Современный таджикский народ. Старики и дети

     Отношение к старикам и детям.
      Больной вопрос для европейцев. Больной не потому что их(стариков и детей) развелось так много, что государства не знают что с ними делать, и не потому что законодательства несовершенны и не защищают права этих слоев населения. Боль вопроса в отношении. В отношении рядовых граждан к старикам и...детям.  Рядовых - людей на улице, в учреждениях, в семьях, в доме и подъезде, на лестничной площадке или за соседним забором на селе. Конституции законами защищают, оберегают, дают права- на отдых, на лечение, на соцуслуги, на пенсию, на детсады, на пособия многодетным и одиноким и прочее, прочее, прочее. Мы привыкли сваливать вину за брошенных стариков и беспризорных детей на государство, на кого- то, кто "Должен, но не делает".
     А часто ли мы смотрим на самих себя, задаваясь вопросом:" Если такова(данная) ситуация, то почему я стою и смотрю на это безобразие, молчу, и не возникает у меня мысли, чтобы протянуть руку помощи или поддержки?" Почему не проводить в непогоду старика, идущего по скользкой ( образно и не только) дороге до его подъезда, даже, если нам не по пути? Почему не поделиться с одиноким или пожилым соседом излишком продуктов, особенно, уезжая в отпуск; скорее дадим испортиться им, чем накормить кого- нибудь, просто так, бесплатно?
     Если вспомнить недавнюю русскую историю, всего лишь начало и даже середину прошлого века, то еще свежо в памяти выражение :" столоваться". Очень немногие знают что это значит. Страна наша пережила много, и никогда русский народ не был лицемерным, жадным и бессовестным. Что проще, чем поделиться, подарить? Бескорыстно, просто так, бесплатно...    Столоваться, дословно, значит, поделиться едой в виде приготовленного блюда или блюд. Русские с широкой сердобольной душой никогда не жадничали на еде. 
     Европа и Америка. Да, у них другие отношения, заложены исторически, основанные на получении прибыли практически во всех  сферах жизни. Там капитализм, когда абсолютно все продается и покупается, стар и надежно вошел в жизнь обычных людей. Но даже там все чаще и чаще взоры различных общественных организаций  и частных лиц обращены к помощи бездомным, одиноким старикам, беспомощным по разным причинам людям.  К помощи, бесплатной, бескорыстной, искренней. Европа начала расплачиваться за будущий Рай.
    Азия. Про Азию с этой точки зрения мы знаем очень мало. Куда проще переносить собственное или знакомое отношение к какому- нибудь вопросу на весь мир. Проще потому, что так спокойнее себе. Себе, но не своей совести. Впрочем, "совесть", "честь", " порядочность"- понятия практически исчезнувшие из нашего лексикона, замененные исключительно меркантильными интересами.
     Таджикистан. Поразило. Именно Поразило явление Уважения к старикам, к старости, к одиноким, как сказали бы у нас, людям, а также к детям и сиротам. О детях написано ниже. Поговорим о стариках. Посетив совершенно разные по социальным статусам города и поселки страны, резюме одинаковое для всех регионов - в Таджикистане НЕТ брошенных, одиноких, голодающих, не нужных стариков. В чем же причина? Преобладающее большинство прочитавших эти строки, скажут, это фантазия, вранье, обман, такого быть не может хотя бы потому, что страна не бежит впереди всех по богатству  населения( по- прежнему, достаточное количество работоспособного населения едет в другие страны на заработки и довольствуется, порой весьма небольшой зарплатой). Говорят:"друг познается в беде". Перефразирую:" брат познается в нужде". Под "братом" дословно подразумевается - земляк, сосед.
     Так вот. Почему этот народ еще не вымер в современном жестоком мире? На первое место поставлю Взаимопомощь. Не все могут иметь, найти, получить как говорят сейчас у нас, достойную работу, достойную и которую будет хватать на большую семью, зарплату. Но, придя в любой, самый бедный дом, вы не увидите умирающих стариков и детей. И дело не только в многочисленных родственниках, которые где- то работают и всех содержат. Не в этом дело. Дело в отношении к людям. Если один где-то заработал, а другой не может, ему Помогают, и свои и чужие,те, у кого есть чем поделиться - одеждой, едой, деньгами, работой. Да,да, работой. Как правило, возвращающиеся с далеких заработков, в основном, это молодые и средних лет мужчины, начинают строить свой дом, чтобы съехать с семьей от родителей. Для стройки нужны рабочие руки, и они находятся.
     Порой родители или один из них хочет отделиться от потомков и жить отдельно. Родственники"скидываются" и покупают что- нибудь. Или строят, так сказать, всем селом им дом, кто- то принесет гвозди, кто- то досок, кто-то поделится материалом на крышу. Наблюдая однажды такую стойку, ярко встало в памяти строительство дома бригадиру всего за сутки(или меньше) в советском кинофильме "Иван Бровкин на целине" . Построен дом, но это не значит, что "с глаз долой, из сердца вон". Будь то старик или пожилая женщина, или супружеская пара, их не оставляют без внимания, Никогда. Причем, вниманием "занимаются" разновозрастные люди. Молодежь не считает зазорным прийти к старику и, например, приготовить или принести ему еду, убраться в его доме. Этими посещениями занимаются и женщины и мужчины. Меня поразило, однажды была свидетелем посещения старушки правнуками мужского пола, с какой вежливостью и добросовестностью они убрали и вымыли ее дом, приготовили еду, сбегали на рынок и в аптеку. Да,да, мальчики мыли пол, мели двор, готовили еду. Мне ярко напомнило обет Послушания в православных монастырях, до пострига. И они не считали такую, вроде не мужскую помощь, зазорной, неприличной и типа "чтобы я..., не барское это дело".
      Продолжение следует...


Рецензии