Рассказ. Библиотека

На  конкурс  по  номинации  «Моя  библиотека»  (эссе,  рассказ,  стихотворе-ние  и  т.  д.).

                * * *

                Григорий  Рыжов 

                Рассказ

     …Это  было  давно  во  второй  половине  50 – х  годов  прошлого  столетия.  Моя  семья  тогда  жила  в  селе  Красильники,  Спасского  района,  Рязанской  области.  В  нашем  селе  была  школа  до  четвёртого  класса,  а  с  пятого  класса  мы,  сельские  ребята,  ходили  в  среднюю  школу    на  станцию  Исакова  большого  села  Троицы  за  четыре  километра  пешком.  Путь  наш  пролегал  по  железной  дороге.  Ребята  в  7  часов  утра  собирались  на  краю  села  у  железнодорожного  моста  толпой  шли  по  шпалам  в  школу  до  станции  Исакова.  Шли  и  жару  в  начале  осени,  и  в  слякоть,  в  дождь  осенью,  а  зимой  в  пургу,  метель  и  мороз.  В  этих  местах  пурга  и  метель  бывали  часто  и  сильные,  что  с  ног  сшибало,  нас  ещё  не  окрепших  школьников  и  школьниц.  А  ещё  нужно  было  опасать-ся  на  однопутной  железной  дороге  электропоездов,  которые  проносились  мимо  нас  во  встречном  и  попутном  направлении.  А  ведь  мы  шли  по  шпалам,  постоянно  остерега-ясь  этих  поездов.  Старшие  школьники  присматривали  за  младшими,  так  и  ходили  год  за  годом.  Четыре  километра  в  школу,  а  после  занятий  в  школе  обратно…
    Дорога  длинная,  ребята  рассказывали,  кто  что  знал,  а  информация  была  одна  в  то  время  - это  любимые  и  интересные  книги  из  сельской  библиотеке.  Домашних  библио-тек  тогда  практически  ни  у  кого  не  было,  особенно  на  селе. 
    Ребята  постарше  рассказывали  анекдоты,  страшные  истории  про  нечистую  силу,  приключения  и  сказки.  Кто  на  что  горазд.  При  этом  дорога  в  школу  становилась  ко-роче,  время  бежало  быстро.
     Я  тоже  рассказывал  разные  приключенческие  истории,  про  духов,  русалок,  фантас-тику  и  сказки.  К  5 -  6 – му  классу  я  прочитал  приключения  Майн  Рида,  фантастику  Беляева,  много  книжек  про  войну  и  историю.  Любил  читать  русские  народные  сказки  А. С.  Пушкина,  а также  сказки  других  народов.  Книги  я  регулярно  весь  год  брал  в  сельской  библиотеке,  которая  находилась  в  нашем  клубе,  в  двух  этажном  здании  бывшего  барского  дома.  Книги  я  читал  запоем.
    Идём  по  шпалам  в  школу  или  обратно,  и  я    часто  рассказывал  то,  что  прочитал.  Наступал  иногда  момент,  что  рассказывать  было  нечего  из  прочитанного.  Всё  уже  ска-зано  и  я  начинал  придумывать  на  ходу  сюжет  какой – нибудь  сказки,  что – то  вроде  про  разбойников,  бабы  Яги,  злых  зверей  и  конечно  про  Ивана   дурака,  который  всегда  становился  умным  героем…
    Меня  ребята  спрашивали:
    -Гриша,  где  это  ты  прочитал?  В  какой  книжке?
    -Ни  в  какой.  Сам  придумал, - отвечал  нехотя  я.
    -Ну,  ты  и  даёшь,  если  не  врёшь! – удивлялись  они.
    -Читать  надо  постоянно  книжки,  помогает  фантазировать, - отвечал  я,  не  зная,  что  ответить.
    Надо  сказать,  что  в  основном  деревенские  ребята  практически  книг  мало  читали.  Одна  из  причин: - это  много  работы  по  домашнему  хозяйству,  ухода  за  скотиной  и  т.  п.  Да  и  в  семье  установки  не  было  на  чтение  книг.
     Мы  переехали  из  города  Молотовска  (Нынешний  Северодвинск)  в  село  Красильни-ки,  где  требования  к  учебной  программе  школьников  намного  выше,  чем  в  сельских  школах.  Заметно,  что  городские  школьники  больше  читают  и  посещают  различные  общеразвивающие  кружки.
     …Иногда  сидишь  дома  в  зимнюю  стужу,  да  ещё  с  сильной  метелью  после  школы,  выполнишь  домашнее  задание,  а  читать  нечего.  Все  книги  из  библиотеки  прочитаны  и  начинаешь  понимать,  что надо  идти  в  метель,  стужу  за  другими  книгами  для  чтения.
     Одно  время  я  много  читал  книжек  на  разные  темы  до  ночи  под  свет  керосиновой  лампы.  Часто  мне  за  это  попадало  от  бабушки  и  родителей,  но  продолжал  читать  книги  запоем.  Всё  бы  ничего,  но  по  ночам  мне  стали  сниться  герои  хорошие  и  пло-хие  из  сказок,  приключений  и  фантастики.  В  некоторых  из  них  я  становился  ими  и  часто  просыпался  в  страшном  кошмаре.
     …Понимаешь,  что  надо  надевать  валенки  с  шертяными  носками,  тёплые  штаны,  шапку  ушанку  и  фуфайку,  которая  была  на  селе  повседневной  одеждой  в  те  времена,  и  идёшь  в  библиотеку.  Надо  сказать,  что  фуфайка - тёплая  и  удобная  одежда  для  ули-цы  зимой,  в  которой  можно  ходить  на  лыжах,  кататься  с  горок  и  просто  играть  в  различные  мальчишеские  игры.
     Открываю  дверь  из  сеней  (пристрой).  На  улице  дует  сильный  ветер  со  снегом - это  метель  с  морозом  до  20  градусов.  Можно  легко  обморозить  лицо, нос,  уши,  особенно,  когда  идёшь  на  ветер.  Время  пять  часов  вечера,  уже  начинает  темнеть.
     Сельская  библиотека  находилась  на  горе  в  нашем  клубе.  От  моего  дома  около  1,5  километра. На  улице  никого,  хоть  шаром  покати.  Улица  занесена  снегом,  и  идти  приходится  с  трудом,  проваливаясь    в  сугробах  снега  по  колено.  Вдоль  улицы  стоят  дома  с  тусклыми  огнями  от  керосиновых  ламп  в  окнах.  В такой  мороз  и  метель  из  труб  всех  домов  идёт  дым,  внутри  которых  печки  дают  тепло  и  согревают  жителей.  Дома  топили  высокалорийным  углём - антрацитом.
     Пока  иду  и  поднимаюсь  в  гору  по  занесённой  белой  от  снега  дороге,  выбиваюсь  из  сил.  Сильно  утомляет  северный  ветер.  Наконец,  подхожу  к  сельскому  клубу,  отряхива-юсь  и  открываю  дверь  в  клуб,  где  на  меня  дохнуло  теплом  и  стало  так  хорошо,  что  уже  ничего  не  хочется  делать.  Переведя  дух,  отогревшись,  я  зашёл  в  помещение  нашей  сельской  библиотек.
     Там  стоят  стеллажи  с  книгами,  которые  в,  основном,  потёрты  и  зачитаны  Чита-телями.  Новых  книг  было  довольно  мало.  На  стенах  висели  портреты  великих  писателей  и  поэтов: -  А.  С.  Пушкина,  М. Ю.  Лермонтова,  Л. Н.  Толстова,  А. П.  Че-хова,  А. М.  Горькова  и  других.  Для  стеллажей  книг  было  использовано  две  небольшие  комнаты.  При  входе  в  помещение  библиотеки,  с  правой  стороны,  у  стены  стоял  стол,  на  котором  были  ящики  с  картотекой  читателей,  чернильница  с  ручкой  с  простым  пером.  За  столом  сидела  пожилая  женщина  интеллигентного  вида,  на  голове  волосы  с  сединой.  Плечи,  накрытые  пуховой  серой  шалью,  согревали  её  теплом.  Она  читала  книгу,  склонив  голову,  на  глазах  у  неё  были  очки.  Перед  ней  стояла  керосиновая  лампа,  освещая  своим  светом  поверхность  стола.  Раньше  она  работала  в  местной  сельской  начальной  школе  преподавателем.  Сейчас  она  на  пенсии  и  работает  в  сельской  библиотеке.  Её  звали  Марья  Ивановна  по  фамилии  Рощина.  Говорили,  что  у  неё  погиб  муж  в  гражданскую  войну – он  служил  в  Белой  Армии.  После  она  замуж  так  и  не  вышла,  и  у  неё  не  было  своих  детей.
     В  библиотеке  никого не  было  из – за  плохой  морозной  и  метельной  погоды.
     Библиотекарь  услышала,  что  кто – то  открыл  дверь,  и  повернула  голову  в  мою  сторону:
    -А,  это  ты  Гриша,  здравствуй!  В  такую  пургу  и  мороз  пришёл  за  книжками,  не  замерз.  Иди,  погрейся  к  печи.
    -Не,  Марья  Ивановна,  не  очень.  Уже  согрелся, - ответил  я  на  её  приветствие.
    -Книги  прочитал,  интересные? -  спросила  она  своим  тихим  приятным  голосом,  глядя  на  меня.
    -Да,  все  три  книги  про  приключения,  фантастику  и  сказки.  Очень  мне  понравились, - сказал  я, – Марья  Ивановна,  можно  спросить  у  вас  важное  для  меня?
    -Спрашивай,  Гриша, - ответила  она  тихо,  чуть  улыбаясь,  показывая  свои,  ещё  креп-кие  белые  зубы.
     После  небольшой  паузы  я  сказал:
     -Марья  Ивановна,  я  читаю  книги  почти  каждый  день  до  ночи  и  даже  за  полночь.  Мне  по  ночам  постоянно  снятся  сны,  в  которых  я  становлюсь  героями  сказок,  фанта-зий  и  приключений.  Часто  в  отрицательных  героях,  вроде  разбойников, злодеев  и  дру-гих,  я  иногда  себя  вижу  положительным  героем,  вроде  Ивана  Дурачка,  русских  бога-тырей.  Ночью  я  часто  просыпаюсь  от  кошмарного  сна,  и  мне  становится  плохо.
    Марья  Ивановна  внимательно  посмотрела  на  меня,  помолчала  о  чём - то  раздумы-вая,  а  потом  сказала:
    -Гриша,  не  надо  себя  переутомлять  чтением  книг  до  ночи,  а  тем  более  ночью.  Ты  перегружаешь  чтением  книг  свой  мозг  и  психику,  а  они  неокрепшие  ещё  у  тебя.  Читай  внеклассные  книги  не  более  двух  часов  в  день.  Больше  отдыхай,  играй  на  улице.  Спать  ложись  в  десять  часов  вечера  и  тогда  у  тебя  всё  восстановится: - креп-кий  сон  и  пропадут  само  собой  сонные  кошмары, - она  замолчала,  а  потом  спросила,-  всё  понял.
    -Да,  Марья  Ивановна.  А  что  мне  тогда  читать? – спросил  я,  с  надеждой  глядя  на  библиотекаря.
    -Дорогой  ты  мой  Гришенька!  Читай  книжки  по  своему  возрасту,  какие  тебе  нравят-ся  и  увлекают.  А  сейчас  я  тебе  выдам  две  книги -  это  сказки  А. С.  Пушкина  и  немец-кого  писателя – сказочника  Ганса  Андерсена.  В  этих  книгах  много  хороших  и  добрых  сказок,  которые  научат  тебя,  что  такое  добро  и  зло…  Только  читай  не  торопясь  и  задумывай-ся  о  том,  что  читаешь.  Поздно,  особенно  перед  сном,  не  читай.  Психика  твоя  и  кошмарные  сны  сами  по  себе  исчезнут.  Вот  так, - спокойным,  тихим  голосом  пояснила  Марья  Ивановна.
    -Большое  спасибо  за  совет,  Марья  Ивановна, -  поблагодарил  я  её. 
     С  большой  надеждой  и  радостью  взял  эти  две  книжки,  попрощался  с  библиотека-рем  и  вышел  из  билиотеки,  а  затем  и  на  улицу.  На  улице  уже  темно,  дул  сильный  ветер  со  снегом  и  мороз.  Время  половина  седьмого  вечера.  Домой  я  добрался  быстро,  меня  подгонял  северный  ветер.  Через  полчаса  я  уже  был  дома,  где  веяло  теплом  и  пахло  керосиновой  лампой.
    За  две  недели  я  прочитал  эти  книги  по  режиму,  как  мне  посоветовала  Марья  Ива-новна.  Кстати,  её  уважали  и  любили  сельчане  за  её  доброту  и  отзывчивость.  Как - то  сами  по  себе  исчезли  кошмарные  сны,  и  больше  я  не  просыпался  от  них  по  ночам…
    
    Я  часто  вспоминаю  сельскую  библиотеку,  Марью  Ивановну  и  её  советы  от  прочи-танных  книг.  Часто  вспоминал  своё  детство  в  селе  Красильники  и  хождение  по  шпалам  за  четыре  километра  в  среднюю  школу  на  станцию  Исакова… 
    В  1958  году  моя  семья  приехала  жить  в  город  Асбест.  Я  пошёл  в  восьмой  класс.
Всю  свою  жизнь  я  пользовался  услугами  библиотек,  где  бы  я  ни  учился  и  ни  работал.  Там  всегда  меня  встречали  приветливые,  добрые,  замечательные  люди,  которые  помогут  подобрать  нужную  тебе  книгу.
     В  настоящее  время  мне  третьего  апреля  исполнится  71  год,  но  я  и  сейчас  пользуюсь  услугами  библиотеки,  хотя  есть  компьютер  и  Интернет.
     Много  во  мне  осталось  от  прочитанных  книг,  взятых  из  библиотек.  Я  пишу  фантастические  повести,  мифы  об  Урале,  рассказы  о  войне,  а  также  сюжеты  на  разные  темы. 
     В  настоящее  время  хочу  написать  книжку  для  детей: -  это  маленькие  рассказы  и  сказки…
      В  конце  рассказа  хочу  поблагодарить  всех  библиотекарей  страны,  которые  своим  незаметным  трудом  с  книгами  и  читателями  делают  заметную  работу  для  страны,  ко-торая  называется  Россия…

                06.03.2016  год.               


Рецензии