Кому принадлежит пушкин?

3 марта, канал «Россия – 1», «Поединок». У барьера Владимир Жириновский, довольно своеобразный выразитель либерально – демократических взглядов, и сталинист Николай Стариков. Состоялся спор о Сталине и его эпохе. Я не отношусь к числу безусловных сторонников Жириновского, но в этом «Поединке» я, конечно же, был на его стороне. Победил Стариков, причем с большим перевесом (где – то на 50000 голосов). Это удивительно, потому что Жириновский оратор опытный, талантливый. Признаться, я не помню, чтобы он когда – нибудь проигрывал в шоу такого рода. И оказалось, что это не удивительно, если принять во внимание то состояние, в котором находится российское общество наших дней.
Выключив телевизор, я вспомнил иную дискуссию, которая произвела на меня более сильное впечатление, чем только что состоявшийся «Поединок». Расскажу очень коротко о ней.
28 декабря 2008 года вечером на канале «Россия – 1» подвели итоги длившейся несколько месяцев дискуссии под названием «Имя Россия». Итак, на первое место вышел Александр Невский, на второе Петр Столыпин, на третье Иосиф Сталин, на четвертое Александр Пушкин…
Стало быть, наш уголовник №1 опередил нашу национальную гордость №1. Страшный итог, если даже учесть, что лучшие люди страны в дискуссии не участвовали, как это часто бывает.
Никита Михалков, староста дискуссии, сказал по этому поводу весьма дипломатично: «Тут есть над чем подумать…» Я не Михалков, я хреновый дипломат, т. е. совсем не дипломат, а потому говорю откровенно и не скрывая своей брезгливости: «Я презираю ту часть народа, которая сделала такой выбор».
Казалось бы, и точку можно поставить, но я чуть продолжу. Великая русская культура, рожденная эпохой петровского прорыва к Западу, не стала достоянием всей нации. Более того, она способствовала появлению пропасти между узким просвещенным слоем, который она родила, и остальным населением империи. И речь идет о пропасти не только между различными классами, потому что пропасть разделяла Петра Чаадаева или князя Сергея Трубецкого и ту публику, с которой писали своих героев авторы «Горя от ума», «Мертвых душ», «Господ Головлевых».
А потому заявляю со всей ответственностью: от фразы «Пушкин принадлежит народу» разит мифом, каких много гуляло и гуляет по Руси. Пушкин ни в какие времена не принадлежал народу. При жизни поэта его читали всего несколько тысяч высокообразованных людей, некоторые из них знали Пушкина лично. И сейчас его читает узенький слой людей, преимущественно гуманитары по профессии (филологи, артисты и т. д.). Если бы авторы «Капитанской дочки» и «Бесов» действительно принадлежали народу, то народ этот никогда не довел бы дело до октябрьских событий 1917 года.
4 марта 2016 года.


Рецензии
Вы правы. Но радует то, что мы-то с Вами Пушкина читаем. Я уже не могу вспомнить, сколько раз за свою долгую жизнь прочитал "Евгения Онегина" и "Капитанскую дочку" с "Дубровским".

Петр Панасейко   02.07.2016 15:28     Заявить о нарушении