Серебряный половник

Вы помните поговорку «на серебре, на золоте едал»? Для нас, детей войны, выросших в обычных семьях, испытавших и нужду, и даже голод в военные годы, эта поговорка знакома больше по сказкам, чем в действительности. Нам с мамой очень повезло, так как отец вернулся с войны хоть и с ранениями, но живым  в чине капитана, с наградами, и после войны благодаря ему мы уже не знали нужды. Отец закончил войну в Болгарии, которую он освобождал, и был оставлен там для службы, затем служил в Германии.

Из Германии он привозил нам много чудесных вещей, и среди них было несколько наборов серебряных столовых приборов – два набора вилок и ножей, столовые ложки и чайные.  На них стояли пробы и вензеля. Отец покупал их в комиссионных магазинах в Германии, но не за деньги, а в обмен на обувь,  так как в Германии после войны было тяжёлое экономическое положение. Эти столовые приборы у нас  не хранились, как принято во многих семьях,  в шкафу от праздника до праздника,  но мы пользовались ими постоянно в своей ежедневной жизни.

Быть может, это было не очень правильно с точки зрения сохранности столового серебра, но было очень приятно  и украшало нашу жизнь. Часть этих ложек, вилок и ножей в конце концов сломалась, часть были утеряны, на рукоятках ножей были вмятины, так как ими иногда что-то забивали, что-то использовалось при заказе ювелирных изделий, когда требовалось серебро, но половина приборов  сохранилась и мы пользуемся ими до сих пор.
 
В честь успешного окончания мною медицинского института в Саратове отец подарил мне большой серебряный половник с позолоченной внутренней поверхностью ковша, также купленный в комиссионном магазине. На рукоятке половника была выгравирована дата его изготовления -1884 год, инициалы М.К., проба и торговый знак. Я очень гордилась таким ценным подарком. Так что мы в некотором роде «на серебре, на золоте едали».
А серебряный половник стал символом благополучия нашего дома. Он стоит у нас на обеденном столе на  подставке среди серебряных столовых приборов.

Несколько лет назад мы строили на даче двухэтажный деревянный дом  в Подмосковье и испытывали нехватку денежных средств.
Это уже было в период перестройки, строительные материалы и работа  быстро дорожали. Чтобы получить дополнительно какую-то сумму денег, я   решила сдать в комиссионный магазин около Преображенского рынка некоторые свои  золотые ювелирные украшения и этот замечательный серебряный половник. Я почему-то думала, что этот половник является раритетом из-за даты его изготовления и будет дорого оценен.

К моему удивлению, в комиссионном магазине я увидела на витрине выставленные на продажу ещё пару точно таких же половников. Видимо, в России  раньше было в обиходе  много серебряной  столовой посуды. В комиссионке оценили мой половник не очень дорого, но я всё-таки оставила его для продажи, так как положение у нас было очень стеснённое.Отцу я ничего не сказала о  том, что хочу продать наш драгоценный  и любимый половник, чтобы не расстраивать его, а сам он ничего не заметил, хотя на столе половник больше не стоял, и я с некоторой тоской посматривала на то место, где он был раньше.

В течение двух месяцев я периодически звонила в комиссионный магазин, чтобы узнать не проданы ли мои украшения, и когда это случалось, ездила  туда и получала деньги. Не продавался только серебряный половник, чему я была очень удивлена. За это время наши материальные затруднения закончились, и я решила забрать свой половник  из магазина обратно, решив, что, значит, была не судьба его продать. Честно сказать, в душе я была этому даже рада. Приехав в комиссионный магазин, я предъявила квитанцию и попросила вернуть мне мой серебряный половник, на что продавцы мне сказали, что половника они не видели и не помнят.

Я возмутилась, как можно было  потерять такую крупную вещь, ведь это не какое-то там колечко или серьги, и что это за порядки в таком приличном на вид и крупном магазине. Они немного смутились, ещё раз осмотрели все витрины и шкафы и вызвали старшего администратора. Посовещавшись между собой, продавцы сказали мне, чтобы я не волновалась, что  у них такого происшествия никогда ещё не было, и что половник они обязательно найдут. Мне посоветовали спокойно пойти домой,  пообещав, что  они во всем разберутся и позвонят мне.

Я очень расстроилась, но делать было нечего, и я отправилась домой, ругая себя по дороге за то, что надумала его вообще продавать. Через два дня мне позвонили из комиссионного магазина и радостно сообщили, что  мой половник нашёлся, и я могу его забрать. Когда я приехала в магазин и стала расспрашивать, где же они  его нашли, продавцы рассказали мне почти детективную историю.

Так как половник был у нас дома в практическом использовании, на его ковше было несколько вмятин. Прежде чем выставить его на продажу, половник отправили на реставрацию к ювелиру, где его почистили, выправили вмятины и должны были после этого вернуть  в магазин. Но продавец, который отправлял мой половник  в ювелирную мастерскую, в тот день сломал ногу и был на больничном листе, в гипсе, и из-за травмы забыл  сообщить о половнике другим продавцам.

Так что в продажу мой половник так и не поступил, чему я была очень рада. Я забрала свой начищенный и отреставрированный  половник  домой и водрузила его на его законное место на обеденном столе, где он находится до сих пор, как символ благополучия нашего дома, и радует своим видом его обитателей.


Рецензии