41. Катакомбная Церковь, 1979 год

41.
Катакомбная Церковь, 1979 год.
Интервью с Александром Андреевичем Черновым (схимонахом Епифанием).+



+ Из журнала "Посев", Франкфурт-на-Майне, 1979 год, октябрь, стр. 140-146.



Русский эмигрант в Болгарии перед Второй Мировой войной, получивший в Софийском университете ученые степени по Богословию и философии, А.А. Чернов в конце войны был арестован наступавшей советской армией за свою антисоветскую политическую деятельность и тридцать пять лет провел в СССР, из них пятнадцать – в лагерях и двадцать – буквально "в подполье", до того как ему разрешили покинуть страну. За свои двадцать лет "на свободе" он находился в тесном контакте с катакомбной Церковью России, и информация о ней в этом интервью – это самые последние сведения, которые у нас есть от действительного члена этой Церкви.



Вопрос. Как Вы вступили в катакомбную Церковь?

Ответ. Я познакомился с представителями этой Церкви в лагере в сороковые годы. Они были в тюрьме за свою веру, но проходили по той же 58-й статье (за антисоветскую деятельность). С их помощью, когда я в 1955 году вышел из лагеря, я смог установить связь с катакомбной Церковью и ушел в подполье. Если бы я этого не сделал, меня бы не оставили в покое, но, как бы то ни было, я имел возможность делать что-то в течение двадцати лет.

В то время, когда я вступил в катакомбную Церковь, я не имел никакого представления о жизни в Советском Союзе. Я был в тюрьме и не знал, что делается за ее стенами. И в катакомбной Церкви я жил буквально в четырех стенах, никогда не выходил на улицу, не видел солнца. Я узнавал о жизни за стенами моего убежища постепенно, из рассказов других людей и тогда, когда меня перевозили в новые места. А перевозить меня приходилось часто: при малейшей опасности меня отправляли на большое расстояние, как правило, из одной республики в другую, за несколько тысяч километров. Мной очень дорожили благодаря моему Богословскому образованию, так как таких людей в катакомбной Церкви всегда не хватало.

Вопрос. Скажите, пожалуйста, несколько слов о том, как возникла катакомбная Церковь.

Ответ. Катакомбная Церковь появилась вместе с советским режимом, когда без суда стали казнить духовенство, когда стали разрушать церкви, когда христиане начали прятать тех, кого искали гонители. Патриарх Тихон понял, что большинству епископов угрожает смерть; в конце концов, где можно было спрятать митрополитов, архиепископов и епископов, которых все знали? Поэтому, признав, что Церковь не может дальше оставаться полностью открытой, патриарх Тихон почти на каждой службе посвящал епископов, даже в маленьких городах. Считается, что при нем были посвящены примерно тысяча епископов.+ Они могли затеряться в гуще народа и положить начало катакомбной Церкви. Когда официальная Церковь начала открыто сотрудничать с коммунистами (1927 год), тогда у катакомбной Церкви не осталось никакой возможности союза с ней.



+ От редакции. Эта цифра кажется слишком большой, даже если она включает всех епископов, посвященных в двадцатые и тридцатые годы. Из этого периода нам известны по имени, наверное, немногим боле трехсот епископов, хотя, конечно, у нас нет почти никакой информации о тайных посвящениях в это время.



Вопрос. Как организована катакомбная Церковь?

Ответ. Легче представить это в форме графика. Вот большая окружность и ее центр. Окружность заполнена множеством ячеек Церкви. Между ними нет связи, но все они в той или иной форме идейно связываются с "центром".

Вопрос. Интересно, это похоже на структуру НТС в стране – тоже ячейки, хотя центр за границей. Этот вид подпольных организаций в тоталитарной стране мы называет "молекулярным", основанным на спонтанном возникновении очагов оппозиции в стране.

Ответ. Возможно, это получается как-то само собой, если решают действовать в подполье. Ячейки в катакомбной Церкви также организованы без какой-либо инициативы из центра. Человек просто приходит к выводу, что официальная Церковь – это не его Церковь. Она создана партией, насыщена агентами КГБ. Он начинает молиться дома. Таким образом, возникает "домашняя церковь", как в апостольские времена, когда Церковь Христова гнали. Святой апостол Павел в своем послании пишет как раз эти слова – "домашняя церковь" (Рим. 16, 4). Вся катакомбная Церковь – это именно огромное множество "домашних церквей". Каждая из них больше всего озабочена тем, чтобы ее не раскрыли.

Вся эта масса ячеек живет разной жизнью: есть те, которые только начинают, но есть и настоящие монашеские скиты, где службы совершаются непрестанно круглосуточно, годами. Я смог побывать в нескольких настоящих тайных церквях. Иногда такие церкви устроены в пещерах. Есть несколько групп, в которых члены катакомбной Церкви ведут наистрожайший аскетический образ жизни, и сами представители режима, когда время от времени такие обнаруживаются, приходят в изумление от образа жизни этих людей.

В катакомбной Церкви есть строгие правила безопасности. Вкратце, это большая подпольная организация, действующая в СССР уже шестьдесят лет. Конечно, нельзя о ней говорить как о какой-то не меняющейся организации, всегда одинаковой. Все меняется с течением времени. Постепенно меняется ее состав, и правила тоже изменяются, они все время ужесточаются. Катакомбная Церковь старается внешне никак себя не проявлять в целях самосохранения, поэтому найти ее не так-то легко, и на Западе, я думаю, о ней известно очень мало. В любом случае, это большая группа людей, проникнуть в которую режим не может. Но предпринимаются попытки сделать это. Зная о недостатке священников в катакомбной Церкви, режим пытается под видом священников заслать к нам своих агентов. Например, были случаи, когда они пытались выдать себя за людей, рукоположенных митрополитом Нью-Йоркским Филаретом.

Но, несмотря на недостаток священников, катакомбная Церковь не вымирает, как полагает отец Димитрий Дудко.+ Костяк ее остается тем же самым, и, зная историю Вселенской Церкви, не следует этого недооценивать. Когда духовенство не смогло проявить твердость, истина сохранялась монашеством. Давайте уповать на Бога. "Сила Моя совершается в немощи" (2 Кор. 12, 9). В катакомбной Церкви сохраняются остатки Святой Руси, которую, несмотря на все его попытки, советский богопротивный режим не смог уничтожить до сего времени.



+ От редакции. В письме, опубликованном ранее в этом году в "Посеве", отец Димитрий написал не что катакомбная Церковь "вымирает", а просто что в ней слишком мало священников, чтобы удовлетворять духовные потребности православного населения России.



Мы знаем, что границы Церкви не совпадают с границами государства. И поэтому катакомбная Церковь с надеждой и ожиданием глядит на Русскую Зарубежную Церковь. Когда мы слышим, как говорят, что здесь, в нашей Церкви, наверно, больше нет никаких епископов, мы отвечаем: "А у нас есть "золотой запас" их там, за границами России".

Вопрос. Но все-таки между этими ячейками есть какая-то связь, которая дает право говорить о существовании в СССР катакомбной Церкви как определенного единства?

Ответ. Да, вне всякого сомнения. Прежде всего, они все объединены тем, что оценивают этот период как последние времена. СССР – это духовный феномен этих последних времен, который раскрывается в тоталитарной борьбе против Бога. Совершенно понятно, что СССР создал собственную Церковь по образу и подобию своему. Советский образец Церкви служит только для обмана, а не для удовлетворения религиозных исканий народа. Когда режим найдет это необходимым, эта Церковь прекратит свое существование.

Вопрос. Однако совсем недавно в этой Церкви были изменения. И там есть такие достойные люди как отец Димитрий Дудко и десятки других.

Ответ. Принадлежность к советской Церкви отца Димитрия Дудко и ему подобных ее не извиняет. Советская Церковь не изменилась по своей сути и остается созданием советского режима. Катакомбная же Церковь не признает ни советского режима, ни его Церкви. Именно эти два условия и вызвали создание катакомбной Церкви.

Вопрос. Какое, по Вашему мнению, количество членов катакомбной Церкви?

Ответ. Точно не знает никто, но я полагаю, что их миллионы. Я дам вам цифры из секретного доклада инструктора ЦК КПСС Е.Н. Климова, ответственного за атеистическую деятельность священников. (Да, это не ошибка – атеистическая деятельность священников!) Примерно шесть лет назад в одном из своих секретных докладов для учителей (вход был только по спец. пропускам) он привел две цифры – 52 миллиона прихожан в официальной Церкви и 48 миллионов – в катакомбной Церкви. Как были получены эти цифры, что имелось в виду под катакомбной Церковью, включались ли здесь также различные секты – этого я не могу сказать. Однако считаю, что делить прихожан таким образом на катакомбную Церковь и официальную Церковь не совсем правильно. Я знаю, например, про одного московского инженера, который ходит на службы в официальную Церковь, но не причащается, а когда молятся за правительство, то он свою молитву читает за оппозицию. В реальной жизни катакомбная и официальная Церкви переплетаются друг с другом, и между ними невозможно провести границу.

Самой активной частью Православной Церкви является истинно православная Церковь (ИПЦ). Они приняли меня как своего, поскольку у меня не было никаких связей с режимом, я даже не имел трудовой книжки. Но никакого коммуниста они бы в своей группе не приняли. По мне, это ограничение – членство в партии – не следовало бы применять. Не принимать коммунистов, прогонять их – значит только укреплять их на их пути. Отец Василий, катакомбный иеросхимонах, рассказывал, как через одного его духовного сына к нему обратился с просьбой прийти и причастить его один высокопоставленный член партии, и он даже послал за ним ночью свою машину. В доме этого человека были прекрасные древние иконы и лампада. И этот партиец сказал: "Я прошу Вас, решите: если возможно, чтобы я вышел из партии, то я завтра же сделаю это, хотя знаю, что это будет для меня значить. Но если возможно, то пусть все останется так, как есть, потому то в душе я абсолютно не коммунист".

Вопрос. Скажите, пожалуйста, несколько слов о Вашем последнем аресте в Киеве (в 1975 году).

Ответ. В нескольких словах, я был арестован за религиозные публикации в самиздате. При мне ничего не нашли, поскольку я был арестован в поезде, но в доме П.П. Савицкого нашли одну из моих религиозно-исторических работ. На допросе я сказал следующее: "Суть моего преступления вам известна. Есть закон, судите меня по этому закону, но я буду говорить только о себе и больше ни о ком". Они не смогли ничего от меня добиться и снова сослали в лагерь.

Если сравнивать советские лагеря 50-х и 70-х годов, то я чувствовал себя лучше в прежних не только потому, что был тогда моложе. Для иностранцев условия в лагере лучше, чем обычные; но русских по целым дням мучают громкоговорителями: с утра до ночи, изо дня в день одни и те же советские песни. Это очень изматывает, поскольку скрыться от этого негде.

Вопрос. Как Вам удалось попасть на Запад?

Ответ. Прежде всего, это было чудо Божией милости. Я как человек без гражданства, лишенный в Советском Союзе иностранного гражданства, больше года боролся за то, чтобы выехать из СССР. Трижды писал Брежневу что-то наподобие этого: "Я не "ваш" и никогда не буду вашим. Вы высылаете собственных граждан из страны и лишаете их советского гражданства. Со мной проще – меня нечего лишать. Для вас я нечто инородное. Дайте мне свободу. Я лишен свободы уже тридцать пять лет. Я уже старый и больной человек. Здесь у меня никого нет, а там у меня есть родственники. Я уже дважды сидел в лагерях. Я должен ждать третьего раза?

И я уехал, главным образом, по следующей причине. Нам казалось, что за границей люди не понимают положения катакомбной Церкви в СССР. Катакомбная Церковь – это антипод советской Церкви. Я бы хотел добиться, чтобы за границей, по крайней мере, была бы принята какая-то официальная формулировка разного подхода к официальной Церкви, с одной стороны, и к катакомбной, с другой.

Я говорил с некоторыми высокопоставленными представителями Русской Зарубежной Церкви, но, к сожалению, не нашел полного взаимопонимания. Но я буду, если смогу, добиваться понимания, живой дискуссии об этом. Я – малый представитель катакомбной Церкви, но я в большом долгу перед ней. И не могу сдать свои позиции – в конце концов, люди там живут ради них, за них пролило кровь столько мучеников. И смею вас заверить, что в катакомбах миллионы людей.


Рецензии