Почему я не стал Генералом! - 4 глава - 9

      Глава – 9
 
     Побег, побег,  бежали из мест заключения,  всегда во все времена и при любых формах правления в государствах.
  Все хотели приобрести свободу: и честные люди,  сидящие в  тюрьмах и лагерях по воле и законам правительств, и закоренелые преступники.
   Которых судили и садили,  все формы правления в государствах,  и у нас в нашей «стране Колыме», это было.
   Мне рассказывали много случаев удачных и неудачных побегах заключенных с Колымы.
  Вот,  я и  опишу  некоторые из них,  наиболее мне запомнившиеся.
  Хочу заметить,  что побеги с Колымы очень и очень трудные и   сопряжены с большим риском,  погибнуть в дороге. 
  Но все же люди бежали, так как тяга к свободе была сильнее всех опасностей,  ожидавших их в путях, дорогах.
  Необходимо и добавить, что в Колымских лагерях в те годы находились не менее 5 - 7 миллионов человек и основная масса из них была доставлена туда в  1937 - 1938 годах.
  То  - есть, в разгул развеселившегося грузинского недоучки,  попа,  попавшего на престол  «Российский престол».
 
  Власть на Колыме в то время принадлежал Колымскому богу -  Начальнику Дальстроя  Берзину,  а он как рассказывали мне Зеки,  давно там сидевшие, не отличался гуманностью к себе подобным.
   О чем повествует вот такой эпизод: 
  Берзин со свитой на автомашине ГАЗм - 1 едет по Колымской трассе с инспекцией по лагерям.
   В это время из небольшого дорожного лагеря,  на двух санях устраивают больных Зеков человек 10 - 12.
   Которых направляют в центральный лагерь,  где есть лагерная больница,  но обоз только из двух саней и все они на них не могут вместиться.
   В  момент их устройства и подъезжает он и спрашивает охрану:
   - В чем дело? Что вы тут канителитесь?
  - Да вот не можем всех больных уместить надвое саней.
  -  Эх вы! Я вам сейчас всех размещу, а ну слезайте все с саней.
  Больные Зеки,  кто как слезли с саней:
  - А теперь, постройтесь, как положено.  Так, отгоните сани на 20 метров, отогнали? Молодцы!
   А, вы теперь быстро,  бегом к саням, занимайте места в них.
  И  Зеки кто хромая, кто полу ползком  потянулись к обозу саней,  кто был по здоровей, тот успел скорей  и сесть в них.
  Но  осталось три, четыре человека,  которые по - своему состояния здоровья не смогли успеть в подводы,  да и места в них уже не было.
  Тогда он, вытаскивает свой  шпалер (браунинг) и при всех расстреливает тех кто не успел сесть и кому уже не было места в санях.
   -  Вот и все - сказал он, я вам всех и усадил! - Сам сел в  автомобиль и укатил дальше.
 
Трудно мне было поверить в этот жуткий рассказ, но тот, кто говорил его мне, не был озлоблен на Советскую власть.
  Это был, пожилой,  довольно добродушный человек,  сидевший на Колыме в лагере, за какое - то бытовое преступление. 
  И  я ему верил,  и не верил,  мне казалось,  что такое не могло все же происходить.
  Но рассказы других Зеков косвенно подтверждали,  что это могло и быть.
 Многие говорили, что на строительство автодороги от Магадана до Адки, почти на каждом метре длины ее можно было видеть могилы Зеков,  если бы их уложить по трассе.
   Люди тогда гибли,  как мухи от голода и холода и жестокого обращения.
   Вот один  из примеров - рассказов, как Зеков водили на лесозаготовки:
 Приводят партию человек 12 - 14 в лес - тайгу, охраны человека 4 - 5.
   Старший охраны объясняет им,  что нужно спилить,  обработать и заготовить на дрова на каждого из них столько  - то и столько  - то.
  Но, тут же добавляет,  что они будут работать до тех пор,  пока не выполнят норму, и второе,  указывая участок работы, говорит:
   -  Зоной считается вот это дерево, вот это, и вот это. Кто дальше этого дерева шагнет ногой,  охрана будет того стрелять, без предупреждения, ясно?
 -  Ясно . - отвечают  нестройные голоса Зеков.
  -  Приступайте к работе.
  -  А были случаи,  когда стреляли?
  - Да, были - отвечали те, кто сам участвовал в лесоповале.
  - И убивали?
  - Да  кому как повезет, куда пуля попадет,  но стрелять стреляли и не в воздух, а по ногам по туловищу.
  Это уже зависело от охранника, кто он человек или тупой исполнитель, чужой воли.
   Как правило, в лагерях тех времен я имею в виду 1934 - 1938 год на лесоповале - заготовке древесины,  дров – работали те, кто, чем- либо проштрафился по лагерному режиму.   
 Так же так сказать,  закоренелые преступники и те,  кого недолюбливало лагерное начальство.
  Люди, имевшие специальность,  а также покорно подчинявшиеся режиму, смотря конечно по статье,  работали на более выгодных работах.
    
      Но, продолжу о побегах:
  Бежали Зеки и просто так,   не стремясь вырваться на свободу, то  - есть уйти за пределы Колымы.
  Были случаи,  когда кому – либо из них было плохо в каком - то лагере,  он сбегал из него, старался уйти подальше, но не в сторону освобождения от тюрьмы, а просто в другой ближайший лагерь. 
  Приходил туда сам,  заявляя,  что он сбежал из такого  - то лагеря,  за это он получал дополнительно два года отсидки,  но уже оставался в этом лагере, куда он пришел.
   Но если там ему опять было плохо,  он опять делал побег в следующий лагерь,  благо по Колыме лагерей было вдоволь….
  Были побеги и более серьезные,  ну например побег с носильщиком,  почему с носильщиком,  именно это слово я толком и сам не пойму.
  Побег этот, как правило совершался мокрушниками,  для которых человеческая жизнь - ничто.
  Вот один из таких Зеков,  задумав побег,  заранее знал, что ему одному далеко не уйти,  нужны продукты, а кто их понесет?
  Вот он и выбирал из окружающих его Зеков поздоровее,  да поглупее , постепенно уделяя ему одному или двум таким, особые внимание.
 При этом,   обрабатывал их подговаривая на побег,  обещая  мол там,  на воле и деньги, и документы, в общим райскую жизнь. 
   Найдя таких напарников он с ними, постепенно начинал готовиться к побегу,  заготавливая по возможности продукты питания и кое - какое снаряжение и одежду.
   Наконец все готово для побега и вот выбрав удобный момент они бегут, конечно в первый день стараются уйти,  как только можно дальше.
   Тоже и на второй, третий день, а вот теперь,  когда они явно миновали опасные места,  где их все же могли бы задержать,  организатор побега обдумывает,  как бы развязаться с одним,  из своих напарников, а те продукты, которые он несет взять себе.
   И вот, ночью он убивает одного ножом или топором,  какая для него разница,  бывает, что и второго сразу также кончает.
  Они выполнили свою роль,  как бы несли ему продукты,  чтобы без боязно продолжить дальше путь, не заходя ни в какие населенные пункты и не грабя по дороге охотничье лабазы, чтобы не указать,  где он проходил.
   Вот это и называется побег с носильщиками.

  Только за Иркутском, где уже нет пограничной охраны, где люди менее бдительны,  он выходит на железную дорогу, а там ищи,  свищи ветра в поле.
   Рассказывали мне и о групповом побеге, сразу человек 12 - 15, который готовился целых два года.
   В числе бежавших были и геологи, и топографы,  и другие специальности.
   Все они были осуждены, как враги народа  по 58 статье, то - есть контрики 1937 года.
   Побег состоялся, но вот дошли до так, сказать свободы,  только один человек,  который и прислал потом письмо одному из Зеков, условными словами о том, что дошел он до Москвы один,  а остальные в разных местах погибли в тайге. 
   Случаи побегов из лагерей я опишу немного позднее, так как еще,  но пока  не знаю,  я услышу о них.
  Когда буду в В-Сеймчане  и в Н-Зырянке,  а пока я еще нахожусь в Балыгычане.
 
 Как я уже и писал ранее, все наши Зеки живут построенным им бараки, а мы живем на пароходе, то - есть все вольнонаемные.
  Занялись мы судоремонтом, ну каким?  Да, просто кое - что подтянуть, где  - то проверить внутренности цилиндров вспомогательных механизмов, таких, как насосы Вортингтона, питательные насосы котлов на ходу, и другие.
   По ходу ремонтов узнаю, что наш механик, работавший первым на пароходе «Магадан»  оказывается «плавает»  не только в какой – то  форме машин или котлов,  а просто даже хорошо не знает и устройства паровых машин.
    Оказывается он ранее работал где - то в Якутске на паровой мельнице машинистом,  а там,  как правило были установлены локомобили и одним цилиндром типа П-1 ,П-3, в общем пшикачки, а не паровые машины.
   Я задал ему вопрос,  а как установить парораспределение на нашей судовой машине, а он ни туда, ни сюда, вот так механик парохода.
   Стал беседовать с первым помощником механика, этот оказывается, закончил ФЗО одногодичное,  но правда водного транспорта.
  Он тоже толком не знал установку парораспределения, но хоть спрашивал у меня,  как это делается.
   И одним словом оказалось, что по должности они выше меня и получают « больше», а я по сравнению с ними «профессор».
   Вот так - то подбирали кадры механиков,  смотрели на твой возраст,  а не на твои знания и способности.
  А  в результате - застой технический,  так как на нас молодых смотрели,  как на несмышленышей, эти мастистые седо - бородатые полуграмотные, так называемые наши идейные «рукой - водители».
    Видя, что их не пробьешь, пока не поседеешь сам,  а тогда какая уж у тебя инициатива?  Так сидишь при месте, увы, так было,  это ты и сам на своей шкуре испытал.
 Но, вот  основной ремонт - просмотр судовых механизмов был закончен  и было принято решение,   часть судовой команды из нашего брата, да и из Зеков, чтобы они там в Балыгычане не бездельничали, направить в затон В-Сеймчана.
  Да и судовую радиостанцию закрыть до весны. ….. …..

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/03/07/56


Рецензии