Германия 21 век. Замки, крепости и авто

Моя новая поездка в Германию состоялась уже в следующем, 21 веке. Германия к тому времени стала единой страной, вкладывая огромные средства в свою бывшую восточную сестру. Мы отправились в гости к моей младшенькой дочери, которая к тому времени обосновалась в Магдебурге (150 км от Берлина). И дух Покаяния, о пользе которого я уже писала, встретил нас прямо в центре Берлина. Здесь, недалеко о Брадендбурских ворот, открыт мемориал в память о евреях-жертвах нацизма.

Строительство памятника поддержал бывший канцлер ФРГ Вилли Бранд, который был активным сторонником покаяния и признания исторической вины Германии за преступления и Холокост.

Можно спорить об архитектурном замысле, но впечатление незабываемое. Огромный лабиринт (два футбольных поля) из 2 700 серых бетонных плит. И стайки ребятишек, которые бегают среди них лишь усиливают эффект. Жизнь продолжается.

Берлин - тихий и уютный город, совершенно не похожий на столицу крупнейшего государства Европы. Мне показалось, что немцы вообще не склонны к излишествам и выпячиванию своего богатства. Германия – страна дворцов и замков. Но никто их не строит в 21 веке. Никаких «Рублевок» не наблюдается. А вот историческое наследие сохраняют.

Одна из самых влиятельных женщин мира, Ангела Меркель предпочитает жить в своей квартире в Берлине по адресу 10117 Berlin, Am Kupfergraben, 6. Дом многоквартирный, квартира Ангелы Меркель находится на четвертом этаже, в добротном, но обычном доме. Ну, а дворцы и памятники архитектуры – они везде! Но никто из руководителей страны в них не догадался жить.

Моя младшенькая Оленька выбрала для проживания Магдебург - не самый крупный и знаменитый немецкий город - по многим причинам. Главная – Магдебургский Университет, где она нашла работу. Ну, и жизнь в Магдебурге гораздо дешевле, чем в «западных» городах.

Магдебург – город древний, упоминается в исторических хрониках уже с 805 г. Он насчитывает около 246.000 жителей и является столицей земли Саксония-Анхальт.

Саксония-Анхальт - одна из новых земель, вошедших в ФРГ после присоединения ГДР. Увы, после объединения Германии и ухода советских войск земля эта стала самым депрессивным районом.   Большая часть «советских» предприятий была закрыта, а район реки Эльба (на которой и расположен Магдебург) был признан зоной экологического бедствия. Глядя на современный Магдебург в это трудно поверить. Прошло менее 25 лет, в регион вложено более 1 триллиона евро. Появились роскошные парки, судоходная Эльба с современными мостами, шлюзами, новый Университет. Достопримечательности ухожены, отреставрированы и ждут туристов.

В Магдебурге живет около 246000 тысяч жителей, но территорию он занимает внушительную – более 200 кв. км. Это за счет многочисленных парков, которыми славится Магдебург – один из самых зеленых городов Германии. Кроме двадцати! парков, в городе  много зеленых уголков с дорожками для любителей пробежек и велосипедистов.

Самый обустроенный и крупный из них – Elbauenpark, расположенный в пойме Эльбы. Парк знаменит своими цветочными экспозициями, которые меняются в зависимости от сезона. Раньше на этом месте был военный городок, где располагались советские войска. Наши ушли, но много чего оставили. В том числе – огромную свалку.  Немцы для ее уничтожения применили новые технологии, потому что просто уничтожить такое количество мусора было невозможно. Теперь это спортивная (типа летнего бобслея) и обзорная площадка. Внутри холма идет процесс получения биогаза, которым отапливаются все помещения парка.

Еще одна достопримечательность не только парка, но и всего Магдебурга – Технический музей. Его здание построено из клееного криволинейного бруса. Высота башни – 60 метров. Она является самым высоким деревянным строением Германии. На 6 этажах башни размещены 250 экспозиций, рассказывающих о тысячелетиях развития истории науки и технологий человечества. Здание музея (на фото) видно издалека. Особенно красивым оно выглядит на фоне роскошных цветников, разбитых в разных уголках парка.

Река - украшение любого города.  Не исключение и Магдебург. Наше путешествие по Эльбе – одно из самых познавательных, поскольку ее многочисленные мосты, каналы и шлюзы – выдающиеся инженерные сооружения, которые дали новую жизнь реке после объединения страны.

И еще одна достопримечательность Магдебурга - университет  им Отто фон Герике – один из самых молодых вузов Германии. Он был создан в 1993 году. Университет крупный, штат состоит из 2500 профессоров, преподавателей и вспомогательного персонала. И 13000 студентов. Современные здания, кампус, лаборатории. Шикарная библиотека. Учеба бесплатная, как и во всех университетах Германии.

Вот в этом самом Универе моя умница - дочка получила еще один диплом и право на исследовательскую работу. Чему я безмерно радуюсь.

Германия – страна автомобильная. Поэтому без поездки в город Вольфсбург (64 км от Магдебурга) на завод Фольксваген наша экскурсионная программа много потеряла бы. Тем более, что в выставочном комплексе можно полюбоваться множеством старых авто и современных новинок.

Знаменитый автомобиль «Фольксваген Жук» завод выпускал (без пересмотра базовой конструкции!) с 1938 по 2003 год – рекорд в истории автомобилестроения!

История создания «народного автомобиля» - а именно так переводится Volks-Wagen, драматична, как и многие события в Германии тех лет.

Главным конструктором автомобиля был Йозеф Ганц, который занимался разработкой малолиражных моделей. Одна из них называлась «Майский жук». В 1933 году на Международной авто – мото выставке в Берлине малолитражки Йозефа очень приглянулись фюреру. У Гитлера была идея: создать для немцев надёжный автомобиль, стоимостью не более 1000 рейхсмарок. Именно тогда в рекламе впервые появилось название проекта - «Народный автомобиль». Йозефа Ганца назначили руководителем проекта.

Но Йозеф был евреем! Допустить, чтобы «народный автомобиль» делал еврей, нацисты не могли. Йозефа отстранили от работы, начались вызовы на допрос в гестапо. Ганцу удалось бежать за границу, в Австралию.  Для реализации проекта в 1934 году нашли арийца (Фердинанда Порше) и в 1938 году с конвейера нового завода сполз первый «Жук». А город Вольфсбург был построен для проживания работников и до 1945 года назывался Штадт - Фаллерслебен. Такова история, оставшаяся в прошлом.

Ну, а в настоящем Фольксваген в Вольфсбурге - это самый крупный в мире автомобильный завод. Только протяженность сборочного конвейера, состоящего из многих ярусов, достигает одиннадцати (!) километров. Завод выпускает от всем известного народного «Фольксвагена» и «ауди» до совсем чуждых народу «бентли», «лаборджини» и «бугатти».

Завод и прилегающий к нему роскошный технопарк Автоштад расположен на живописном берегу Старогерманского канала. Здесь же расположен парк с фонтанами, каналами, искусственными холмами – все для приятного времяпровождения многочисленных туристов и, главное!, потенциальных покупателей.

Визитная карточка Автоштада – две 20 – этажные башни. В них временно выставляют готовые новенькие автомобили (400 штук каждый день). Все машины расположены по весу, чем тяжелее, тем ниже он расположен. Уже отсюда автомобиль транспортируется в клиентский центр на выдачу. Посетителям можно все – трогать автомобиль, посидеть в нем.

И, конечно, полюбоваться ретроспективой авто в Музее Времени: от очаровательных кабриолетов 30х годов и еще более ранних раритетов до фантастических современных болидов.

На севере страны,  на побережье Балтийского моря, расположен Росток - крупный город-порт и транспортный узел Германии. В Росток можно добраться любым видом транспорта. Мы приехали поездом (3,5 часа от Берлина). Есть аэропорт, ну, и конечно, здесь несколько раз в день делают остановки круизные лайнеры и регулярные паромные рейсы.

За окном поезда на протяжении всего пути нас сопровождали бесконечные поля рапса и ветряки. Пустых мест нет – вся страна «засажена» этими альтернативными видами энергии. Ветряк – это понятно, что ветроэнергетика, которую Германия активно осваивает. Около 10% всего электричества в стране дают эти ветряки. Для сравнения – в Дании около 30%. А мы еще удивляемся, как это без газа и нефти они не загибаются, а очень даже неплохо живут. А рапс – это SunDiesel (Солнечный Дизель, Биодизель) которым в Германии заправляют и грузовики и легковушки.

По оценкам Германского Энергетического Агентства биодизель обеспечивает 20 % потребностей Германии в автомобильном топливе. А к 2030 году, с развитием технологий, собираются охватить этим Солнечным Дизелем 35 % потребностей автопарка. И, правда, солнечный!

Росток встретил нас запахом моря, ветром, чайками,  и прочими атрибутами морского города. Город был капитально разрушен во время войны, но, гуляя по его улочкам, этого никак не скажешь. Все отреставрировано или отстроено заново.

Свежесть! Вот главное ощущение в Ростоке.  Свежий морской ветер, свежевыкрашенные суденышки на реке, свежие фасады домов. И самая свежайшая рыба в ресторане.

Визитная карточка Дрездена - Цвингер (Zwinger). Это огромный  дворцовый ансамбль,  шедевр барочного искусства.  Был построен в 1719 г по образцу Версаля во время правления Августа Сильного (курфюрста Саксонии и Короля Польши).

13 февраля 1945 года Цвингер был полностью разрушен. Огромная удача для всей мировой культуры, что в момент бомбардировки  экспонатов в зданиях музея не было. История спасения этих шедевров Цвингера заслуживает отдельного разговора. Собственно, есть даже роман, который так и называется: «Цвингер».

Автор романа - Елена Костюкович, внучка забытого ныне Леонида Волынского. Леонид Волынский (Рабинович) до войны был художником в театре Киева, а на фронте –  лейтенантом технической службы. Именно Леонид Рабинович нашел дрезденскую коллекцию, спрятанную нацистами в ожидании лучших времен. Коллекцию увезли в Москву, но середине 50-х было принято решение возвратить ее в Германию.

В современном Цвингере расположены музеи, где собраны уникальные коллекции шедевров изобразительного искусства и науки. В том числе и знаменитая Дрезденская Картинная Галерея. Сейчас здесь находятся «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Святая Венера» Джиорджионе, «Денежная дань» Тициана, «Святая ночь» Корреджо. А также работы Рембрандта, Ван Дейка, Веронезе, Рубенса, Гольбейна, Кранаха, Дюрера – всего 750 бесценных картин.

Это великолепие открыто, кроме понедельника, ежедневно. Билет 10 евро. Дети до 17 лет! – бесплатно!

При таких масштабах разрушения, которые обрушились на Дрезден в феврале 1945 года, восстановление ансамбля казалось нереальным. Однако, уже через несколько дней после бомбардировки архитектор Губерт Эрмиш с несколькими помощниками начал работать в Цвингере. Среди развалин горящего города они собирали обломки, детали. Скульптор Альберт Браун по фотографиям реконструировал утраченные скульптуры. Им не довелось при жизни увидеть результаты своей работы. Реставрацию закончили архитектор Френцель и скульптор Шлезингер. Она продолжалась 19 лет и обошлась в 20 миллионов марок.

Одна из самых посещаемых достопримечательностей Дрездена – церковь Фрауэнкирхе. Храм был возведен в первой половине 18 века, но во время бомбежки Дрездена был полностью разрушен. Несмотря на тяжелейшие послевоенные месяцы, свои развалины немцы разбирали с особой тщательностью, каменные фрагменты были описаны, сохранены и максимально использованы при воссоздании зданий с сохранением их исходного исторического облика. Кирху из этих кусочков начали восстанавливать лишь после объединения Германии.  Стены Кирхи напоминают мозаику. Темные "закопченные" фрагменты – это все, что сохранилось от старинной кладки. Все остальное – архитектурно – строительный подвиг, который совершили реставраторы. С восстановлением Кирхи центр Дрездена приобрел свой первоначальный вид. За исключением современной застройки, которая возникла в этом месте в 50е годы. Надо же где-то было жить после войны... Теперь эти дома, напоминающие о временах ГДР, снесены.

Мы покидали Дрезден ошеломленные великолепной архитектурой этого города, восстановленной из руин и пепла. Наш путь лежал дальше, к знаменитой Крепости Кёнигштайн, удивительному памятнику немецкой истории.

Эта гористая местность получила название Саксонской Швейцарии. А  постройка на плато впервые упоминается в 1241 году. Но тогда это был только Кремль, а настоящей крепостью Кенигштайн стал в 16 веке. Крепость имеет внушительные размеры и славится многовековой неприступностью.

Поражает тот порядок и даже «вылизанность» каждого уголка этого памятника истории. Понятно, что сейчас в крепости «есть все» - электричество, вода, ресторанчики. И целый комплекс музеев. От пушек и другого оружия до музея воды (здесь находится самый глубокий колодец Европы). Ну, а самое восхитительное в крепости – это виды, которые открываются отсюда на долину Эльбы и горный массив Бастай. Эти скалы любимое местечко моей дочери и   моя постоянная тревога. Зрелище не для слабонервных, особенно если на скале висит твоя любимая дочь. Никогда не понимала такого увлечения! Но что делать!? Может, это Высоцкий виноват и его «…лучше гор могут быть только горы!». Не знаю.

Германию по праву можно назвать страной средневековых замков. Замок – такая же визитная карточка немецкого пейзажа, как и отличные дороги. Статистика свидетельствует – по территории Германии «разбросаны» более 7000 (в каталоге 7441) замков. Это количество кажется невероятным, но таково наследие древней истории. И это наследие с любовью сохраняется. Сегодня эти средневековые стены служат верой и правдой немцам и многочисленным туристам. В замках расположились великолепные музеи, гостиницы, рестораны и многое другое.

Обычная история выходного дня – отправиться на велосипедную прогулку и остановиться…. в замке. Можно даже переночевать в уютных и романтичных апартаментах. Поинтересовалась ценами на номера в замке Хоенеркслибен. От 40 до 60 евро. Так что даже велосипедист может, наверное, себе позволить.

На землях Саксонии Анхальт замков тоже предостаточно – более 300. Участь их в Восточной Германии была незавидной. Многие стояли заброшенными, разоренными. Все изменилось после объединения. Заботы по их реставрации взяло на себя не только государство. Были привлечены и потомки бывших владельцев. Замки им передавали в собственность за символическую цену – 1 евро. Но с условием, что замок будет восстановлен, прежде всего, как историческое памятник, без «перепрофилирования». И работа закипела. Создавались специальные фонды, привлекались известные художники, специалисты по дереву, камню. Все работы выполнялись безвозмездно. Для мастера, художника передать свои изделия, полотна замку – большая честь. И пусть эти картины современные, но они прекрасно гармонируют с древними стенами.

Замок Хоенеркслибен, который облюбовали ребята для свадебных мероприятий, расположен в 45 км от Магдебурга. Часть его уже отреставрирована. Работает ресторан, номера (и роскошные и скромные, но все очень уютные) ждут гостей. Живописные окрестности, река, поля, виноградник добавляют очарования.

Вот, пока все о Германии. О стране успешной и достойной. Она стала такой не только потому, что ее народ умеет работать, чтит свою историю и традиции. На этот достойный путь Германию привело ПОКАЯНИЕ. Неплохо бы это усвоить всем, стремящимся жить, как в Европе.


Рецензии