есть какие-то психологические и иные  потери.
 В войну ,когда мужиков и взрослых парней в деревне было мало,пьянства,воровства и драк почти не было.Только бабы иногда дрались из-за мужиков. Была у нас одна симпатичная учительница,которая работала вместе с Марией Павловной.У неё было двое детей.Её муж -офицер был на фронте.Они были приезжие .Молва связала с ней то,что она если выпьет браги на женской вечеринке,то ей нужен мужик не важно какой и она пытаетя его увести с вечеринки.Все женщины бросаются на пресечение беспутства.Мужиков на вечеринке один-два,а он нужен всем,хотя бы поговорить.Когда вернулся с фронта муж,его встретила молва ,хотя как говорится никто свечку не держал. Жизнь у этой семьи не получилась. Вскоре они уехали. Мы-мелюзга этих проблем не понимали.
 После войны  из-за девчёнок  подросшие ребята  дрались смертным боем . Дрались край на край ,деревня на деревню. В битвах использовались колья ,гири,камни,железяки.. Огнестрельное оружие не применяли. Убитых не помню ,израненых было много. Странно из-за любви и воины начинаются и мир наступает. Поле драк чаще выбирали в районе кладбища. Иногда на месте битв .находили вывернутые кресты,которые использовались в драках.

 Все осуждали это и восстнавливали рарушенное.,деревня исчезла с карыы,а кладбище есть и на нём ещё хоронят бывших деревенских,которые уже давно там не жили.
 Мне сказали ,что недавно была похоронена  Денисова  Анна-жена моего друга детства-Денисова Васи - мать его сына офицера,погибшего в Афганистане.,который как и его отец тоже похоронен на этом кладбище.Она жила в Макушино. На этом кладбише покоится прах многих из моих родных и друзей.
               
   Да и любви особо горячей у драчунов я  не помню,чтобы так биться за неё. Правда девчёнки у нас в деревне отличались  не только красотой ,но и умом. Ребята из Большого Курейного и Профинтерна считали за честь погулять с ними..
                х
 Вечерами в войну и первые годы после неё собирались или играли в перья ,или в билиард.Практически все жевали жвачку приготовленную из бересты с добовлением  чего-то.Это снижало аппетит.  Во время войны   никаких увеселительных сборищь не было. Смеялись только над немцами ,когда их изображали на сцене жалкими и убогими. И это тоже помогало выжить. Как я благодарен тем ,кто это делал! Все древенские жили за счёт огородов,даров леса  и озёр. Правда почти у всех были коровы,овцы,куры.Колхоз практически ничем не помогал. Друг у друга никто не воровал.
                х
 Трудно ,да и не имеет смысла сравнивать мараль в деревне с маралью в городе. Люди есть люди. И тогда и теперь.  Всем хотелось любить и быть любимыми. На какие выходки только не шли влюблённые обижанные ребята. В нашей избушке закрывали трубу ,чтобы доказать своё отношение к моей сестре. Ребята специально бахвалились о своих похождениях с бесзащитными  девчёнками,которые не соответствовали действительности.  Мне кажется ,что и мораль и   этика        в деревне не плохая  и не хорошая ,она адекватна реальным условиям жизни на откровенной природе среди людей, птиц и животных.Жизни на свободе! Деревенские люди  во многом другие,они не хуже и не лучше городских  -они просто другие. В городе они адаптируются трудно, и всю жизнь тоскуют по своей деревне.  В своих несбыточных мечтах я  постоянно мечтаю  оказаться среди них,хотябы на том свете.  Жизнь по своим причинным связям так сложна,что прагматическиеи критерии часто бесполезны и остаются -моральные" Моральная оценка зависит от понимания реальности,хоть и не требует невозможного-полноты знания.Там в деревне поведение людей  определялось  их разумом,традициямиями,привычками и конкретной обстановкой,самой реальной  жизнью  в деревне. К силам,действующим на поведение жителей деревни,часто относят: уважение к старшим,оседлость, Влияние молвы на формирование мнения  о любом человеке в деревне.
 В деревне многие любили петь. И откуда они добывали новые душераздирающие стихи и песни про войну и про любовь. Очень нравилась песня "За дальнею околицей",котрую  отлично душевно пел  Вильцев  Александр- ,даже плаколи многие. А я подыгрывал ему на аккордеоне.Позднее эту песню исполняла певица Рада Рай.
Приведу текст этой песни,она и к нашей деревне имела конкретное содержание.
"За дальнею околицей, за молодыми вязами
Мы с милым расставались, клялись в любви своей
И были три свидетеля: река голубоглазая
Берёзонька пушистая, да звонкий соловей.

Уехал милый надолго, уехал в дальний город он
Пришла зима холодная мороз залютовал
И стройная берёзонька поникла оголённая
Замёрзла речка синяя, соловушка пропал.

Пропали три свидетеля, три друга у невестушки
И к сердцу подбирается непрошеная грусть
А милый мне из города всё пишет в каждой весточке
"Ты не тоскуй, любимая, я скоро возвращусь".

Промчатся вьюги зимние. минуют дни суровые
И всё кругом наполнится весёлою весной
 И  запоёт соловушка над синею рекой. "
             Я точно знаю,что песня помогала людям жить! Женщины  пели,плакали, ухаживали за колхозной скотиной,метали сено в стога,похали землю,убирали хлеб и сдавали его государству,кормили ,одевали ,растили и учили детей,отцы которых в большинстве своём не вернулись с войны-с проклятой войны!
 Деревня,где я прожил своё дедство и юнность уже не значится в спискох деревень Курганской области.Она исчезла,исчезло всё что с ней реально связано. Осталось только память о ней.


Рецензии
прочитал с интересом

Олег Устинов   08.06.2016 12:14     Заявить о нарушении
Спасибо.Исправлю обязательно.С ув.Ю.А.

Юрий Ведяев   06.10.2016 09:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.