Знахарка Часть 3

Часть 3.

Проснулась рано от завывания ветра и стука ставен. Стекла на окнах разукрасил мороз, и потому в комнате сумрачно. Надо вставать и затапливать печь. За ночь изба промерзла, стены холодные. Снова метель запела свою песню в паре с ветром.
Янина сунула ноги в тапочки и накинула на плечи халатик. Поеживаясь, пыталась зажечь спичку, чиркая ее о коробок. Загоревшийся огонек поднесла к бумаге, торчащей из -под щепок в топке печи. Языки пламени охватили и бумагу и сухие палочки. Дождавшись, когда огонь разгорится основательно, Янина подкладывала высохшие за ночь дрова. Через несколько минут в комнате стало теплее.
С самого рассвета девушка вновь хозяйничала в доме: мыла, скребла, стирала, готовила себе еду. Несколько раз заходил сосед дядя Паша, принес немного картошки да квашеной капусты собственного засола. А чего? Девчонка молодая, худая совсем. Пусть хоть деревенской еды попробует. Весной огород можно вскопать да посадить чего-нибудь. Все подспорье будет. А там в лесу грибы, ягоды, орехи. Проживет девка. Так рассуждал сердобольный старик.
Лишь к вечеру Янина управилась с уборкой. В доме стало светлее, словно дух бабушки Аксиньи наконец-то покинул это место. Только теперь девушка решилась проверить, что таит в себе дубовый сундук. Сняв с него коврик, провела пальцами по поверхности, ощущая тепло дерева. Кованые углы потемнели от времени. Казалось, что-то волшебное спрятано внутри сундука.
Долго искать ключ не пришлось. Он висел с задней стороны, большой и такой же черный, как и углы, с ажурной головкой. Взвесив его на ладони, удивилась: тяжелый. В замок ключ вошел с трудом, видимо, внутри заржавело. После нескольких попыток что-то заскрипело и наконец-то замок поддался натиску. Крышку сундука открывала с осторожностью, словно боялась, вдруг оттуда выскочит барабашка.
Внутри лежали бабушкины вещи: старые платья, наверное еще с древних времен, поношенные, но аккуратно сложенные. Несколько цветных платков с запахом нафталина. А в самом низу, на дне, девушка нашла небольшую коробку из-под обуви. Вот и все бабкино наследство.
- Не густо,- пробормотала Янина.
А на что она надеялась? Чего ожидала? По разговорам соседа дяди Паши,бабушка жила скромно. Получала пенсию от государства, на которую можно было еле сводить концы с концами. Иногда к ней приходили за помощью: то живот заболит у кого, то зуб или жар сильный. Помогала она настоями травяными, заговорами. А люди в благодарность приносили продукты. Так и жила Аксинья.
В коробке сверху лежали пожелтевшие фотографии, треугольники из бумаги , исписанные мелким почерком и перевязанные ленточкой. Это письма с фронта, наверное, прадедушка отправлял. С трепетом погладила их пальцами ,пытаясь проникнуться тем духом, оставшимся с военных времен. На самом дне обнаружила еще один пакет. При тусклом свете лампочки прочесть содержимое листков было трудно. Но кое- что Янина все таки смогла разобрать. Здесь описывались растения, их название и для чего предназначены. Целый курс ботаники. Но самое интересное в рецептах приготовления настоек. Так вот какое бабка Аксинья наследство оставила.
Каждый день  разбирала мелкий корявый почерк, заново переписывая непонятные заговоры, стараясь запомнить. В чулане нашла ступку, в которой бабушка толкла траву и корешки.Различные склянки с уже готовыми настойками стояли на полке. Многое было девушке неведомо, но упорное изучение дало свои результаты.
Однажды , под самое утро ,когда сон был сладким и крепким, настойчиво постучали сначала в дверь, затем в окно. Просыпаться не хотелось, сон не отпускал, обволакивая липкой паутиной. Но стук продолжался, и Янина с трудом открыла глаза. За ночь дрова в печи прогорели, оставив лишь потухшие угольки. Холодно. Накинув на худенькие плечи бабкин байковый халат, направилась в сени. Открыла засов и отворила дверь. Вместе с морозным воздухом в избу вошел мужчина в тяжелом тулупе, затем еще один с ребенком на руках. Отряхнув снег с валенок, сняли шапки и поздоровались.
- Мир дому, хозяйка.
- Здравствуйте,- ответила девушка.
- А нам бабушка Аксинья нужна, - продолжал гость.
- Так она померла уж давно.
Зябко кутаясь в халат, Янина не могла сообразить, что хотят эти люди.
- Да вы присаживайтесь, - пригласила она мужчин.- И ребенка посадите.
Вошедшие потоптались у двери, не решаясь пройти. Но потом все-таки осмелились и сели на табуреты. Ребенок застонал.
- Кладите его вот сюда,- показала место на лавке.- Надо раздеть. Только я сначала печь растоплю...холодно.
- Вы не беспокойтесь,- засуетился один из мужчин.- Это я мигом сделаю.
Скинув промерзший овчинный тулуп, пахнувший морозом, на пол, принялся строгать лучину для растопки. Ребенка уложили на широкую скамью, стоящую вдоль стены. На такой в старые времена спали вместо кровати. Приложив руку ко лбу мальчика, почувствовала жар. Подумала, надо бы в больницу отправить, а вдруг у него воспаление? Что же там у бабушки написано про это? Схватила листки, расписанные старческой рукой. Пока мужчина возился с дровами, быстро пробежала взглядом по тексту.
Ну вот, вроде нашла рецепт. В первую очередь надо напоить ребенка чаем с малиной. Сосед дядя Паша приносил баночку меда и малинового варенья. Затем заварить мать-и-мачеху. Тоже помогает при воспалительных процессах. Через несколько минут печь вовсю пылала жаром, распространяя тепло по избе. Чайник закипел, и теперь можно заняться лечением мальчика.
- Сколько лет ему?- спросила Янина у мужчин.
- Пять лет будет летом,- ответил один .
- А зовут как?
- Ванюшка.
Девушка согласно кивнула.
- Возвращайтесь домой. Мальчик со мной поживет.
- А приходить за ним когда?- поинтересовались дядьки.
- Дней через десять. Постараюсь поставить его на ноги.
Поблагодарив хозяйку, гости вышли в сени, запустив очередную порцию морозного воздуха.
Маленький мальчик с трудом дышал. Янина наклонилась к нему и приложила к груди ухо. Хрипов не было. Сюда бы врача, но скорую помощь не дождешься . Да и не приедет она. Придется лечить своими силами. Навела в кружке с кипятком варенья и ложечкой вливала в рот больному. Ребенок пил сладкую горячую водичку, захватывал губами ложку, словно просил еще. Капельки стекали по подбородку, оставляя розовый след. Глядя на мальчика,  шептала молитву, просила Бога о выздоровлении . Положила ладонь ему на грудь, пытаясь отдать свою энергию больному. Неожиданно почувствовала покалывание в пальцах, горячая волна прошла сквозь ее тело, занемела рука. Такого девушка не ощущала никогда. В глазах помутнело, и замелькали разноцветные круги. Отдернув руку от маленького тельца ,села на пол у изголовья кровати и впала в забытье.
Сколько пробыла в беспамятстве, сказать сложно:может, несколько секунд, а может, и несколько часов. Время будто бы остановилось для нее. Очнулась от холода, тянувшего по полу. Тяжело опираясь руками о кровать, девушка поднялась и, пошатываясь , прошла к входной двери, накинула крючок. Надо было растопить печь, приготовить еду. Она подошла к кровати где лежал мальчик. Прислушалась к его дыханию. На удивление, ребенок дышал ровно, не задыхаясь. Погладив легонько по голове больного и с облегчением вздохнув,  отправилась заниматься домашними делами. Появилась надежда, что с мальчиком всё будет хорошо.
Десять дней Янина не отходила от больного мальчика. Десять дней отдавала ему свою энергию, тем самым забирая хворь себе. И, наконец-то, пришло выздоровление. К концу второй недели приехали родственники маленького Ванечки.Увидев выздоровевшего ребенка,его улыбку и свет в глазах, обрадовались и долго благодарили знахарку. На прощание оставили много продуктов в уплату за лечение. Девушка не отказывалась. Деньги она не брала. А если кто и поблагодарит её, то от чистого сердца. Если бы люди знали, как тяжело приходилось восстанавливаться после этого. Но она не роптала. Раз Господь дал ей такой дар, значит, надо нести его с чистой совестью.
После случая с Ванечкой слух о новой знахарке разлетелся по округе. Жители близлежащих деревень приходили со своими бедами к молодой девушке, и она не отказывала им в помощи. Лечила настойками трав, заговорами и молитвами. И сама набиралась опыта, черпая сведения из бабушкиных записей.


Рецензии