Ю. М. Поляков. Кустарь с монитором

Под мощным увеличительным стеклом неувядающего таланта Юрия Михайловича Полякова, живого классика, оказались, как он ловко выразился, "интертекстуалы", в народе либералы разной масти и раскраски.

Можно отрицать или находить принципиальные ошибки в публичной политической жизни Юрия Михайловича Полякова, но не любить его преступление, так он классически прекрасен в русском критическом, иронично-насмешливом своем слове, выводящем на чистую воду циничную корысть, идейную пустоту, а то и примитивный и пошлый гламур литературы либеральной волны, ее продажных носителей, сродни вечно предательской на Руси пятой колонны.

Его находки по тексту гениальны в своей незамедлительной и яркой простоте, сами взгляните, если, конечно, вам хватит ума и совести, вот они, не поленюсь, перечислю.

Это и привычное, на одной волне - "гуманитарное сопение" либералов; и голая, горькая на вкус правда - "... писателям объяснили: давая свободу творчества без берегов, власть просит в дальнейшем по вопросам смысла жизни, духовных устоев, политической морали и социальной справедливости её не беспокоить ... и потому незаметно места писателей в парламенте заняли спортсмены, потом сочинители начали исчезать из эфира ...  на смену пришло новое поколение телевещателей – молодых, разноголосых, но при этом дисциплинированных, как синхронные пловчихи."

"Сложив «длинные списки» Букера, «Большой книги», «Национального бестселлера» и «Носа», добавив сотню сетевых самописцев, вы получите почти полный состав общины отечественных «интертекстуалов». Зато они почти монопольно владеют информационным пространством и премиальным тотализатором."

"Да, мы помним, что именно «интертекстуалы» в 1990-е осуществили грёзу власти о ненадоедливой, замкнутой на себе, а потому изящной во всех отношениях словесности. Никаких тебе напоминаний о крахе реформ, геополитических провалах, обнищании населения… Живи, радуйся и дирижируй немецким оркестром. В ту пору ценилась литература, которая лично мне напоминает селфи на пожаре: видны лишь возбуждённое лицо самозапечателенца да красивые всполохи. Пепелище, погорельцы – всё это за кадром ..."

"Если бы министров пороли по субботам и выдавали им зарплату талонами на питание, мы бы имели у рычагов сплошь бескорыстных патриотов. А так… Ну какая моногамия в борделе?"

***

Далее с удовольствием разрываю Полякова на цитаты -

 " ... именно литература у нас традиционно аккумулировала и словесно оформляла недовольство людей жизнью, а значит, и властью",

"Словесность при всей своей изящности являлась у нас узницей политической, государственной, даже экономической мысли",

"Не зря же Ленин так любил цитировать русскую классику, и «зеркалом революции», часто кривым, вольно или невольно становился любой честный художник",

"Так уж сложилось, но именно литература была у нас не только тиглем, где выплавлялась золотая норма родного языка",

"Наша история, как справедливо замечено, сначала словно «репетируется» на страницах книг, а потом уже случается в реальности",

" Русские, советские и антисоветские писатели были в своём большинстве заботниками и заступниками. Так их воспринимало и общество. Вот с этой-то традицией отечественной словесности и повели жёсткую последовательную борьбу в 1990-е годы. Началась решительная кампания по отделению и отдалению литературы от государства.  Видимо, новая власть решила раз и навсегда удалить с политического поля слишком непредсказуемого партнёра – русскую литературу."

"Творческая, прежде всего литературная среда стала сейчас лабораторией, где вывелся вирус социалистического иммунодефицита."

"Писатель, не испытывающий зависимости от самочувствия своего народа, страны, не связывающий с ними свою человеческую, а также творческую судьбу, это не писатель в нашем, русском понимании слова. Это какой-то иной вид филологической деятельности. Эти авторы воспринимают творчество как сугубо личное дело: что-то среднее между мелким семейным бизнесом и альковными изысками, о чём охотно болтают в Сети. Впрочем, человек, который лишь из любви к литературе решил стать писателем, тоже обречён. Филологическая подготовка не заменит талант, как виагра не заменит страсть. Поэтому графоманией «интертекстуалов» можно запрудить Темзу. Да пожалуй, заодно и Сену …"

"Наконец, самое главное: патриоты гораздо требовательнее к власти, ибо их интересует судьба Отечества и народа, а не режима. Им дай волю, они тебе ещё и «залоговые аукционы» припомнят. А либерал и его литературный клон «интертекстуал» к слабостям верхов относятся с пониманием. Если развеять болотный туман и гуманитарное сопение, останется лишь личный интерес, как правило, слабо увязанный с интересами Отечества."

***

Что сказать, что добавить?

Лучше классика Полякова на напишешь ...

***

А как вывод, скажу, не побоюсь:

 - Литераторы - те же люди, со своими пороками и своими мелкими выгодами, со своей совестью и честью, если она в них есть ... и все это, особенно в наше критическое время смысловых перемен, высвечивается продажно выпукло и порой тошно до омерзения ...

***

P. S.

Мой хороший друг, Владимир Костылев, не принимает центризм Полякова, считает это не достойным писателя-классика, все нужно называть своими именами, прямо, в глаз ...

Но если Поляков осмелится назвать все своими именами, то его посадят на хлеб и воду, а он живой человек, а не пламенный революционер, и всего лишь писатель-центрист, лавирующий и пока ловко ускользающий от гнева власть имущих ... до Белинского ему далеко ... тот умер в нищете, голоде и болезнях ... была бы моя воля, я Белинского на руках носил ...

***

Но у Юрия Михайловича, хоть есть и это, пусть и в иносказательной, но сатирической форме Поляков все-таки талантливо высвечивает пороки современного общества потребления, правда, не указывая причины всей этой грязи и низости продажной души ...

Вот бы Полякова в лоб спросить, как он относится к институту частной собственности?

Вот тут ему уже не отвертеться, он себя выкажет с головой ...


Рецензии