О романе Мастер и Маргарита
Ах, какая неожиданная ассоциация! И как трудно ухватить мелькнувшую и ускользающую мысль!.. Почему же вдруг покидаемая навсегда Маргаритой и Мастером и – надолго ли? – свитой Воланда Москва вдруг штрихом, еле заметным контуром напомнила Ершалаим? Ведь Булгаков, один из тончайших ювелиров слова, да еще в любимейшем своем творении, такой случайности бы не обронил…
А что если доброта – абстрактная, мягкая доброта, не считающая даже нужным защищаться, во все времена была общечеловечески привлекательной, но заведомо обреченной на небытие? Доброта, которая и игемона, и убийцу, и палача одинаково считает добрыми людьми?
И не есть ли тогда явление Мастера в романе ничуть не менее удивительно, чем явление Воланда в Москве? Ведь Мастер по сути своей есть не что иное, как вариант Иешуа двадцатого века. Но, если в двадцатом веке может возникнуть Иешуа-Мастер, с необходимостью должен возникнуть и его ученик, и Иуда-Алоизий, и самозабвенно любящая Мастера Маргарита… Но и Воланд - тоже, с той же необходимостью! Ибо рядом с незащищенной добротой всегда существовали и будут существовать искушения.
«Что есть истина?..» - «Истина в том, что у тебя болит голова…» Другими словами, истина всегда конкретна, абстрактной истины нет. Это – Ленин. Абстрактная же истина, идея истины - сама по себе нежизненна. За истину надо уметь бороться! ( «Грош цена революции, если она не умеет защищаться.» Это - тоже Ленин ).
И, может быть, когда Воланд говорит, что Иисус действительно существовал, он, дьявол, недоговаривает: он существовал, и даже не один раз, он возрождался в каждую эпоху - и, опережая любую эпоху, всегда оказывался предан, судим и распят. Предрекая, что рухнет храм существующей веры и воздвигнется новый храм ( а какой же может быть новый? ) - он служил всегда потенциальным катализатором мятежа.
И тогда сюжетные линии Мастера, Воланда и прокуратора - триединое описание одного и того же: дьявольского искушения отыскать общечеловеческую абстрактную истину - и заведомую безысходность такого поиска.
Вот тут-то Булгаков и поднялся до величайшей диалектики - диалектики добра и зла во временном масштабе эпох.
Но нет ни абстрактного добра, ни абстрактного зла. Есть борьба добра и зла, которая и приводит к поляризации. И Мастер, и Воланд - художественные образы пределов такой поляризации. Воланд бессилен бороться с Мастером, потому что бороться с абстрактным добром, с самой идеей добра - бессмысленно: идеи, как и рукописи, не горят… И не исчезают бесследно.
1991 г.
Свидетельство о публикации №216030602118