Сазанка

Несколько воспоминаний выхваченных из детской памяти поколения,которому сегодня за 60, о жизни и увлечениях аборигенов Заводского района Саратова, проживавших в поселках, окружавших бывший авиационный завод в 50-е 60-е годы ХХ века.

Записки о выезде на рыбалку на место со столь многозначительным для рыболовов названием.

Чтобы было понятно нынешнему поколению, где все это находится, приведу вид на карте , весьма популярного в те годы места, в связи с доступностью и неплохими уловами на элементарные, простейшие орудия лова, такие как удочка, удочка-донка и закидушка. Спиннинг использовался не по прямому назначению для ведения блесны, а как удобная штука с катушкой для забрасывания лески с поводками и грузилом.

В то время был единственный день для выхода на природу -воскресенье. В субботу родители работали до 3-х часов. Два выходных дня ввели только в 1967 году. В субботу на детскую долю ложилась заготовка насадки для очередной рыбалки. Сделать это не составляло большого труда, рядом с 4-ым жил/участком располагались три пруда с берегами поросшими осокой, а по ущелью Залетаевского оврага протекал ручей с довольно чистой водой. Иногда в ручье мельтешили аквариумные рыбки- гуппи, видимо кто-то выпускал их для опыта на выживание. Вблизи от ручья, во влажной земле под листьями, мы и заготавливали выползков и дождевых червей.
Заранее осматривались снасти. Удочки не стекло , не угле, не пластик-бамбук, двух, трех коленные, леска 0,17- 0,2, крючки №6, №5. Запасные крючки, грузила, поплавки складывались обычно в круглые жестяные коробочки из под монпансье, весьма удобные для этой цели.Подбиралась необходимая запасная леска разной толщины. Все было готово к утреннему выходу.Обычно пешком двигались до остановки "Лесопильный". Тропа шла от дома по полю, с застывшими на одном месте и сыпавшими с неба свою трель жаворонками, вдоль аэродрома "Южный", который в настоящее время уничтожен, как и Саратовский авиационный завод(САЗ), а на месте живописного поля расположились сотни личных гаражей. Заканчивалась тропа на крутом пригорке с которого открывалась,от края до края, великолепная панорама Волги с зеленеющими лесами островов. Вдали, в утренней дымке, чуть окрашенной в розоватый цвет от восходящего солнца, темнела полоска противоположного берега. Далеко, чуть не на середине, покачивались, с задранным вверх шестом лодки "паучников".
Не могу сказать точно, но по видимому ловля пауком тогда не запрещалась.

К запаху весенних трав, свежести утра примешивался далекий стук гулянок и гудки пароходов. Гулянка- название возникло в советский период, в первой половине XX века, в Саратовской области, для обозначения типа самодельных лодок больших размеров (как правило, 6—12 метров в длину и 2—3 метра в ширину), изготавливавшихся из дерева в прибрежных деревнях. На гулянку обычно устанавливался простейший, надёжный и долговечный стационарный двигатель типа Л-6, Л12.

Ходу до станции от дома-минут сорок. Поезд прибывал в 7 утра, поэтому выходили с запасом, около 6. Тропинка круто сбегала с пригорка-и дальше еще метров 400 до ст. "Лесопильный". Сама станция обыкновенная для тех лет деревянная постройка светло-коричневого цвета с высоким крыльцом до входных дверей, с маленьким зальцем и окошком"Касса". Вверху на здании красовалась надпись как на всех, и больших и маленьких станциях СССР, на белом фоне черные буквы с названием. Здесь
красовалась надпись "Лесопильный". Около здания неизменная клумба цветами. А невдалеке огромные вековые дубы.
Билеты приобретались обыкновенно туда-обратно, потому часто бывало увлекшись ловлей, бегом спешили к поезду на Саратов, уже отошедшему от станции "Мясокомбинат" и видневшемуся вдали. Выходили на деревянный настил между путями с нетерпением ожидая появления поезда.Наконец слышался шум и показывался паровоз с фанерными вагончиками

Уже здесь начинался процесс подготовки к рыбалке. Если решали ловить на бетонке ближе ж/д мосту, старались сесть в последние вагоны, если на полуострове, например в Ивановой яме, то в первые, чтобы быстрее оказаться на заветном месте. В воскресные дни сидячие места занимали на предыдущих остановках и приходилось стоять до самого места назначения.
Паровоз постепенно набирал скорость, медленно разгоняясь. Проходили "Князевку", "Увек", "Правый берег"(так называлась в то время остановка "Правобережный"), и вот уже мелькают арки моста и самый нетерпеливый народ толпится в тамбуре, чтобы опередить всех на выходе и рвануть на "свое" место.
После выхода из вагона это соревнование продолжалось. Шаг убыстрялся до спортивной ходьбы, и все это с шутками-прибаутками,смехом. Степенными оставались семейные компании, да и в них отцы семейства отрывались далеко вперед от вторых половинок и чад. Таков рыболов, он не будет спокоен если чужой займет "его" место.
Нетерпеливые "профи" точно знали куда им надо, семейные и дилетанты не спеша перемещались с одной стороны полуострова к другой, не зная где остановиться, чтобы и тенечек найти и окунуться и удочку бросить. Слева на полуострове, берег "Вонючки" песчано-глинистый,  с редкой растительностью,  справа он более разнообразен по ландшафту.

Метров 50 идет бетонка с очень крутым склоном, затем более 200 метров, до первого мыса бетонка с уходящими в воду крупными камнями, на которых неплохо можно разместить рыболовные принадлежности с редкими в то время кустиками, которые в настоящее время превратились в густые заросли, затрудняющие подход к воде. В конце апреля, начале мая здесь очень хорошо ловилась баклежка( по научному-уклейка). Рыбка маленькая, но вяленная по жирности и вкусу превосходит знаменитого леща. Посему весь берег был усыпан рыболовами охотниками за этой рыбкой, усердно махавшими удилищами: забросил-тяни уже с добычей.

Некоторые умельцы за день натаскивали 600-800 штук. Ловля баклежки веселая и добычливая. На закидушку шла в основном густера и сорога. Но досаждали зацепы, и этим способом пользовались его любители и желающие поймать что-нибудь покрупнее. Применяли и удочку-донку, когда у обычной поплавочной удочки поплавок сдвигался вверх на расстояние 15-20 см от вершинки удилища, комель закреплялся в камнях, поплавок висел над водой и по его отклонению узнавали о поклевке.
Интересно, что в середине Широкого находятся участки глубиной 1,5-2 метра и перепады 6-8 метров. В иные года эти мели открывались(не знаю как сейчас, давно там не бывал) и торчали небольшими островками, усыпанными перловицами. С надувной лодки, встав на отмель, поплавочной удочкой, можно было получить неплохой улов кг.5 и более всяческой рыбы: подъязки, густера, окунь, плотва, красноперка и даже лини.

Участок между 1,2,3 мысом интереса для ловли с берега не представляет, т.к близко к воде подходят кусты и около берега мелко. Эти места обычно использовали да и сейчас используют для спуска на воду надувных лодок. А вот в Ивановой яме в 60-е годы собиралось наибольшее число любителей поплавочной удочки. Волгоградское водохранилище только начали заполнять, поэтому по берегу еще росли коренные деревья, которым в скором времени предстояло высохнуть и сгнить. И видовой состав рыбы и ее размеры отличались в лучшую сторону, от пойманной в Широком, т.к Иванова яма имеет прямой выход к  Волге, где  рыба крупнее, чем в непроточном заливе.

Запомнилась одна из воскресных поездок году в 60м. Отец с матерью молодые-по 30 лет. Мне 8. Опыта по ловле на поплавочную удочку у нас -никакого. Для оснастки применяли леску 0,2 и крючки №7. Это потом пришло, что достаточно леска 0,17 и крючок №4-5. Сойдя с поезда осмотрелись, и видя, что основной народ направился по полуострову в сторону Волги потянулись за ним. В тот весенний день была большая вода, Вонючка подошла к самому забору огородов работников ж/д (тогда около станции стояли построенные для них жилые дома), оставив проход по которому можно протиснуться только одному человеку для того, чтобы выйти на полуостров. Народ дисциплинированно встал в цепочку, дожидаясь, когда и он проскользнет по этому узкому проходу. Наконец выбрались и не спеша, стараясь следовать за основной группой направились на поиск "хорошего" места, да так и добрели до самой Ивановой ямы, не решившись остановиться поближе к станции. Расположились на песочке со стороны Вонючки. Но отцу не удавалось поймать хоть какого малька, и мы перешли с ним на другую сторону, собственно в Иванову яму. Наконец он выдернул баклежку, я схватил ее и с криком"И мы поймали" просился на другую сторону к матери. Сколько прошло лет, а это запомнилось. А вот обратный путь домой почему- то не отложился в памяти.

Зато стоит в глазах забавный случай собственно с ловле не связанный. Утром на пути к Сазанке, при подходе поезда к станции "Правый берег" из его вагонов , еще до полной остановки, "посыпались" мужики и бегом, прыгая через рельсы на путях, как через барьеры, помчались в сторону магазина около здания станции. Вся территория в виде сектора от состава до магазина с магазином в вершине, покрылась жаждущими бегущими людьми. Это наверное у них спорт такой был-купить горячительное и успеть вернуться на медленно отходящий поезд. На все про все у них было минут 5. Остальной народ наблюдал за ними из окон поезда, со всяческими шутками. Счастливчики бежали назад зажав в руках бутылки. Которым не повезло отставали-до следующего поезда. Во времена электричек такой номер не пройдет-больно они быстрые, да и двери автоматические.
Вечером от Лесопильного домой опять через поле с свежим запахом трав, полной луной и стрекотом цикад.

 


Рецензии