ЛЧ ч 4 Переход гл 5 Настоящее и прошлое

       Ева будто выключила прошлое. Она снова жила в основном чужой жизнью, теперь жизнью своих воспитанников, но когда, чуть сомкнув глаза, вспоминала о себе, то перед ней тихо всплывал вопрос: «А что было бы, если бы Он вдруг появился перед тобой? Вот прямо здесь, в комнате, или на тротуаре перед окном твоего дома? Ты идешь, а Он идёт навстречу тебе». И в этот момент её мысли вдруг теряли свой реальный статус, сворачивались и уходили куда-то вглубь… «Я бы упала ему в ноги и залилась бы слезами», - отвечала она сама себе, и... не могла дать ответ на вопрос, почему такой предполагала свою реакцию... но ей казалось, что... и он сделал бы тоже. Они стояли бы на тротуаре друг перед другом на коленях, и плакали бы. Немного иная картина, нежели сюжет картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».
       Нет, эти мгновения были, конечно,  там, где-то в глубине, но внешне Ева была весела и спокойна, и совершенно будто бы не обращена в прошлое; ей казалось, что такое сокрытие защищает её от отчаяния и беспомощности перед неявным для обывателей, мировым программированием личной жизни «маленьких людей» «свыше». Она сжималась внутри себя -  от унижения, в которое её ввергало то маскирующееся, что издевалось над её выбором, вторгалось в самые тонкие переживания, диктуя свои обезличенные интересы и цели -  утилитарные и «универсальные». Она темнела - и возвращалась в жизнь, духовно, почему-то ещё более сильной.


       - Думаю, Вы сможете подготовить интересную конференцию для старших классов. Тему найдете сами, - предложила директор школы.
       Ева загорелась; и нашла: «Два мира - два образа жизни» - яркая тема. Начиная с седьмого класса, все желающие смогут принять участие, но координирующим центром должны стать десятиклассники.  Всех желающих принять участие Ева разделила на две группы: одни, при защите рефератов, будут апеллировать к дружбе, сотрудничеству и взаимопомощи, соединяющей социалистические государства в систему, другие — аргументированно раскрывать противоречия мира капиталистической системы эпохи империализма. От социально-экономического противопоставления двух мировых систем, как по лабиринту, все должны были выйти к проблемам политического противоборства и гонки вооружений, а затем, вполне логично. соскользнуть в тоннельную тему - образ жизни, духовная сфера культуры.


       Перед конференцией в вестибюле ребята вывесили газету. На ней аккуратно были обозначены круги вокруг символического центра - теоретически взорвавшейся «чистой», как ее назвали милитаристы, нейтронной бомбы.* Атомная бомба, резюмировали апологеты нейтронного оружия, примитивна, потому что ее основной фактор поражения - ударная волна.  Она разрушает производственные и жилые постройки, инфраструктуру. Взрывной фактор водородной бомбы еще сильнее. Нейтронная же бомба практически не имеет взрывного эффекта, то есть оставляет нетронутыми материальные ценности, отмечали рыночные умы мира капитала, оставляя  вне поля внимания  тот фактор, что ионизирующее излучение создает сильное заражение местности на продолжительный срок.      
       Со всей страстью молодости ребята восстали против даже тени подобных бесчеловечных проектов: пояснения к схеме в их школьной газете подробно описывали возможные муки первого и всех последующих кругов ада. Стенгазета имела невиданный «успех», и у нее на всех переменах толпились, обмениваясь мнениями, учащиеся всех возрастов, от мала до велика. Школьники среднего возрастного звена читали, шевеля губами и помогая себе и друзьям протянутыми к схеме руками разобраться в ней.
       - Ты со своими активистами не слишком запугала ребят? - спросила директор у Евы. - Чтобы, не теснясь, почитать эти ужасы, они с уроков отпрашиваются, будто бы в туалет. Мне приходится следить за ними и снова загонять их на урок.


       В день конференции зал, затаив дыхание, с немым изумлением услышал, потрясшую воображение информацию о геноциде, развязанном в Камбодже против своего народа кровавой кликой Пол Пота и Иенг Сари.** Перед юными сердцами явственно вырисовывался основной вопрос: «Неужели подобное безумие и варварство возможно в наше время?!», а перед умами: «Как, при каких условиях появляются предпосылки для такой трансформации благородных национально-освободительных целей в свою противоположность - уничтожение собственного народа, превращение древней культуры в систему лагерей и пыток, «страну черепов»? На таком геополитическом фоне отсутствие финансово-экономических кризисов и безработицы, грандиозные газопроводы и совместные энергосистемы социалистических государств, защита семейных ценностей, морали и социалистического образа жизни вызвали чуть не религиозное уважение.


       - Молодец, всю школу заинтересовала, -  отозвались на следующий день коллеги.
       Они будто ждали, когда Ева войдет в преподавательскую комнату на перемене, чтобы завалить ее своими похвалами. Именно это ощущение взаимной симпатии и уважения отличало этот педагогический коллектив — один из субъектов общегосударственного механизма воспитания, - в который повезло попасть Еве. На заседании комиссии курса социальных наук коллеги подробно проанализировали удачи и недоработки проведенной конференции. Впрочем, оценку дали высшую.


       Изо дня в день Еву удивляли интеллектуальные потенции учащихся выпускных классов «страхующих» молодого преподавателя там, где она не успевала. Ей достаточно было раздать им задания, чтобы через неделю-другую они выступили с докладами и сообщениями по указанной теме или проблеме. Правда, она помогала им планом и списком источников, консультациями и бронью для них на обслуживание в читальном зале библиотеки Дома политического просвещения, где и сама бывала нередко, несмотря на ограниченные временные возможности из-за двухсменного режима работы в школе. К старшеклассникам она относилась с большим уважением. Все девушки казались молодому преподавателю красивыми, юноши - вежливыми, серьезными, благородными, надежными и остроумными. Она замечала, как они пододвигают ей стул, чтобы она села, очень вежливо приветствуют.
      - О, Ева Яновна! - восклицала Леночка, и лицо ее, украшенное веснушками, становилось еще милее.


        И всё-таки среди этих девушек одна выделялась то ли напускным, то ли искренним равнодушием ко всему и ко всем вокруг. Время от времени, она садилась за партой в своём первом ряду спиной к стене, боком к преподавателю, и общалась с юношами, сидящими впереди и позади нее,  в достаточно властной и бесцеремонной манере, будто она и не принадлежит к противоположному им полу. Однако, неявно, она в основном внимательно следила за ходом урока, быстро приводила себя «в чувство», и неожиданно для друзей, поднимала руку, чтобы ответить или, наоборот, задать вопрос преподавателю. Отвечать у доски, перед всей аудиторией, она вызывалась только тогда, когда специально дома серьезно готовилась к этому, поэтому ответ её всегда был четким и разумным. Стараясь не притуплять в ней чувство достоинства, Ева только тогда и приглашала девушку для ответа у доски, затем ставила ей, в основном, высший бал и «закрывала на детали глаза», ведь основной объем и суть она излагала. Звали девушку Светлана. На одном из уроков истории СССР, когда речь шла о достижениях государства в конце семидесятых годов, об уровне жизни народа, она вдруг спросила:
       - А как Вы оцениваете тот факт, что Леониду Ильичу Брежневу к очередному юбилею вручили маршальскую звезду с бриллиантами и почетное оружие с золотым изображением?
       - Я думаю, дело здесь не в бриллиантах и не в золоте. Традиция вручать государственные награды существует не только у нас, но и в мировой практике. Отчасти, эти награды - признание заслуг не только лидера, но и всего государства в мировой политике, в борьбе за мир.


       Было заметно, что Светлана критически отнеслась в такому ответу, поэтому продолжила:
       - А как Вы оцениваете тот факт, что к каждому дню рождения Генеральному Секретарю Коммунистической партии Советского Союза вручают очередной орден, медаль или другие почетные награды, так что на мундире Брежнева награды уже не помещаются?***
        - Трудно ответить на этот вопрос. Вам известно, что в нашей культуре традиционно присутствует уважение к старшему поколению, а знаки уважения к Леониду Ильичу в то время, когда он уже не совсем здоров, говорят ещё и о том, что власть в нашей стране носит коллегиальный, а не единоличный характер. Для народа, прошедшего через репрессии культа личности Сталина, это очень важно. А как вы считаете, это хорошо, если внутри аппарата власти нет разрушительной борьбы?
       - Да, это обеспечивает стабильный внутренний и внешний курс государства.
       - К тому же, Леонид Ильич уже далеко не молод и, конечно, имеет проблемы со здоровьем, - раздалось несколько голосов.
       - Конечно, хорошо.
        После небольшого обсуждения, все успокоились, но не Света, и во взгляде ее появилось подавленное пренебрежение.
 

       В преподавательской комнате Ева спросила коллег:
        - Что за девушка задает такие вопросы?
        - Ты заканчиваешь учебный год и до сих пор не знаешь Светлану?! Это ведь дочь нашего секретаря Обкома партии.
        - Ну, в общем-то, мне все равно, чья она дочь, главное, что она хорошо учится и проявляет себя как сильная личность.
        - Сейчас она переживает трудный дня нее период. Вот ее и «прорывает».
        - Почему трудный?
        - Она дружила с молодым человеком, но семья возразила.
        - Да, - вмешалась в диалог ещё одна из коллег. - Ее отношения с этим молодым человеком чуть не переросли в серьезные, но отец вовремя вмешался и сказал «нет».


* Нейтронная бомба - впервые концепцию нейтронной бомбы предложил Сюмьюэл Коэн в 1958 г. Первые испытания состоялись в 1963 году на подземном полигоне в Неваде. Позже разработку нейтронного оружия помимо США вели Франция, СССР и Китай. Быстрые нейтроны - основной поражающий элемент бомбы (до 80%), 20% приходится на ударную волну.

** Режим Пол Пота и Иенг Сари - к5райне левый режим в Кампучии, за 3.5 года своего существования уничтоживший 1.5 миллиона своих сограждан.

***Правительственные награды Л.И.Брежнева - за 18 лет, в течение которых Л.И.Брежнев возглавлял партийные органы и государственную власть в СССР, он был награжден 114 высшими правительственными наградами, в их числе две маршальские звезды с бриллиантами и Почетная именная шашка с золотым изображением Герба СССР.


Рецензии